Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2016 год

Категория отчета: Статистика и отчеты

Раздел I. Антимонопольный контроль

1.1.Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 16 дел (в 2015 году – 80 дел);

выявлено 111 нарушений (в 2015году – 128);

выдано 10 предписаний (в 2015 году – 70 предписаний).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 10 в разрезе видов нарушений:

навязывание невыгодных условий договора – 22 нарушения;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 2 нарушения;

необоснованный отказ от заключения договора – 31 нарушение;

создание дискриминационных условий – 49 нарушений;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение;

нарушение порядка ценообразования – 4 нарушения;

прочие нарушения – 2 нарушения.

В 2016 года Башкортостанским УФАС России всего было выдано 95 предупреждений (в 2015 году – 67) предупреждений о прекращении действий, содержащих признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10:

по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - 20 предупреждений (в 2015 году – 21);

по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" – 25 предупреждений (в 2015 году – 46);

по пункту 6 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - не выдавались предупреждения;

по пункту 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» - 50 предупреждений.

В настоящее время 2 предупреждения находятся в стадии исполнения; по 1 предупреждению по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" возбуждено дело в связи с неисполнением предупреждения; 1 предупреждение по пункту 8 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" обжаловано в суд. 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 5 дел (в 2015 году – 9 дел);

выявлено 5 нарушений (в 2015году – 8);

выдано 15 предписаний (в 2015 году – 25 предписаний).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок – 1 нарушение и 1 дело;

повышение, снижение или поддержание цен на торгах - 2 нарушения и 2 дела;

раздел товарного рынка – 1 нарушение и 1 дело;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение и 1 дело.

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 111 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году, как и в 2015 году, не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Федерального закона "О защите конкуренции". 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (глава 21 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по фактам недобросовестной конкуренции

возбуждено 6 дел (в 2015 году – 20 дел);

выявлено 27 нарушений (в 2015 году – 14 нарушений);

выдано 2 предписания (в 2015 году – 12 предписаний).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по фактам недобросовестной конкуренции:

недобросовестная конкуренции путем дискредитации – 1 нарушение и 1 дело;

недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение – 18 нарушений и 3 дела;

недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения – 2 нарушения и 2 дела;

иные формы недобросовестной конкуренции – 6 нарушений.

В 2016 году Башкортостанским УФАС России выявлены нарушения, связанные с недобросовестной конкуренцией:

путем дискредитации в отношении качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже другим хозяйствующим субъектом - конкурентом, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

путем введения в заблуждение, в том числе в отношении:

качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей

количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар;

места производства товара, предлагаемого к продаже, изготовителя такого товара, гарантийных обязательств продавца или изготовителя

путем совершения хозяйствующим субъектом действий, способных вызвать смешение с деятельностью хозяйствующего субъекта-конкурента либо с товарами или услугами, вводимыми хозяйствующим субъектом-конкурентом в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а именно незаконное использование обозначения, тождественного товарному знаку, фирменному наименованию хозяйствующего субъекта-конкурента либо сходного с ними до степени смешения, путем его размещения на товарах или использования иным образом в отношении товаров, которые продаются либо иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также путем его использования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая размещение в доменном имени

путем совершения иных форм недобросовестной конкуренции, в том числе при участии в запросах котировок, открытых конкурсах при осуществлении страхования гражданской ответственности транспортных средств (ОСАГО).

В 2016 году выдано 28 предупреждений по фактам недобросовестной конкуренции о прекращении действий, содержащих признаки нарушения статей 141, 142, 143, 147, 148

по статье 141 – 1 предупреждение (исполнено 1 предупреждение);

по статье 142 – 21 предупреждение (исполнено 18 предупреждений, 2 предупреждения находятся в стадии исполнения, 1 предупреждение не исполнено, возбуждено дело);

по статье 148 – 6 предупреждений (исполнено 6 предупреждений).

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 10 дел (в 2015 году – 70 дел);

выявлено 100 нарушений (в 2015 году – 47);

выдано 2 предписания (в 2015 году – 28 предписаний).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 15 в разрезе видов нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 88 нарушений и 7 дел;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 3 нарушения 1 дело;

создание дискриминационных условий – 8 нарушений и 1 дело;

наделение властных органов полномочиями, влекущими ограничение конкуренции - 1 нарушение и 1 дело.

В 2016 году наибольшее количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления зафиксировано на следующих товарных рынках:

предоставление ритуальных услуг (передача полномочий органа местного самоуправления по выделению земельных участков под захоронение);

предоставления земельных участков  (предоставление земельного участка путем незаконного изменения вида разрешенного использования земельного участка, путем подмены понятий «перераспределение границ земельного участка»);

рынок рекламных услуг (предоставление рекламных мест без осуществления конкурсных процедур, путем бездействия в расторжении заключенных договоров о размещении и эксплуатации рекламной конструкции);

жилищно-коммунальное хозяйство (капитальный ремонт МКД);

оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

В 2016 году Башкортостанским УФАС рассмотрены обращения на аналогичные с 2015 годом нарушения органами власти, органами местного самоуправления антимонопольного законодательства.

Выявленными нарушениями антимонопольного законодательства на протяжении многих лет остаются:

неправомерные действия органов местного самоуправления при предоставлении без проведения торгов земельных участков в целях осуществления строительства, в том числе жилищного;

продолжается практика незаконного изменения- вида разрешенного использования земельных участков (на «в целях жилищного строительства»), предоставленных изначально для иных целей;

действия связанные с оказанием муниципальных услуг органами местного самоуправления. Это выражается в предоставлении органами местного самоуправления преимуществ, создаваемым ими МУПам при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в передаче функций органа местного самоуправления на безконкурсной основе по подготовке каких-либо документов, которые должны предоставляться непосредственно органом местного самоуправления; передаче полномочий по предоставлению муниципальных услуг, при этом МУПами за предоставление муниципальных услуг взимается плата. Кроме того, органы местного самоуправления в административные регламенты предоставления муниципальных услуг включают требования о предоставлении дополнительных документов с заявителей, которые не предусмотрены действующим законодательством или должны быть получены органом местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия.

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 17 дел (в 2015 году – 3 дела);

выявлено 14 нарушений (в 2015 году – 3 нарушения);

выдано 13 предписаний (в 2015 году – 8 предписаний).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 16 в разрезе видов нарушений:

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 14 нарушений и 17 дел.

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 36 дел (в 2015 году – 52 дела);

выявлено 34 нарушения (в 2015 году – 50 нарушений);

выдано 24 предписания (в 2015 году – 32 предписания).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 17 в разрезе видов нарушений:

координация деятельности участников торгов, запроса котировок – 1 нарушение;

создание преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок – 7 нарушений;

нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 16 нарушений;

участие организаторов, заказчиков торгов в торгах, запросе котировок – 1 нарушение;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 9 нарушений.

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 171 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

возбуждено 7 дел (в 2015 году – 20 дел);

выявлено 6 нарушений (в 2015 году – 19 нарушений);

выдано 3 предписания (в 2015 году – 13 предписаний).

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году, как и в 2015 году, не выявлены факты нарушений статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Федерального закона "О защите конкуренции". 

 

1.1.10. Соблюдение требований законодательства Российской Федерации при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися (Статья 181 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году 65% поступивших жалоб в Башкортостанское УФАС России  касалось обжалования торгов, проводимых по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

13% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

6% поступивших жалоб касалось обжалования торгов, проводимых в соответствии с Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 №67;

6% поступивших жалоб касалось обжалования торгов по реализации имущества должников в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Основные виды нарушений, допущенные организаторами торгов, в сфере Закона о закупках:

неправомерное отклонение заявок подателей жалоб;

установление  в  положении  о  закупках  срока заключения  договора  по  результатам  закупки,  не  учитывающего закрепленной  в  Законе  о  закупке  и  Законе  о  защите  конкуренции процедуры  административного  контроля  со  стороны  антимонопольного органа. Срок, установленный для заключения договора по результатам закупки, не может составлять менее 10 дней со дня подведения итогов;

отсутствие в Положении о закупке и в закупочной документации исчерпывающего перечня случаев, при которых заказчик вправе отказаться от заключения договора, либо отказаться от проведения закупки;

Основные виды нарушений, допущенные юридическими лицами при проведении торгов по аренде и продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, связаны с неразмещением информации, размещение которой предусмотрено Земельным Кодексом РФ.

 

1.1.11. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2016 году рассмотрено 14 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 9 решений о даче согласия.

Поступило на рассмотрение 14 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 2 заявления;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3 заявления;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 2 заявления;

производство сельскохозяйственной продукции – 5 заявлений;

социальное обеспечение населения – 1 заявление;

поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организаций" – 1 заявление.

В 2016 году поступило на рассмотрение 14 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 5 - от органов исполнительной власти субъекта РФ, 9 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (не денежных средств) – 6 заявлений, передача имущества (денежных средств) - 3 заявления, передача иных объектов гражданских прав – 5 заявлений.

 

1.1.12. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2016 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено дело, в решение по которому включено требование изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующим субъектом.

Доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства перечислен в федеральный бюджет, решение и предписание в судебном порядке не оспаривалось.

 

1.1.13. Практика направления предостережений

В 2016 году Башкортостанским УФАС России выдано 1 предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

1.2.Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 31 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 1 ходатайство, направляемое участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями ст. 27 -31 Федерального закона "О защите конкуренции". Отклоненных ходатайств и уведомлений нет.

В Башкортостанское УФАС России в 2016 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.

Башкортостанским УФАС России в 2016 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Закона о защите конкуренции.

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона о защите конкуренции)

В 2016 году в Башкортостанское УФАС России не поступали проекты соглашений в соответствии со статьей 35 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона о защите конкуренции)

Башкортостанским УФАС России в 2015 году не возбуждались дела по статье 38 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Закона о естественных монополиях)

В 2016 году ходатайств и уведомлений, поданных в соответствии с Законом «О естественных монополиях», не поступало.

 

1.3.Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2016 году Башкортостанским УФАС России проведено 9 проверок в отношении органов власти, в том числе 8 плановых проверок в отношении органов местного самоуправления и 1 внеплановая проверка в отношении органа исполнительной власти.

По итогам 8 плановых проверок выдано 9 предупреждений в отношении органов местного самоуправления, которые исполнены органами местного самоуправления в установленный срок.

В 2015 году Башкортостанским УФАС России проведено 12 плановых проверок в отношении органов местного самоуправления, по итогам которых возбуждено 13 дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Таким образом, в 2016 году % выявленных нарушений  увеличился по отношению к 2015 году.

Значительная часть выявленных нарушений приходится на

предоставление преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам – 81,25%;

услуги строительного комплекса (выбор подрядной организации для оказания услуг по сносу аварийных домов без конкурсных процедур – 12,5%;

предоставление земельного участка без конкурсных процедур – 6,25%.

 

1.4.Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2016 году Башкортостанским УФАС России направлено 2 материала в правоохранительные органы в соответствии со статьей 178 Уголовного кодекса Российской Федерации.

 

Раздел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2016 году Башкортостанским УФАС России по нарушениям Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

возбуждено 4 дела (в 2015 году –17дел);

выявлено 4 нарушения (в 2015 году – 10 нарушений);

выдано 4 предписания (в 2015 году – 10 предписаний).

Снижение количества дел в 2016 году Управление связывает с устранением торговыми сетями ранее выявленных нарушений, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на детское питание.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

 

Действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество поданных исков о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении совмещающего вида деятельности в сфере электроэнергетики

-

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2016 году возбуждено и рассмотрено 107 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 147 поступивших заявления о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения которых возбуждено 75 дел.

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

В результате рассмотрения 107 дел принято 94 решения о наличии нарушений, выдано 182 предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе, из них исполнено 180 предписаний, 2 предписания находятся в стадии исполнения. Всего в 2016 году исполнено 181 предписание, в том числе 1 предписание, выданное в предыдущие периоды.

Башкортостанским УФАС России в 2016 году возбуждено и рассмотрено 155 дел об административных правонарушениях по рекламе, из них: 154 дела об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), 1 дело – по статье 14.38 КоАП РФ (размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах). По статье 20.25 КоАП РФ возбуждено и передано на рассмотрение в суды 13 дел, по которым вынесены постановления об удвоении суммы неуплаченного в установленный срок штрафа.

 

 

Раздел 5. Практика применения мер административной ответственности
в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2016 году возбуждено и рассмотрено 911 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:

555 дел – за нарушение законодательства в сфере закупок;

155 дел – за нарушение законодательства о рекламе;

20 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках;

51 дело – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений;

13 дел – за недобросовестную конкуренцию;

38 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления;

7 дел – за нарушение стандартов раскрытия информации;

1 дело – за нарушение законодательства об энергосбережении;

11 дел – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;

41 дел – за нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц;

13 дел – за неисполнение в срок решения, предписания;

6 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.

За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 19 делам.

Общая сумма наложенного штрафа составила более 28 млн. рублей, сумма уплаченного штрафа – более 14 млн.рублей.

 

Раздел 6. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа по делам о нарушении антимонопольного законодательства и обращения антимонопольных органов в суд
с исковыми требованиями.

В 2016 году в результате рассмотрения 97 дел (в 2015 году – 254) по признакам нарушения антимонопольного законодательства принято 86 решений (в 2015 году – 217) о наличии нарушений антимонопольного законодательства и выдано 69 предписаний (в 2015 году – 188) о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

В 2016 году всего обжаловано 32 решения (в 2015 году – 85), из них:

11 решений, принятых в 2016 году (в 2015 году - 29 решений, принятых в 2015 году);

21 решение, принятых в предыдущем периоде (в 2015 году – 56 решений).

Признаны судом законными в полном объеме 31 решение, всего (в 2015 году – 51 решение), из них:

2 решения, принятых в 2016 году (в 2015 году – 32 решения, приятых в 2015 году);

29 решений, принятых в предыдущем периоде (в 2015 году – 19 решений).

Признано судом полностью недействительными 3 решения, принятых в предыдущем периоде (в 2015 году – 12 обжалованных решений, принятых в предыдущем периоде).

Признано судом частично недействительными 2 решения, принятых в предыдущие периоды (в 2015 году – 1 обжалованное решение, принятое в 2015 году).

В стадии судебного обжалования находятся 12 обжалованных решений (в 2015 году – 28), из них:

9 решений, принятых в 2016 году (в 2015 году – 23 решения, принятых в 2015 году);

3 решения, принятые в предыдущем периоде (в 2015 году – 5 решений).

Также в 2016 году было обжаловано 40 решений (предписаний), принятых в соответствии со статьей 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2015 году – 34).

3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2015 году – 5).

 

Раздел 7. Контроль соблюдения законодательства о градостроительной деятельности

В адрес Башкортостанского УФАС России поступила жалоба на действия Администрации на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. По мнению заявителя, нарушение со стороны Администрации выразилось в порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.

Согласно части 5.1 статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» обжалование актов или действий (бездействия) уполномоченного органа, допускается не позднее чем в течение трех месяцев со дня принятия акта или совершения действия (бездействия) уполномоченного органа.

Комиссия установила, что заявление о продлении разрешения на строительство от 30.05.2013 в адрес Администрации подано 29.06.2016, а жалоба в Управление 08.12.2016.

Принимая во внимание тот факт, что жалоба заявителя подана в адрес Башкортостанского УФАС России 08.12.2016, заявителем был пропущен трехмесячный срок на обжалование действий (бездействия) Администрации, Комиссия Башкортостанского УФАС России, руководствуясь частью 5.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила оставить жалобу на действия Администрации на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, без рассмотрения.

Нарушение срока подачи жалобы не является основанием для возвращения жалобы заявителю, а такая жалоба будет рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 44 Закона о защите конкуренции.

 

Раздел 8. Практика оспаривания в судебном порядке решений антимонопольного органа, принятых в порядке статьи 181 Закона о защите конкуренции и обращения антимонопольных органов в суде исковыми требованиями

В 2016 году было обжаловано 40 решений (предписаний), принятых в соответствии со ст. 18.1. Федерального закона «О защите конкуренции» (в 2015 году – 34).

3 решения (предписания) полностью отменены судом (в 2015 году – 5).

 

Раздел 9. Контроль в сфере закупок (Федеральный закон от № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»)

В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 2016 году в Башкортостанское УФАС России поступило 1041 жалоба. Структурный состав поданных жалоб как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, уполномоченного органа, специализированной организации распределился следующим образом: при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) для федеральных нужд – 183 поданных жалоб или 17,6% от общего количества, для нужд субъекта Российской Федерации – 635 или 61%, для муниципальных нужд – 222 или 21,3%. Структурный состав поданных жалоб в 2016 году по сравнению с 2015 годом изменился значительно: более 60% жалоб приходится на закупки, осуществленные для республиканских нужд.

Участниками закупки, подавшими жалобы, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе отозвано 72 жалоба или 6,9% от общего количества поступивших жалоб.

В результате рассмотрения жалоб по существу в 2016 году обоснованными и частично обоснованными признаны 336 или 32,28% от общего количества рассмотренных жалоб и необоснованными  признано 347 или 33,3% жалоб. по результатам рассмотрения жалоб выдано 330 предписаний об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмене протоколов, составляемых в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), вскрытия конвертов, продления срока заключения контрактов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о закупках.

Наиболее часто встречающимся нарушением при рассмотрении жалоб является необъективное описание объекта закупки, установление требований к несуществующему материалу, использования нестандартных показателей при описании закупки, неправомерное отклонение заявок, неправомерный допуск заявок, а также укрупнение лотов.

В 2016 году Башкортостанским УФАС России проведено 153 проверки соблюдения требований Закона о контрактной системе, в т.ч. были проведены 2 плановые проверки, и 2 внеплановые совместные проверки  с органами прокуратуры. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 95 предписаний, возбуждены и рассмотрены административные дела.

В 2016 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 368 обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По итогам 2016 года Управлением включено в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) 91 поставщик (подрядчик, исполнитель), из них 5 включено на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

Наибольший удельный вес, выявленных в 2016 году административных правонарушений, приходится на положения статьи 7.30 КоАП РФ около 89%.

В 2016 году в производстве Башкортостанского УФАС России находилось 125 судебных дел, в том числе и по инициативе Башкортостанского УФАС России. Считаем необходимым отметить, что 2016 году, прослеживается тенденция, когда суды соглашается с антимонопольным органом, и расторгают контракты (признают их недействительными). Башкортостанское УФАС России смогло переубедить суды, о необходимости расторжения контрактов, которые были заключены с нарушениями. Напомним ранее, с 2009 по 2014 года арбитражные суды отказывали антимонопольному органу в заявленных требованиях.

 

Раздел 10. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2016 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания, семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении. Размещалась социальная реклама антимонопольного ведомства, логотип к 25-летию территориальных антимонопольных органов в России на региональных ТВ-каналах и плазменных панелях на улицах г.Уфы.

Проведены экскурсии, "Дни добрый знаний" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов МБОУ «Лицей №96» ГО г. Уфы.

Проведен "антимонопольный классный час" для учащихся старших и младших классов, конкурс детских рисунков о рекламе с участием мультипликационных героев и конкурс рисунков на асфальте, посвященный теме: "Реклама детских каникул" для учащихся младших классов МБОУ Лицея № 96 ГО г.Уфы.

Проведено практическое занятие с учащимися старших классов МБОУ «Лицей №96» ГО г. Уфы в виде "Школьного экспертного совета по рекламе" и деловой игры «Модельный процесс, посвященный рассмотрению антимонопольного дела».

Проведен конкурс рисунков о конкуренции и рекламе с воспитанниками дошкольного возраста МАДОУ Детский сад №150 ГО г. Уфы.

Специалисты управления посетили конный оздоровительный лагерь для детей с ограниченными возможностями, расположенный в селе Куяново РБ, и провели конкурс рисунков на тему "Реклама вокруг нас", среди детей оздоровительного лагеря. 

Адвокатирование конкуренции проводилось во время участия специалистов управления в празднике Масленицы в Уфимском районе Республики Башкортостан, где специалисты раздавали брошюры, давали разъяснения о деятельности управления, провели конкурс и «расстреляли» из рогатки недобросовестную конкуренцию и коррупцию. После стрелков из УФАС в очередь стрелять из рогатки встало множество детей. Большой интерес проявили все пришедшие на праздник люди, гуляющие с детьми.

Сотрудники Башкортостанского УФАС России «сожгли» вместе с чучелом Масленицы символы недобросовестной конкуренции, необоснованного повышения тарифов, коррупции и злоупотребления доминирующим положением в ожидании нового, теплого, светлого будущего.

В апреле 2016 года состоялся первый выпуск Школы конкурентного права, организованной в ноябре 2014 года совместно с Башкирским государственным университетом (кафедра государственного права Института права БашГУ), состоялось торжественное вручение удостоверений, памятных сертификатов и значков к 25-летию антимонопольных органов. На березовой аллее в парке им. И.Якутова, высаженной сотрудниками управления к 25-летию антимонопольных органов в России, закопана "капсула времени" с посланием будущим студентам Школы конкурентного права.

По результатам прохождения четырех этапов образовательного процесса Школы, слушатели Школы (студенты ФГБОУ ВО Башкирского государственного университета (Институт права) получили удостоверение о получении дополнительного образования по направлению подготовки «Основы антимонопольного регулирования и контроля» в рамках программы дополнительного образования «Школа конкурентного права» в объеме 144 часов.

В наши дни актуальным вопросом остается разработка антимонопольного комплаенса на предприятиях. Крупные российские компании приходят к необходимости его создания, а также необходимости наличия кадров в штате, владеющих комплексом знаний, в том числе антимонопольного законодательства. Школа конкурентного права уже сегодня готовит таких специалистов.

Школа востребована - 21 ноября 2016 года состоялось торжественное открытие II набора Школы конкурентного права. Проведены занятия первой сессии Школы, теперь слушателями являются студенты разных ВУЗов и курсов, в том числе магистранты.

В Башкортостанском УФАС России проводится личный прием граждан руководителем управления, заместители руководителя, начальники отделов управления (по мере обращения) ведут приемы граждан.

Информация о графике приема граждан размещена на сайте Башкортостанское УФАС России в разделе "обратная связь" (обратная связь - контактная информация – график приема граждан).

По поручению Президента Российской Федерации в Приемной Президента Российской Федерации в Республике Башкортостан 24 февраля и 22 сентября 2016 года проведены приемы граждан руководителем управления по вопросам, входящим в компетенцию Башкортостанского УФАС России.

За 2016 год поступило 654 письменных обращений граждан, принято 93 гражданина.

Основные вопросы, по которым обращаются граждане: ситуация на продовольственных рынках; нарушения в сфере ЖКХ; нарушения в сфере энергетики (технологическое присоединение); вопросы, связанные с методами реагирования и административной ответственностью за нарушение процедуры торгов; нарушения процедуры предоставления земельных участков в аренду; по вопросам рекламы (обращения по рекламе, размещаемой в средствах массовой информации и по наружной рекламе).

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли;

Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет. 23 марта, 26 мая, 18 августа и 11 ноября 2016 года состоялись заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, на которых были рассмотрены и приняты решения по следующим вопросам:

связанным с применением законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения. На заседании совета представлен аналитический материал основных нарушений антимонопольного законодательства в сфере земельных отношений, выявленных Управлением, в процессе исполнения своей деятельности. Основные изменения земельного законодательства, рассмотрены с позиции нарушения антимонопольного законодательства. Присутствующие пришли к единому мнению об  актуальности вынесенных на заседание вопросов в целях совершенствования правового регулирования градостроительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в сфере земельных отношений и строительства;

о проблемах развития конкуренции в сфере ритуальных услуг. С докладами о принимаемых мерах по повышению прозрачности на рынке ритуальных услуг выступили сотрудники МБУ Комбинат специализированного обслуживания городского округа город Уфа Республики Башкортостан. О своем видении способов решения возникших проблем также  высказались представители Администраций, МБУ города Стерлитамак, Нефтекамск, представители общественных организаций, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере предоставления ритуальных услуг. В завершении заседания, участники Совета и присутствующие, пришли к выводу, что представители рынка ритуальных услуг должны объединиться и самостоятельно пытаться регулировать рынок ритуальных услуг в целях оздоровления данного рынка и становления добросовестной конкуренции. Органы власти, местного самоуправления в свою очередь должны ускорить процесс правового регламентирования похоронного дела;

изменения в Законе о защите конкуренции и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, а также изменения в основе государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. На заседании совета Руководителем Управления было отмечено об открытии горячей линии с целью выявления проблем реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». На указанной площадке сотрудники Башкортостанского УФАС России будут отвечать на поступающие вопросы по Закону о торговле, в том числе анонимные, поскольку поставщики зачастую в силу своего зависимого положения от ритейла не обращаются в антимонопольный орган за разрешением возникающих проблем. По итогам заседания принято решение о рассмотрении на следующих заседаниях ряда дополнительных вопросов, касающихся изменений, внесенных в Федеральный закон «О защите конкуренции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а так же ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ»;

вопросы, обеспечения принципов конкуренции при применении законодательства Российской Федерации, регулирующего земельные отношения. На заседание представлен аналитический материал нормативных и ненормативных актов, регулирующих сферу земельных отношений и строительства, правоприменительной практики, затрагивающей данную сферу, на обсуждение вынесены нормы, которые, по мнению Управления, могут негативно повлиять на развитие конкуренции в сфере распределения земельных участков и строительства. На заседании также затронуты основные проблемы реализации норм земельного законодательства при реализации полномочий органа местного самоуправления.

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 4 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе. В 2016 году состоялось 4 заседания Экспертного совета (1 марта, 21 июня, 7 сентября и 29 ноября 2016 года).

На заседаниях Совета обсуждены, в частности, вопросы использования непристойных и оскорбительных образов в рекламе различных товаров; рассмотрение рекламы различных товаров на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям. В 2016 году состоялось 4 заседания Совета (12 мая, 8 июня, 1 сентября и 8 декабря 2016 года).

12 мая 2016 года проведен Экспертный Совет по естественным монополиям на тему: «Проблемы, возникающие при проведении Региональным оператором конкурсов на право проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах». По итогам, которого пришли к единому мнению, что нужно усилить нормативную базу внесением изменений в постановление Правительства РБ от 26 декабря 2013 года N 626 с учетом действующего законодательства и судебной практики.

8 июня 2016 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям, на котором обсуждались вопросы, касающиеся технологического присоединения потребителей к электрическим сетям, связанные с применением Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, а также предложения по совершенствованию настоящих Правил и Реализация сетевыми организациями Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей электросвязи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года №1284. По итогам, которого пришли к единому мнению, что нужно о принятии во внимание всех предложений, оговоренные членами совета и о необходимости внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в рамках плана мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации.

1 сентября 2016 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям по вопросам реализации и исполнения региональных программ газификации на территории Республики Башкортостан. По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу о необходимости разработки «Дорожной карты» в сфере газификации в Республике Башкортостан и направления материалов заседания в ФАС России.

08 декабря 2016 года проведен Совет по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по вопросу: «Переход к установлению единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям в 2017 году, а также осуществление антимонопольной службой контроля в сфере стандартов раскрытия информации субъектами рынка электроэнергии». По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу о необходимости обобщения материалов совещания и направления в ФАС России.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли. В 2016 году состоялось 4 заседания совета (7 июня, 8 августа, 10 ноября и 27 декабря 2016 года).

7 июня 2016 года состоялось заседание Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Башкортостанском УФАС России на тему: «Проблемы входа на рынок местных сельхозтоваропроизводителей овощной продукции».

Участниками Экспертного Совета отмечен вопрос отсутствия овощехранилищ, переработки, упаковки, логистики. В качестве проблем на рынке участники рынка назвали высокие процентные ставки по кредитам, длительные сроки их согласования, отсутствие региональных банков, которые с целью оценки состояния предприятия и в последующем выдачи кредита, могут выехать место строительства и производства, несовершенство системы субсидирования крестьянско-фермерских хозяйств, высокая стоимость газа и электроэнергии и их большая доля в структуре себестоимости, в регионах рискованного земледелия без поддержки государства очень сложно.

Большую проблему составляет то, что оптовое звено не регламентировано. Вся продукция проходит через перекупщиков, которые устанавливают цены, и, имея отношения с сетями, сдают продукцию сетям.

08 августа 2016 года состоялось заседание Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Башкортостанском УФАС России на тему: «Внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Участниками Экспертного Совета была отмечена актуальность принятия закона. Отмечена проблема обеспечения местами башкирских производителей, проблема возвратов продукции, сроков оплаты продукции.

10 ноября 2016 состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Башкортостанском УФАС России. В рамках экспертного совета обсуждалась ситуация на продовольственном рынке, в том числе на рынке хлеба; обсуждались вопросы, связанные со скрытыми комиссиями торговых сетей, навязывания невыгодных условий договора поставки.

27 декабря 2016 состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Башкортостанском УФАС России на тему «Исполнение мероприятий Стандарта развития конкуренции в сфере розничной торговли».

В рамках экспертного совета обсуждались вопросы создания органами власти республики, органами местного самоуправления условий обеспечения возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках, иной логистической инфраструктуры для организации торговли в муниципальных образованиях, а также обеспечения возможности населения покупать продукцию в магазинах шаговой доступности (магазинах у дома), доля оборота магазинов шаговой доступности (магазинов у дома) в структуре оборота розничной торговли.

Данные требования предусмотрены Стандартом развития конкуренции, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р, а также включены в дорожную карту, утвержденную распоряжением Главы Республики Башкортостан от 30.12.2015 № РГ-229.

В ходе заседания Экспертного совета участниками совета было отмечено, что установленные нормативы обеспечения населения торговыми объектами зачастую исполняются, и даже по ряду нормативов существенно и даже в несколько раз. Однако, установлен низкий норматив на обеспеченность населения павильонами и киосками по продаже печатной продукции. При этом по данному нормативу во многих районах идет невыполнение, как и по обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства в сфере закупок. В 2016 году было проведено 4 заседания совета (07 апреля, 03 августа, 14 октября и 21 октября 2016 года).

На заседаниях совета совместно с представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления Республики Башкортостан, государственными заказчиками, участниками рынка, общественными организациями, институтами образования обсуждались проблемные вопросы, связанные с разночтением отдельных положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Неоднократно обсуждались проблемы в сфере строительства, проблемы, связанные с неразвитостью рынков. Представители общественных организаций неоднократно поднимали проблему объективного подхода к описанию объекта закупки, с которыми сталкиваются заказчики при формировании технической документации и участники закупки на стадии подачи заявок. Члены совета и его участники обобщали и анализировали правоприменительную и судебную практику, сложившуюся в регионе.

Обсуждение назревших проблем со стороны всех участников закупочной процедуры позволило оперативно реагировать на недоработки закона, формировать и выносить предложения об изменении отдельных положений законодательства.