• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2017 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы

по Республике Башкортостан по итогам работы за 2017 год

 

 

Раздел 1. Антимонопольный контроль

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 9 дел (в 2016 году – 16 дел);

выявлено 89 нарушений (в 2016году – 111);

выдано 8 предписаний (в 2016 году – 10 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в разрезе видов нарушений:

навязывание невыгодных условий договора – 50 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 4 нарушения, 4 дела и 4 предписания;

необоснованный отказ от заключения договора – 28 нарушений, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

создание дискриминационных условий – 2 нарушения, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение, 1 дело, предписания не выдавались;

нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения, 4 дела и 4 предписания.

В 2017 года Башкортостанским УФАС России всего было выдано 87 предупреждений (в 2016 году – 95) о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции":

по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 53 предупреждения (в 2016 году – 20);

по пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" – 32 предупреждения (в 2016 году – 25);

по пункту 6 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения, как и в 2016 году;

по пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» - 2 предупреждения (в 2016 году – 50).

По пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 32 предупреждения: 50 предупреждений выполнено, 1 предупреждение находится в стадии выполнения, по 2 предупреждениям возбуждено 2 дела в связи с неисполнением предупреждений.

По пункту 5 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 32 предупреждения: 28 предупреждений выполнены, 3 предупреждения находятся в стадии выполнения, по 1 предупреждению возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения.

По пункту 8 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" выдано 2 предупреждения: 2 предупреждения выполнены.

В 2017 году предупреждения не обжаловались. 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 12 дел (в 2016 году – 5 дел);

выявлено 10 нарушений (в 2016 году – 5);

выдано 19 предписаний (в 2016 году – 15 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по статье 11 в разрезе видов нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 6 дел, 6 нарушений и 13 предписаний;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 5 дел, 3 нарушения и 5 предписаний;

координация экономической деятельности хоз.субъектов – 1 дело, 1 нарушение и 1 предписание.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году, как и в 2016 году, не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции". 

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по фактам недобросовестной конкуренции:

возбуждено 3 дела (в 2016 году – 6 дел);

выявлено 38 нарушений (в 2016 году – 27 нарушений);

выдано 2 предписания (в 2016 году – 2 предписания).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений, возбужденных дел и количества выданных предписаний по фактам недобросовестной конкуренции (по видам нарушений):

недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение – 11 нарушений, дела не возбуждались;

недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг – 1 дело, нарушений не выявлено, предписания не выдавались;

недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – 2 дела, 2 нарушения и 2 предписания;

иные формы недобросовестной конкуренции – 25 нарушений.

В 2017 году Башкортостанским УФАС России выявлены нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией:

путем дискредитации в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом-конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей;

места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя;

путем приобретения и использования исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг;

путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени;

путем совершения иных форм недобросовестной конкуренции, в том числе при участии в запросах котировок, открытых конкурсах, аукционах.

В 2017 году выдано 38 предупреждений по фактам недобросовестной конкуренции о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 141, 142, 143, 147, 148

по статье 141 – 2 предупреждения, находятся в стадии выполнения;

по статье 142 – 10 предупреждений, выполнено 11 предупреждений: 10 предупреждений, выданных в отчетном периоде, и 1 предупреждение, выданное в предыдущем периоде;

по статье 148 – 26 предупреждений, выполнено 25 предупреждений, 1 предупреждение находится в стадии выполнения.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия)федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции":

возбуждено 7 дел (в 2016 году – 10 дел);

выявлено 158 нарушений (в 2016 году – 100);

выдано 6 предписаний (в 2016 году – 2 предписания).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и количества выданных предписаний по признакам нарушений статьи 15 в разрезе видов нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 1 дело, 105 нарушений, предписания не выдавались;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 6 дел, 51 нарушение, выдано 6 предписаний;

незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг – 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались;

совмещение функций органов власти с функциями х/с - 1 нарушение, дела не возбуждались, предписания не выдавались.

В 2017 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках:

предоставление ритуальных услуг (передача полномочий органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение);

предоставления земельных участков (предоставление земельного участка путем незаконного изменения вида разрешенного использования);

рынок рекламных услуг (предоставление рекламных мест без осуществления конкурсных процедур, бездействие в расторжении заключенных договоров о размещении и эксплуатации рекламной конструкции);

содержание, благоустройство, ремонт дорог, территории муниципальных районов (понуждение землепользователей, арендаторов зданий (участков) заключения договоров с муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями по благоустройству районов);

рынок дезинфицирующих средств (предоставление непредусмотренных Федеральным законодательством преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, разработка аукционной документации под конкретного субъекта);

рынок оказания услуг в организации детского дошкольного и школьного питания (установление к специализированной организации осуществляющей услуги питания в образовательных учреждениях Республики Башкортостан требований ограничивающих конкуренцию);

рынок сельскохозяйственных и лесных товаров;

рынок пассажирских перевозок;

рынок поставки лекарственных препаратов для обеспечения отдельных групп населения и граждан по категориям заболеваний, имеющих право на меры социальной поддержки;

рынок отвода поверхностных вод.

В 2017 году Башкортостанским УФАС России выдано 187 предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выполнено 124 предупреждения, 61 предупреждение – в стадии выполнения, не выполнено в установленный срок 2 предупреждения, после невыполнения предупреждений возбуждено 2 дела, 2 предупреждения обжалованы в суд.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 16 дел (в 2016 году – 17 дел);

выявлено 10 нарушений (в 2016 году – 14 нарушений);

выдано 11 предписаний (в 2016 году – 13 предписаний).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 16 в разрезе видов нарушений:

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 16 дел, 10 нарушений, и 11 предписаний.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 41 дело (в 2016 году – 36 дел);

выявлено 40 нарушений (в 2016 году – 34 нарушения);

выдано 8 предписаний (в 2016 году – 24 предписания).

Распределение возбужденных дел, выявленных нарушений и выданных предписаний по признакам нарушений статьи 17 в разрезе видов нарушений:

создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 6 дел, 6 нарушений и 2 предписания;

нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 4 дела, 4 нарушения и 4 предписания;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 31 дело, 30 нарушений и 2 предписания.

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 8 дел (в 2016 году – 7 дел);

выявлено 6 нарушений (в 2016 году – 6 нарушений);

выдано 2 предписания (в 2016 году – 3 предписания).

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году, как и в 2016 году, не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции". 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году основные виды торгов, обжалуемые в Башкортостанское УФАС России:

51,5% поступивших жалоб в Башкортостанское УФАС России  касалось обжалования торгов, проводимых по Федеральному Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

14,8% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

9,1% поступивших жалоб касалось обжалования аукционов и предварительных отборов, проводимых в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 № 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах";

8% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по Федеральному закону от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

5,7% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Основные виды нарушений, допущенные организаторами торгов, в сфере Закона о закупках:

- необоснованный не допуск к участию в закупке;

- необоснованный допуск к участию в закупке;

- содержание извещения о торгах не соответствует закону.

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2017 году рассмотрено 16 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 10 решений о даче согласия.

Поступило на рассмотрение 16 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 3 заявления;

защита окружающей среды – 2 заявления;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3 заявления;

развитие физической культуры и спорта – 1 заявление;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 1 заявление;

производство сельскохозяйственной продукции – 2 заявления;

социальное обеспечение населения – 2 заявления;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 2 заявления.

В 2017 году поступило на рассмотрение 16 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 7 - от органов исполнительной власти субъекта РФ, 9 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (не денежных средств) – 7 заявлений, передача имущества (денежных средств) - 3 заявления, передача иных объектов гражданских прав – 6 заявлений.

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2017 году Башкортостанским УФАС России не принимались решения по делам, в которых включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами (в 2016 году – 1 решение).

1.1.13. Практика направления предостережений

В 2017 году Башкортостанским УФАС России выдано 6 предостережений о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 257 Закона "О защите конкуренции":

по статье 15 – 5 предостережений;

по статье 16 – 1 предостережение.

В 2016 году Башкортостанским УФАС России выдано 1 предостережение по статье 15 Закона "О защите конкуренции".

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27,28,29,31 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 1  ходатайство, направленное участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст.ст. 27-31 Федерального закона "О защите конкуренции".

В Башкортостанское УФАС России в 2017 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.

Башкортостанским УФАС России в 2017 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году в Башкортостанское УФАС России не поступали проекты соглашений в соответствии со статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

В 2017 году не было примеров применения статьи 38 Федерального закона "О защите конкуренции".

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В 2017 году рассмотрено 4 ходатайства, поданных в соответствии с Законом «О естественных монополиях».

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2017 году Башкортостанским УФАС России проведено 8 плановых проверок органов власти и некоммерческих организаций:

7 проверок в отношении органов местного самоуправления, по итогам которых выдано 46 предупреждений, 27 из которых исполнены органами местного самоуправления в установленный срок, 19 находятся в стадии исполнения, срок исполнения не истек; по результатам проведенных проверок к административной ответственности в отчетном периоде должностные лица органов местного самоуправления не привлекались, поскольку выданные предупреждения исполняются в срок, в связи с чем, дела о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждались;

1 проверка в отношении некоммерческой организации, по результатам которой возбуждено 20 дел по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", по которым приняты решения о наличии нарушений. 

В 2016 году проведено 9 проверок: 8 плановых проверок и 1 проверка внеплановая, выдано 9 предупреждений.

Таким образом, в 2017 году увеличилось количество выявленных нарушений по отношению к 2016 году.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на

рынок ремонтно-строительных услуг – 34,9%;

рынок недвижимого имущества – 28,8%;

рынок полиграфических услуг – 18,2%;

рынок пассажирских перевозок – 10,6%;

рынок сельскохозяйственных и лесных товаров – 4,5%;

иные – 3%.

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2017 году Башкортостанским УФАС России не передавались сообщения (материалы) в правоохранительные органы.

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009

№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2017 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

возбуждено 1 дело (в 2016 году – 4 дела);

выявлено 1 нарушение (в 2016 году – 4 нарушения);

предписания не выдавались (в 2016 году – 4 предписания).

В 2016 году были выявлены 4 нарушения, связанные с нарушением установленного порядка ценообразования на детское питание. В 2017 году норма права, устанавливающая предельно допустимую наценку на детское питание действовать перестала.

Башкортостанским УФАС России по итогам 64 проведенных внеплановых проверок в связи с выявлением нарушений законодательства о торговле, в части несоответствия условий договоров поставки действующему законодательству, были возбуждены 74 административных дела по статье 14.42. КоАП РФ.

Наиболее распространенные нарушения в договорах поставки:

- установление условий отсрочки оплаты продовольственных товаров с нарушением действующего законодательства о торговле;

- превышение 5% совокупного размера вознаграждения;

- наличие таких условий договора как: оплата товара осуществляется в срок при условии исполнения поставщиком обязанности по передаче документов относящихся к поставке таких товаров, что нарушает норму закона, устанавливающую срок оплаты с момента фактического получения товара.

По результатам рассмотрения 74 дел об административных правонарушениях выдано 41 предупреждение и выдано 33 постановления о наложении штрафа.

В рамках изучения рынка розничной торговли продовольственными товарами в Республике Башкортостан за 2016 год установлено, что в административных границах Альшеевского, Архангельского, Благоварского, Буздякского, Зилаирского, Калтасинского районов и ЗАТО Межгорье доля АО "Тандер" (торговой сеть "Магнит") превышает предельно допустимую Законом о торговле  - 25%.

Согласно действующему законодательству в границах данных административно-территориальных образований на ритейла распространяется  запрет на приобретение или аренду дополнительных торговых площадей.

Соответствующие письма были направлены в торговую сеть «Магнит» и Администрации муниципальных образований.

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

-

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

В 2017 году  Башкортостанским УФАС России возбуждено и рассмотрено 85 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, выдано 117 предписаний, 113 предписаний исполнены, 4 – находятся в стадии исполнения.

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2017 году возбуждено и рассмотрено 1036 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:

588 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок;

15 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках;

88 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений;

3 дела – за недобросовестную конкуренцию;

18 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

116 дел – за нарушение законодательства о рекламе;

2 дела – за нарушение законодательства об энергосбережении;

6 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;

93 дела – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц;

74 дела – за нарушение законодательства о торговле;

7 дел – за неисполнение в срок решения, предписания;

8 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.

За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 18 делам.

Общая сумма уплаченного штрафа – более 20,4 млн.рублей.

Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями.

В 2017 году в результате рассмотрения 96 дел (в 2016 году – 97) по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 84 решения (в 2016 году – 86) о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 56 предписаний (в 2016 году – 69) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2017 году всего обжаловано 52 решения (в 2016 году – 32), из них:

28 решений, принятых в 2017 году (в 2016 году - 11 решений, принятых в 2016 году);

24 решения, принятых в предыдущем периоде (в 2016 году – 21 решение).

Признаны судом законными в полном объеме 26 решений, всего (в 2016 году – 31 решение), из них:

7 решений, принятых в 2017 году (в 2016 году – 2 решения, приятых в 2016 году);

19 решений, принятых в предыдущем периоде (в 2016 году – 29 решений).

Признано судом полностью недействительными 7 решений, принятых в предыдущие периоды (в 2016 году – 3 обжалованных решения, принятых в предыдущем периоде).

Отсутствуют решения, признанные судом частично недействительными (в 2016 году – 2 обжалованных решения, принятых в предыдущие периоды).

В стадии судебного обжалования находятся 23 обжалованных решения (в 2016 году – 12), из них:

21 решение, принятое в 2017 году (в 2016 году – 9 решений, принятых в 2016 году);

2 решения, принятые в предыдущем периоде (в 2016 году – 3 решения).

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В 2017 году в Башкортостанское УФАС России не поступали жалобы в соответствии с пунктами 2 и 3 части 1 статьи 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (административное обжалование в строительстве).

 

Раздел 8. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями

В 2017 году было обжаловано 54 решения (предписания), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2016 году – 40).

2 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2016 году – 3).

Раздел 9. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2017 году в Башкортостанское УФАС России поступило 1099 жалоба. Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, уполномоченного органа, специализированной организации распределился следующим образом: при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд – 226 поданных жалоб или 21% от общего количества, для нужд субъекта Российской Федерации – 586 или 53%, для муниципальных нужд – 287 или 26%.

Участниками закупки, подавшими жалобы на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 62 жалобы или 6% от общего количества поступивших жалоб.

В результате рассмотрения жалоб по существу в 2017 году обоснованными и частично обоснованными признаны 371 или 52% от общего количества рассмотренных жалоб и необоснованными признано 345 или 48% жалоб. По результатам рассмотрения жалоб выдано 405 предписаний об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), вскрытия конвертов, продления срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.

Наиболее часто встречающимися нарушениями при рассмотрении жалоб являются необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использование нестандартных показателей при описании закупки, неправомерное отклонение заявок, неправомерный допуск заявок, а также установление требований к участникам закупки не в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.

В 2017 году Башкортостанским УФАС России проведено 199 внеплановых проверок соблюдения требований Закона о контрактной системе, были проведены 2 плановые проверки. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 94 предписания, возбуждены и рассмотрены административные дела.

В 2017 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 220 обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам 2017 года  Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 79 поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Наибольший удельный вес, выявленных в 2017 году административных правонарушений, приходится на положения статьи 7.30 КоАП РФ около 89%.

Раздел 10. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2017 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференция, "круглые столы", рабочие совещания по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении.

Проведено 3 публичных мероприятия по публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок (23 мая, 7 сентября и 16 ноября 2017 года).

В публичных мероприятиях приняли участие более ста человек: представители государственных и муниципальных бюджетных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, участники рынка, уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан, органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) на уровне субъекта в сфере закупок, общественные организации.

Проведено адвокатирование на колесах «с ветерком», в результате которого сотрудники УФАС провели выездную встречу с гражданами на главных площадях Уфы; экскурсии, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов МБОУ "Лицей № 6" ГО г. Уфы; "классные часы по рекламе" для учащихся младших классов МБОУ "Лицей № 155" ГО г. Уфы и отряда школьного летнего лагеря, который собран из учеников разных классов - с первого по четвертый - МБОУ "Лицей № 6" ГО г. Уфы, для учеников 2 класса МБОУ СОШ № 44 г. Уфы, в Центре детского чтения Национальной библиотеки им. Ахмет-Заки Валиди; конкурс рисунков на асфальте по теме: "Мое хобби в рекламе" для учащихся школьного летнего лагеря МБОУ Лицея № 6 ГО г.Уфы и конкурс поделок на тему «Реклама с использованием природных материалов в "Год экологии" для учащихся младших классов МБОУ "Лицей № 155" ГО г. Уфы; практические занятия со студентами 2 и 3 курсов Башкирского государственного университета, по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью" в виде "Студенческого экспертного совета", с учащимися старших классов МБОУ «Лицей № 6» ГО г. Уфы в виде "Школьного экспертного совета по рекламе" и деловой игры «Модельный процесс, посвященный рассмотрению дела по нарушению законодательства о рекламе»; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью".

В наши дни актуальным вопросом остается разработка антимонопольного комплаенса на предприятиях. Крупные российские компании приходят к необходимости его создания, а также необходимости наличия кадров в штате, владеющих комплексом знаний, в том числе антимонопольного законодательства.

Школа конкурентного права, организованная в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ), уже сегодня готовит таких специалистов.

В 2016 года состоялся первый выпуск Школы конкурентного права.

Школа востребована – в ноябре 2016 года состоялось торжественное открытие II набора Школы конкурентного права. Слушателями являются студенты разных ВУЗов и курсов, в том числе магистранты. В апреле и ноябре 2017 года проведены вторая и третья сессии II набора Школы конкурентного права.

В Башкортостанском УФАС России проводится личный прием граждан руководителем управления, заместители руководителя, начальники отделов управления (по мере обращения) ведут приемы граждан.

Информация о графике приема граждан размещена на сайте Башкортостанское УФАС России в разделе "обратная связь" (обратная связь - контактная информация – график приема граждан).

По поручению Президента Российской Федерации в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан 21 февраля и 27 сентября 2017 года проведены приемы граждан руководителем управления по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России.

За 2017 год поступило 615 письменных обращений граждан, принято 60 граждан.

Основные вопросы, по которым обращаются граждане: ситуация на продовольственных рынках; нарушения в сфере ЖКХ; нарушения в сфере энергетики (технологическое присоединение); вопросы, связанные с методами реагирования и административной ответственностью за нарушение процедуры торгов; нарушения процедуры предоставления земельных участков в аренду; по вопросам рекламы (обращения по рекламе, размещаемой в средствах массовой информации и по наружной рекламе).

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли;

Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет. 16 марта 2017 года состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Башкортостанском УФАС России, на котором обсуждены вопросы по развитию конкуренции в сфере строительства многоквартирных жилых домов на территории Республики Башкортостан.

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 4 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе. В 2017 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (22 марта, 14 июня, 06 сентября и 27 ноября 2017 года).

На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям. В 2017 году состоялось 3 заседания Совета (14 марта, 22 июня и 10 августа 2017 года).

На заседаниях Экспертного Совета обсуждены проблемы взимания платы за химическую очистку воды ресурсоснабжающими организациями; вопросы совершенствования Правил подключения к сетям газораспределения; договорные отношения между гарантирующим поставщиком и ТСО.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2017 году состоялось 3 заседания совета (31 марта, 20 июня и 12 декабря 2017 года).

31 марта 2017 года на заседании Экспертного Совета обсуждались принятые в Закон о торговле изменения, промежуточные итоги проверок, проводимых Башкортостанским УФАС России, тенденции на рынке; проблемы, с которыми приходится сталкиваться производителям при вхождении в торговые сети, о положениях федерального законодательства, которые влияют как на общее состояние потребительского рынка, так и на каждого игрока в отдельности; необходимости установления эффективного диалога между торговыми сетями и поставщиками; поддержке республиканских производителей.

20 июня 2017 года на заседании Экспертного Совета обсуждалась тема: "Практика применения Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Затронуты проблемные вопросы в хлебобулочной отрасли, качества присутствующей на полках магазинов молочной продукции, развития собственных торговых точек производителей, проблемы перехода на электронный документооборот, а также возможности ограничения развития ритейла не по товарообороту продовольственных товаров, а по торговым площадям.

12 декабря 2017 года на заседании обсуждалась тема: "Развитие конкуренции в сфере розничной торговли продовольственными товарами в Республике Башкортостан". Главной темой обсуждения был вопрос о долях торговых сетей по реализации продовольственных товаров на территории Республики Башкортостан.

В ходе заседания были затронуты проблемные вопросы малого и среднего бизнеса при растущей конкуренции на рынке, о внесении изменений в Закон о торговле № 381–ФЗ в части уменьшения допустимой доли торговых сетей в регионе, проблемы качества товаров и ценообразования на товары.

Также был поставлен вопрос об изменении процедуры приобретения лицензии на продажу алкогольной продукции, а именно:  осуществлять сбор исходя из одного торгового объекта (магазина). Отмечена проблема влияния на торговые сети, вытеснения малого и среднего бизнеса торговыми сетями в муниципальных районах республики.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок. В 2017 году было проведено 2 заседания совета (6 апреля и 29 июня 2017 года).

На заседаниях совета совместно с представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан, государственными заказчиками, участниками рынка, общественными организациями, институтами образования обсуждались проблемные вопросы, связанные с разночтением отдельных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Неоднократно обсуждались проблемы в сфере строительства, проблемы, связанные с неразвитостью рынков. Представители общественных организаций неоднократно поднимали проблему объективного подхода к описанию объекта закупки, с которыми сталкиваются заказчики при формировании технической документации и участники закупки на стадии подачи заявок. Члены совета и его участники обобщали и анализировали правоприменительную и судебную практику, сложившуюся в регионе.