Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2018 год

Категория отчета:

 

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2018 год

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

1.1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 8 дел (в 2017 году – 9 дел);

выявлено 45 нарушений (в 2017 году – 89);

выдано 5 предписаний (в 2017 году – 8 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в разрезе видов нарушений

навязывание невыгодных условий договора – 28 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 1 нарушение, 1 дело и 1 предписание;

необоснованный отказ от заключения договора – 11 нарушений, 2 дела и 2 предписания;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение, 1 дело и 1 предписание;

нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения, 4 дела и 1 предписание.

В 2018 года Башкортостанским УФАС России всего было выдано 36 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":

по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 28 предупреждений;

по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" – 8 предупреждений;

по пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения;

по пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения.

По пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 28 предупреждений: 28 предупреждений выполнено (27 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде); по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения; обжаловано в суд 1 предупреждение.

По пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 8 предупреждений: выполнено 9 предупреждений (7 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 2 предупреждения, выданных в предыдущем периоде); по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения.

По пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" предупреждения не выдавались.

В 2017 году 1 предупреждение по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" обжаловано в суд.

1.1.2.Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 10 дел (в 2017 году – 12 дел);

выявлено 9 нарушений (в 2017 году – 10);

выдано 25 предписаний (в 2017 году – 19 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по статье 11 в разрезе видов нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 10 дел, 9 нарушений и 25 предписаний.

1.1.3.Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции". 

1.1.4.Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по фактам недобросовестной конкуренции:

возбуждено 13 дел (в 2017 году – 3 дела);

выявлено 37 нарушений (в 2017 году – 38 нарушений);

выдано 6 предписаний (в 2017 году – 2 предписания).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений, возбужденных дел и количества выданных предписаний по фактам недобросовестной конкуренции (по видам нарушений):

недобросовестная конкуренция путем дискредитации - 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение – 1 дело, 9 нарушений, предписания не выдавались;

недобросовестная конкуренция путем некорректного сравнения – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг – 1 дело, 1 нарушение, предписания не выдавались;

недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – 9 дел, 5 нарушений и 5 предписаний;

иные формы недобросовестной конкуренции – 19 нарушений, 2 дела, 1 предписание.

В 2018 году Башкортостанским УФАС России выявлены нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией:

путем дискредитации в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта, без указания конкретных характеристик или параметров сравнения, имеющих объективное подтверждение, либо в случае, если утверждения, содержащие указанные слова, являются ложными, неточными или искаженными;

путем сравнения с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром, основанное исключительно на незначительных или несопоставимых фактах и содержащее негативную оценку деятельности хозяйствующего субъекта-конкурента и (или) его товара;

путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени;

путем совершения иных форм недобросовестной конкуренции, в том числе при участии в запросах котировок, открытых конкурсах, аукционах.

В 2018 году выдано 31 предупреждение по фактам недобросовестной конкуренции о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 141, 142, 143, 147, 148:

по статье 141 – предупреждения не выдавались, выполнено 2 предупреждения, выданные в предыдущие периоды;

по статье 142 – 9 предупреждений, выполнено 9 предупреждений;

по статье 143 – 1 предупреждение, выполнено 1 предупреждение;

по статье 148 – 21 предупреждение, выполнено 18 предупреждений, не исполнено 3 предупреждения в установленный срок, по которым возбуждено 3 дела.

В 2018 году обжалованы 2 предупреждения, находятся в стадии рассмотрения.

Также в 2018 году после невыполнения предупреждения, выданного в предыдущие периоды, возбуждено дело по статье 148 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.1.5.Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 8 дел (в 2017 году – 7 дел);

выявлено 42 нарушения (в 2017 году – 158);

выдано 4 предписания (в 2017 году – 6 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 15 в разрезе видов нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 4 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

установление ограничен6ий в выборе продавцов – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 6 дел, 15 нарушений, выдано 3 предписания;

создание дискриминационных условий – 2 дела, 20 нарушений, выдано 1 предписание;

наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции – 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались.

В 2018 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках:

рынок недвижимого имущества;

рынок ритуальных услуг;

рынок печатных изданий;

рынок нестационарных торговых объектов.

В 2018 году Башкортостанским УФАС России выдано 28 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выполнено 34 предупреждения (17 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 19 предупреждений, выданных в предыдущие периоды), 3 предупреждения – в стадии выполнения, не выполнено в установленный срок 8 предупреждений, после невыполнения предупреждений возбуждено 8 дел, предупреждения не обжаловались в суд.

1.1.6.Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 10 дел (в 2017 году – 16 дел);

выявлено 2 нарушения (в 2017 году – 10 нарушений);

предписания не выдавались (в 2017 году – 11 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 16 в разрезе видов нарушений:

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 10 дел, 2 нарушения, предписания не выдавались.

1.1.7.Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 16 дел (в 2017 году – 41 дело);

выявлено10 нарушений (в 2017 году – 40 нарушений);

выдано 1 предписание (в 2017 году – 8 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 17 в разрезе видов нарушений:

создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 4 дела, 3 нарушения и 1 предписание;

нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 4 дела, 2 нарушения, предписания не выдавались;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 7 дел, 5 нарушений, предписания не выдавались;

ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок – 1 дело, нарушения не выявлены, предписания не выдавались.

1.1.8.Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 1 дело (в 2017 году – 8 дел);

нарушения не выявлены (в 2017 году – 6 нарушений);

предписания не выдавались (в 2017 году – 2 предписания).

1.1.9.Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции". 

1.1.10.Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году основные виды торгов, обжалуемые в Башкортостанское УФАС России:

67,5% поступивших жалоб в Башкортостанское УФАС России  касалось обжалования торгов, проводимых по Федеральному Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

8,9% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

8,4% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

6,5% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

2,2% поступивших жалоб касалось обжалования аукционов и предварительных отборов, проводимых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".

Основные виды нарушений, выявленных в 2018 году:

необоснованное отклонение заявки;

установление требований к участникам торгов, не предусмотренных документацией о закупках, Положением о закупках;

необоснованный не допуск к участию в закупке;

установление необоснованных требований на этапе допуска, а также на этапе оценки;

несвоевременное размещение информации, подлежащей размещению (протоколы, извещения и др.);

сокращение сроков приема заявок.

1.1.11.Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2018 году рассмотрено 9 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 6 решений о даче согласия.

Поступило на рассмотрение 9 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 1 заявление;

проведение научных исследований – 2 заявления;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 1 заявление;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 1 заявление;

охрана здоровья граждан – 1 заявление;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 1 заявление;

поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" – 2 заявления.

В 2018 году поступило на рассмотрение 9 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 6 - от органов исполнительной власти субъекта РФ, 3 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (не денежных средств) – 2 заявления, передача имущества (денежных средств) - 3 заявления, передача иных объектов гражданских прав – 4 заявления.

1.1.12.Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2018 году Башкортостанским УФАС России не принимались решения по делам, в которых включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

1.1.13.Практика направления предостережений

В 2018 году Башкортостанским УФАС России выдано 16 предостережений по статье 15 Закона "О защите конкуренции".

В 2017 году выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона "О защите конкуренции":

по статье 15 – 5 предостережений;

по статье 16 – 1 предостережение.

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 4 ходатайства, направленных участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции". В 2017 году – 1 ходатайство.

В Башкортостанское УФАС России в 2018 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.

Башкортостанским УФАС России в 2018 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Федерального закона "О защите конкуренции"

1.2.2.Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году в Башкортостанское УФАС России не поступали проекты соглашений в соответствии со статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.2.3.Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

В 2018 году не было случаев применения статьи 38 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.2.4.Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В 2018 году рассмотрено 1 ходатайство, поданное в соответствии с Законом «О естественных монополиях».

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2018 году Башкортостанским УФАС России проведено 9 плановых проверок органов местного самоуправления, по итогам которых выдано 4 предупреждения, все предупреждения исполнены органами местного самоуправления в установленный срок. По результатам проведенных проверок к административной ответственности в отчетном периоде должностные лица не привлекались, поскольку выданные предупреждения исполнялись в срок, в связи с чем, дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на:

рынок печатной продукции – 75%;

рынок недвижимого имущества – 25%.

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2018 году Башкортостанским УФАС России не передавались сообщения (материалы) в правоохранительные органы.

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

В 2018 году не поступали обращения, не возбуждались дела, не проводились проверки по контролю соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» было возбуждено 1 дело; выявлено 1 нарушение; предписания не выдавались.

Башкортостанским УФАС России по итогам 64 проведенных внеплановых проверок в связи с выявлением нарушений законодательства о торговле, в части несоответствия условий договоров поставки действующему законодательству, были возбуждены 74 административных дела по статье 14.42. КоАП РФ.

По результатам рассмотрения 74 дел об административных правонарушениях было выдано 41 предупреждение и выдано 33 постановления о наложении штрафа на общую сумму 660 тыс. рублей.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

-

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2018 году возбуждено и рассмотрено 81 дело по признакам нарушения законодательства о рекламе., выдано 62 предписания.

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2018 году возбуждено и рассмотрено 750 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:

420 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок;

6 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках;

50 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений;

5 дел – за недобросовестную конкуренцию;

15 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

100 дел – за нарушение законодательства о рекламе;

2 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении;

25 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;

99 дел – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц;

3 дела – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.

За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 25 делам.

Общая сумма уплаченного штрафа – более 11,9 млн.рублей.

Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями

В 2018 году в результате рассмотрения 66 дел (в 2017 году – 96) по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 42 решения (в 2017 году – 84) о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 41 предписание (в 2017 году – 56) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2018 году всего обжаловано 34 решения (в 2017 году – 52), из них:

12 решений, принятых в 2018 году (в 2017 году - 28 решений, принятых в 2017 году);

22 решения, принятых в предыдущем периоде (в 2017 году – 24 решение).

Признаны судом законными в полном объеме 19 решений, всего (в 2017 году – 26 решений), из них:

2 решения, принятых в 2018 году (в 2017 году – 7 решений, приятых в 2017 году);

17 решений, принятых в предыдущем периоде (в 2017 году – 19 решений).

Признано судом полностью недействительными 4 решения, принятых в предыдущие периоды (в 2017 году – 7 обжалованных решения, принятых в предыдущем периоде).

Признано судом частично недействительным 1 решение, принятое в предыдущие периоды (в 2017 году – отсутствуют решения, признанные судом частично недействительными).

В стадии судебного обжалования находятся 18 обжалованных решения (в 2017 году – 23), из них:

10 решений, принятых в 2018 году (в 2017 году – 21 решение, принятое в 2017 году);

8 решений, принятые в предыдущем периоде (в 2017 году – 2 решения).

Также в 2018 году было обжаловано 36 решений (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2017 году – 54).

3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2017 году – 2).

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В 2018 году в Башкортостанское УФАС России не поступали жалобы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве).

Раздел 8. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями

В 2018 году было обжаловано 36 решений (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2017 году – 54).

3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2017 году – 2).

Раздел 9. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за 2018 год Башкортостанским УФАС России рассмотрено 1305 жалоб. Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, уполномоченного органа, распределился следующим образом: при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд – 164 поданных жалобы или 12,57% от общего количества, для нужд субъекта Российской Федерации – 802 или 61,45%, для муниципальных нужд – 339 или 25,98%.

Участниками закупки, подавшими жалобы, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 54 жалобы или 4% от общего количества поступивших жалоб.

Из принятых к рассмотрению жалоб признано обоснованными – 237 жалоб (27,32%); обоснованными частично – 135 жалоб (16,25%); необоснованными – 425 жалоб (51,15%); необоснованными, при этом выявлены нарушения – 45 жалоб (5,42%). В соответствии с выявленными нарушениями Комиссией Башкортостанского УФАС России выданы соответствующие предписания об устранении нарушений.

Проведено в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе на основании поступившей информации и обращений 263 внеплановые проверки, по результатам которых в 193 случаях выявлены нарушения действующего законодательства, что составляет 73,39% от общего количества проведенных внеплановых проверок. В 70 случаях (26,62%) нарушений не установлено.

Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются:

"заточка" технических требований под "определенного" производителя;

неприменение постановления Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2017 года № 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

предоставление участниками закупок недостоверной информации;

неправомерное отклонение заявок;

установление показателей отличных от ГОСТ (без обоснования);

разработка документации о закупке не соответствующей действующей редакции ГОСТ.

Также Башкортостанским УФАС России в 2018 году осуществлены 2 плановые проверки, по результатам которых в действиях субъектов проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, должностные лица субъектов проверки привлечены к административной ответственности.

В 2018 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 373 обращения (заявления) о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам рассмотрения Управлением включен в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 121 поставщик (подрядчик, исполнитель). Большая часть обращений (заявлений) поступает в связи с уклонением от заключения контракта.

Наибольший удельный вес, выявленных в 2018 году административных правонарушений, приходится на положения статьи 7.30 КоАП РФ (около 69,77%).

Раздел 10. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2018 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференция, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

Проведено 4 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (21 марта, 20 июня, 19 сентября и 21 ноября 2018 года).

В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.

15 ноября 2018 года проведена международная научно-практическая конференция "Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития" с участием представителей Центрального аппарата ФАС России, территориальных органов ФАС России, членов Ассоциации антимонопольных экспертов, органов исполнительной власти республики, Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Уфимского государственного нефтяного технического университета, Башкирского государственного университета, общественных организаций и бизнеса.

Проведены семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России и  круглый стол по актуальным проблемам применения и развития антимонопольного законодательства, взгляд регулятора и экспертов с участием представителя ФАС России и членов Ассоциации антимонопольных экспертов.

Проведены экскурсии, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов; конкурсы рисунков "Реклама школьных каникул", "Реклама новогоднего товара", "Реклама новогодней елки" для учащихся младших классов; практические занятия с учащимися старших классов в виде деловой игры "Модельный процесс, посвященный рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, недобросовестной конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на рынке"; "школьный" Экспертный Совет по рекламе для учащихся средних классов; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"; "Веселые старты - за честную конкуренцию" среди воспитанников старшего дошкольного возраста; классные часы по рекламе для учащихся младших и средних классов.  

В наши дни актуальным вопросом остается разработка антимонопольного комплаенса в государственных органах и на предприятиях. Антимонопольный комплаенс предполагает совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.

Крупные компании приходят к необходимости внедрения антимонопольного комплаенса, а также необходимости наличия кадров в штате, владеющих комплексом знаний, в том числе антимонопольного законодательства.

Школа конкурентного права, организованная в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ), уже сегодня готовит таких специалистов. В 2016 года состоялся первый выпуск Школы конкурентного права. Слушателями являются студенты разных ВУЗов и курсов, в том числе магистранты. В 2016-2018 г.г. проведены четыре сессии II набора Школы конкурентного права. В мае 2018 года состоялся второй выпуск Школы конкурентного права.

Школа востребована – в ноябре 2018 года состоялся III набор Школы конкурентного права и проведены занятия первой сессии школы.

В Башкортостанском УФАС России проводится личный прием граждан руководителем управления, заместители руководителя, начальники отделов управления (по мере обращения) ведут приемы граждан.

Информация о графике приема граждан размещена на сайте Башкортостанское УФАС России в разделе "обратная связь" (обратная связь - контактная информация – график приема граждан).

По поручению Президента Российской Федерации в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан 20 февраля и 10 октября 2018 года проведены приемы граждан руководителем управления по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России.

За 2018 год поступило 1061 письменное обращение граждан, принято 69 граждан.

Основные вопросы, по которым обращаются граждане: ситуация на продовольственных рынках; нарушения в сфере ЖКХ; нарушения в сфере энергетики (технологическое присоединение); вопросы, связанные с методами реагирования и административной ответственностью за нарушение процедуры торгов; нарушения процедуры предоставления земельных участков в аренду; по вопросам рекламы (обращения по рекламе, размещаемой в средствах массовой информации и по наружной рекламе).

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли;

Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет. В 2018 году состоялось 2 заседания совета (22 ноября и 13 декабря 2018 года).

22 ноября 2018 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России, на котором обсуждена тема "Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период до 2030 года". На заседании совета 13 декабря 2018 года состоялось обсуждение вопросов о предстоящих изменениях регламента работы Общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России.

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 4 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России действует более 10 лет. В 2018 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (14 марта, 26 июня, 11 сентября и 25 декабря 2018 года). На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям. На заседании совета 29 августа 2018 года обсуждалась тема: "Ситуация на рынке теплоснабжения с учетом вынесенного Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года №30-П".

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2018 году состоялось 2 заседания совета (23 мая и 18 сентября 2018 года).

На заседании Экспертного Совета в сфере розничной торговли 23 мая 2018 года обсуждалась ситуация на топливном рынке. В рамках заседания совета обсуждены вопросы, касающиеся повышения розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо и тенденции на топливном рынке. 18 сентября 2018 года на заседании совета обсуждалась ситуация на рынке розничной торговли - обсуждены вопросы ограничения приобретения, аренды торговыми сетями торговых площадей под магазины.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок. В 2018 году проведено 2 заседания совета. (17 апреля и 24 октября 2018 года).

На заседаниях совета совместно с представителями государственных заказчиков, органов прокуратуры, бизнес–сообществ, участников рынка, общественных организаций, слушателей школы конкурентного права в присутствии средств массовой информации обсуждались проблемы, препятствующие развитию конкуренции в сфере закупок, актуальные вопросы и сложившуюся правоприменительную практику (17 апреля 2018 года), проблемные вопросы на рынке охранных услуг (24 октября 2018 года).