• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Отчет Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по итогам работы за 2013 год

Категория отчета:

Пояснительная записка к отчету

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Республике Башкортостан  

по итогам работы за 2013 год

 

 

Раздел I. Антимонопольный контроль

 

1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона «О защите конкуренции (далее - Закон «О защите конкуренции»)

 

1.1.1. Практика выявления и пресечения нарушений Закона «О защите конкуренции» в виде злоупотребления хозяйствующих субъектов доминирующим положением на рынке (статья 10 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году выявлено 45 нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" (в 2012 году – 84 нарушения).

Виды нарушений:

навязывание невыгодных условий договора – 13 нарушений;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 4 нарушения;

необоснованный отказ от заключения договора – 22 нарушения;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 1 нарушение;

нарушение порядка ценообразования – 5 нарушений;

Наиболее характерное нарушение – необоснованный отказ от заключения договора (48,9 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2012 году - навязывание невыгодных условий договора (22,6 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2011 году - необоснованное сокращение или прекращение производства товара (30,4 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2010 году - создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка (47,5 % выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции"). В 2009, 2008 годах наиболее характерное нарушение - навязывание невыгодных условий договора.

Доля остальных выявленных нарушений статьи 10 Закона "О защите конкуренции" составила:

навязывание невыгодных условий договора – 28,9%;

необоснованное сокращение или прекращение производства товара – 8,9%;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2,2%;

нарушение порядка ценообразования – 11,1%;

В 2013 году Башкортостанским УФАС России Управлением было выдано 42 предупреждения, 35 предупреждений исполнено, что составляет 83%.

Применение практики выдачи предупреждений Управлением способствует развитию конкуренции за счет снижения административных барьеров, уменьшения давления на бизнес, а также за счет исключения возможности наложения штрафа хозяйствующим субъектам, готовым добровольно устранить причину, которая служит поводом для возбуждения антимонопольного дела.

При этом положительный эффект при применении данной практики достигается в кратчайшие сроки ведь предупреждение, согласно статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции", исполняется в течение десяти дней.

Всего по итогам 2013 года Башкортостанским УФАС России было выдано 17 предупреждений по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» и 25 предупреждения по пункту 5 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции". В настоящее время 5 предупреждений находятся в стадии исполнения, по 6 - возбуждены дела в связи с неисполнением предупреждения.

 

1.1.2. Практика пресечения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году выявлено 6 нарушений статьи 11 Закона "О защите конкуренции" и возбуждено 6 дел по признакам нарушения статьи 11 Закона "О защите конкуренции" (в 2012 году - 5 нарушений и 5 дел).

Распределение выявленных нарушений и возбужденных дел по признакам нарушений статьи 11 в разрезе видов нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен на торгах – 2 нарушения и 2 дела;

необоснованное установление различных цен (тарифов) на один товар– 1 нарушение и 1 дело;

создание препятствий доступу на рынок, выходу с рынка – 2 нарушения и 2 дела.

 

1.1.3. Практика пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (статья 11.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году не выявлены факты нарушений статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 11.1 Закона "О защите конкуренции". 

 

1.1.4. Пресечение недобросовестной конкуренции (статья 14 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году выявлено 18 нарушений статьи 14 Закона "О защите конкуренции" (в 2012 году – 30 нарушений).

Распределение выявленных нарушений по видам нарушений:

распространение ложных сведений – 1 нарушение;

введение потребителей в заблуждение – 11 нарушений;

продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности – 6 нарушений.

 

1.1.5. Выявление и пресечение актов и действий (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году затронуты антиконкурентными актами и действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации следующие сферы:

лесное хозяйство (пункт 9 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" – взимание непредусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений);

строительство (пункт 5 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции"

установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; пункт 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" - установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам; часть 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" – передача полномочий органами местного самоуправления хозяйствующим субъектам – МУПам при предоставлении муниципальных услуг, наделение хозяйствующих субъектов функциями органами местного самоуправления);

операции с землей, при предоставлении земельных участков в целях строительства, жилищного строительства (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" - предоставление государственной или муниципальной преференции, преимущества хозяйствующим субъектов в нарушение требований, установленных главой 5 Закона "О защите конкуренции");

организация похорон и похоронное дело (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" - необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и часть 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" – наделение хозяйствующего субъекта функциями органа местного самоуправления);

сельское хозяйство (пункт 2 части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе установление не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам);

автомобильный транспорт;

жилищно-коммунальное хозяйство.

В 2013 году выявлено 47 нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" (в 2012 году – 146 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 15 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

необоснованное препятствование осуществлению деятельности х/с – 20 нарушений;

установление ограничений в выборе продавцов – 3 нарушения;

незаконное предоставление государственной или муниципальной преференции – 17 нарушений;

создание дискриминационных условий – 1 нарушение;

незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг – 3 нарушения;

наделение х/с властными функциями - 3 нарушения.

 

В 2013 году Башкортостанским УФАС России приняты окончательные решения по 78 делам, возбужденных по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, в отношении органов власти, органов местного самоуправления (в 2012 году – 161 дело). Из них выявлено 47 нарушений (в 2012 году – 146 нарушений).

Необходимо отметить, что значительное число выявленных нарушений антимонопольного законодательства напрямую или косвенно связано с оказанием муниципальных услуг органами местного самоуправления. Это выражается в предоставлении органами местного самоуправления преимуществ, создаваемым ими МУПам при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в передаче функций органа местного самоуправления на безконкурсной основе по подготовке каких-либо документов, которые должны предоставляться непосредственно органом местного самоуправления; передаче полномочий по предоставлению муниципальных услуг, при этом МУПами за предоставление муниципальных услуг взимается плата. Кроме того, органы местного самоуправления в административные регламенты предоставления муниципальных услуг включают требования о предоставлении дополнительных документов с заявителей, которые не предусмотрены действующим законодательством или должны быть получены органом местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия. По-прежнему, большое количество обращений и нарушений антимонопольного законодательства связано с неправомерными действиями органов местного самоуправления  при предоставлении без проведения торгов земельных участков в целях осуществления строительства.

 

1.1.6. Выявление и пресечение соглашений и согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году возбуждено 5 дел по признакам нарушений статьи 16 Закона "О защите конкуренции".

Структура возбужденных дел по признакам нарушений статьи 16 по видам нарушений:

повышение, снижение или поддержание цен (тарифов) – 1 дело;

ограничение доступа на рынок, выхода с рынка – 4 дела.

 

1.1.7. Соблюдение антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары (статья 17 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году выявлено 9 нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" (в 2012 году – 15 нарушений).

Структура выявленных нарушений статьи 17 Закона "О защите конкуренции" по видам нарушений:

нарушение порядка определения победителя торгов, запроса котировок – 4 нарушения;

участие организаторов, заказчиков торгов в торгах, запросе котировок – 1 нарушение;

необоснованное ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок – 3 нарушения;

ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок – 1 нарушение.

 

1.1.8. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (статья 17.1 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году возбуждено 8 дел (в 2012 году – 13 дел) по признакам нарушения статьи 17.1 Закона "О защите конкуренции"

 

1.1.9. Особенности заключения договоров с финансовыми организациями (статья 18 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году возбуждено 1 дело по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции".

В 2012 году не выявлены факты нарушений статьи 18 Закона "О защите конкуренции", не поступали заявления и не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 18 Закона "О защите конкуренции". 

 

1.1.10. Предоставление государственных или муниципальных преференций

Башкортостанским УФАС России в 2013 году рассмотрено 26 заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, в результате рассмотрения заявлений принято 10 решений о даче согласия, 3 решения о даче согласия с введением ограничений, 13 решений об отказе в даче согласия.

Поступило на рассмотрение 26 заявлений о даче согласия на предоставлении государственной и муниципальной преференции на цели:

развитие образования и науки – 2 заявления;

развитие культуры, искусства и сохранение культурного наследия – 3 заявления;

развитие физической культуры и спорта – 3 заявления;

обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства – 2 заявления;

производство сельскохозяйственной продукции – 2 заявления;

социальное обеспечение населения – 1 заявление;

охрана здоровья граждан – 1 заявление;

поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства – 5 заявлений;

цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации - 7 заявлений.

В 2013 году большинство заявлений поступило на цели, определяемые другими федеральными законами, нормативными актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (26,9%) и поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (19,2%). В 2012 году большинство заявлений поступило на цели развития образования и науки (23,1%) и развития культуры, искусства и сохранение культурного наследия (23,1%).

В 2013 году поступило на рассмотрение 26 заявлений о даче согласия на предоставление государственной и муниципальной преференции, из них 1 заявление от территориального органа федерального органа исполнительной власти, 17 заявлений от органов исполнительной власти субъекта РФ, 8 – от органов местного самоуправления. Виды преференции: передача имущества (денежных средств) - 9 заявлений, передача имущества (не денежных средств) – 11 заявлений, передача иных объектов гражданских прав – 6 заявлений.

 

1.1.11. Практика изъятия незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами в федеральный бюджет

В 2013 году, как и в 2012 году по результатам рассмотрения дел не принимались решения, в которых включены требования изъятия в федеральный бюджет незаконно полученного дохода хозяйствующими субъектами.

 

1.1.12. Практика направления предостережений

В 2013 году не направлялись предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в соответствии со статьей 25.7 Закона «О защите конкуренции».

 

1.2. Отдельные виды государственного антимонопольного контроля

 

1.2.1. Характеристика работы антимонопольного органа по государственному контролю экономической концентрации (статьи 27, 28, 29, 30, 31 Закона «О защите конкуренции»)

В 2013 году Башкортостанским УФАС России рассмотрено 7 ходатайств и 9 уведомлений, направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями статей 27 - 30 Закона "О защите конкуренции". В 2012 году рассмотрено 9 ходатайств и 10 уведомлений, направляемых участниками хозяйственного оборота в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства. Таким образом, резких изменений в количестве направляемых ходатайств и уведомлений в антимонопольный орган по сравнению с прошлым отчетным периодом не наблюдается.

Отклоненных ходатайств и уведомлений нет.

В отчетном периоде были удовлетворены все ходатайства и уведомления.

В отчетном периоде срок рассмотрения ходатайств в связи с выставлением условий для получения согласия антимонопольного органа не продлевался.

В Башкортостанское УФАС России в 2013 году не поступали ходатайства и уведомления хозяйствующих субъектов о согласовании сделок с участием иностранных инвесторов.

Башкортостанским УФАС России в 2013 году не возбуждались дела по признакам нарушения статьи 34 Закона "О защите конкуренции".

 

1.2.2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»)

Башкортостанским УФАС России в 2013 году не рассматривались проекты соглашений на соответствие антимонопольному законодательству в соответствии со статьей 35 Закона "О защите конкуренции".

 

1.2.3. Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов (статья 38 Закона «О защите конкуренции»)

Заявления о принудительном разделении или выделении хозяйствующих субъектов в соответствии с названной статьей Закона в 2013 году, как и в 2012 году, Башкортостанское УФАС России не рассматривало.

 

1.2.4. Государственный контроль в сферах естественной монополии (статья 7 Федерального закона «О естественных монополиях»)

В 2013 году рассмотрено 1 ходатайство и 2 уведомления в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона «О естественных монополиях».

 

1.3. Организация и проведение проверок органов власти и некоммерческих организаций

В 2013 году Башкортостанским УФАС России проведены 24 плановых проверок в отношении органов местного самоуправления и 1 внеплановая проверка в отношении органа исполнительной власти Республики Башкортостан. По итогам проверок возбуждено 22 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении органов местного самоуправления, что на 12 дел больше, чем в предыдущем году. Из них по 17 делам Башкортостанским УФАС России вынесены решения о наличии нарушений антимонопольного законодательства. Выдано 5 предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Предписания исполнены. Другие дела прекращены Комиссией антимонопольного органа в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Основные нарушения выявленные в ходе проведения проверок, касались вопросов предоставления муниципальных услуг. В частности, это установление в административных регламентах предоставления муниципальных услуг требований к заявителям о предоставлении документов, не предусмотренных действующим законодательством, в том числе документов, находящихся в распоряжении других органов власти; передача полномочий органа местного самоуправления хозяйствующим субъектам – МУПам, которые, в свою очередь, взимают плату за предоставление муниципальных услуг.

Также часть выявленных нарушений касается принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов по выделению земельных участков в целях жилищного строительства.

По итогам плановых проверок возбуждено 15 дел об административных правонарушениях. По состоянию на 31.12.2013 завершено одно дело. Не завершение административных дел, в первую очередь, связано с противостоянием должностных лиц, в отношении которых ведутся административные дела, а именно: отказ от получения процедурных документов, составленных в ходе рассмотрения дел, проживание не по месту регистрации, отказ от получения почтовых уведомлений и т.п., что, в свою очередь, затягивает рассмотрение административного дела.

Также в 2013 году возбуждено 4 дела по итогам проверок, проведенных 2012 году. Из них 3 должностных лица привлечены к административной ответственности.

Значительная часть выявленных нарушений в 2013 году приходится на следующие сферы деятельности:

строительство, при предоставлении муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка; по передаче функций органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам – МУПам при предоставлении муниципальных услуг, связанных со строительством;

операции с землей, при предоставлении земельных участков в целях строительства, жилищного строительства.

 

1.4. Применение статьи 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

В 2013 году дел, возбужденных правоохранительными органами по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации по материалам, переданным антимонопольным органом, не имеется.

 

Радел 2. Контроль соблюдения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)

В 2013 году Башкортостанское УФАС России продолжило работу по реализации положений Федерального закона от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

В 2013 году было рассмотрено 3 дела по нарушению Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в том числе 1 дело по статье 15, 1 дело по подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 13, 1 дело по подпункту «г» пункта 2 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

 

Раздел 3. Контроль соблюдения законодательства об электроэнергетике

Количество принятых решений и поданных исков в суд о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики (в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые  законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике»)

 

действие

Количество

Количество принятых антимонопольного органом решений о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

Количество исполненных хозяйствующими субъектами решений антимонопольного органа о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в сфере электроэнергетики

-

 

Раздел 4. Контроль рекламной деятельности

Башкортостанским УФАС России всего в 2013 году возбуждено и рассмотрено 195 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе. Рассмотрено 186 поступивших заявления о нарушении законодательства о рекламе, по результатам рассмотрения возбуждено 105 дел. По инициативе Башкортостанского УФАС России возбуждено 90 дел.

В результате рассмотрения 195 дел принято 150 решений о наличии нарушений, выдано 12 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе, исполнено 13 предписания (12 предписаний, выданных в отчетном периоде, 1 предписание, выданное в предыдущие периоды).

Башкортостанским УФАС России в 2013 году возбуждено и рассмотрено 215 дел об административных правонарушениях по рекламе, из них: 206 дел об административных правонарушениях по статье 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе), 6 дел – по статье 14.38 КоАП РФ (размещение рекламы на дорожных знаках и транспортных средствах), 3 дела – по части 6 статьи 19.8 КоАП РФ (непредоставление сведений (информации). По статье 20.25 КоАП РФ возбуждено и передано на рассмотрение в суды 15 дел, вынесено 14 постановлений об удвоении суммы неуплаченного в установленный срок штрафа. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выданы постановления о наложении штрафов, общая сумма уплаченного штрафа составила 2422,63 тыс. рублей.

 

В Башкортостанское УФАС России в 2013 год всего поступило 691 письменное обращение граждан, 377 письменных обращений граждан поступило по рекламе, из них более 200 обращений - о распространении смс-рекламы без предварительного согласия абонента на ее получение.

Значительное количество заявлений поступило в IV квартале 2013 года. (обращения заявителей в IV квартале 2013 года по смс-рекламе составляют более 90%). 

Заявителями, как правило, к заявлениям не прикладываются необходимые документы, не предоставляется необходимая и достаточная информация для возбуждения дела по признакам нарушения Федерального закона «О рекламе». В большинстве случаев, заявителем не представлена информация о рекламораспространителе и рекламодателе приходящей смс-рекламы (наименование юридического лица, либо индивидуального предпринимателя или гражданина, адрес, контактные телефоны),  не представлена детализация начислений по услугам подвижной радиотелефонной связи, в соответствии с которой имелась бы возможность установить номер оборудования, с которого было отправлено смс-сообщение или письменное разрешение Башкортостанскому УФАС России на использование информации, содержащей персональные данные заявителя, в том числе получать детализированные расшифровки смс-сообщений, поступивших на номер телефона заявителя, за определенную дату и время  для получения информации, позволяющей сделать вывод о том, имеют ли место признаки нарушения законодательства РФ о рекламе в данном случае, приложен скриншот не имеющий отношения к тексту обращения и т.д.

В рамках предоставления услуг по договору операторы сотовой связи организовывают партнерам только доступ к оборудованию смс-центра по smpp-протоколу, далее информационную смс-рассылку осуществляет Заказчик с помощью своего программного комплекса по собственной абонентской базе, все адресаты которой на основании договора должны дать согласие на получение информационных смс-сообщений. Механизм получения согласия и формирования абонентской базы Заказчика для операторов сотовой связи как правило не известен.

Как правило, номер телефона, с которого отправлено смс-сообщение, является номером центра коротких сообщений (смс-центром), либо является Интеллектуальным номером, что затрудняет установление конкретного рекламораспространителя по тому или иному смс-сообщению.

По рассмотрению каждого обращения граждан по вопросам распространения рекламы путем смс-сообщений проводится большая работа (направляются различные запросы, анализируется полученная информация и др.), установление конкретного рекламораспространителя достаточно затруднительно, по ряду обращений не удается установить рекламораспространителя.

 

Раздел 5. Контроль размещения заказов (Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд)

5.1. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб участников размещения заказов

В 2013 году Комиссией Башкортостанского УФАС России рассмотрено 829 жалоб хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей участников размещения заказа. В сравнении с прошлым годом данный показатель практически остался неизменным. Так, общее количество рассмотренных жалоб в 2012 году  составило 825.

Структурный состав поданных жалоб, как на действия заказчиков, так и на действия конкурсных, аукционных и котировочных комиссий, специализированной организации распределился следующим образом: при размещении заказа для федеральных нужд – 165 поданных жалоб или 19% от общего количества, при размещении заказа для нужд субъекта Российской Федерации – 425 или 52%, для муниципальных нужд – 239 или 29%.

Если анализировать динамику роста жалоб на заказчиков советующих уровней, то как и в прошлом году больше всего жалоб (более половины) приходится на заказы, размещенные для республиканских заказчиков.

Однако, если провести анализ поступления жалоб во временном периоде, то мы увидим резкий всплеск поступления жалоб в 4 квартале 2013 года, а именно в ноябре-декабре месяце. Рост жалоб в данном периоде связан со вступлением в силу 1 января 2014 года Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе…». Принимая во внимание положения статьи 112 Закона о контрактной системе, заказчики всех уровней в спешном порядке в последние месяцы 2013 года размещали заказы, не уделяя должного внимания соответствию Документации требованиям законодательства. Это привело к обжалованию, как самой документации, так и действий Комиссий, которые отстраняли участников, не соответствующих ее требованиям.

На основании части 1 статьи 59 Закона о размещении заказов Башкортостанским УФАС России возвращено 246 жалоб или 29% от общего количества поступивших жалоб. Следует отметить незначительное снижение количества возвращенных жалоб (2%). Участниками размещения, подавшими жалобы, на основании части 1 статьи 61 Закона о размещении заказов отозвано 43 жалобы или 5% от общего количества поступивших жалоб. Данный показатель на протяжении четырех лет остается практически неизменным.

В результате рассмотрения жалоб по существу в 2013 году обоснованными и частично обоснованными признаны 224 или 41% от общего количества рассмотренных жалоб и необоснованными  признано 316 или 59% жалоб. По сравнению с предыдущим годом количество необоснованных жалоб возросло на 7 процентов. Повышение количества необоснованных жалоб связано с тем, что участники размещения заказов вместо того, чтобы обжаловать документацию, подают заявки на участие, а уже после не допуска их до участия или признания заявки несоответствующей – обжалуют действия комиссии. При рассмотрении таких жалоб комиссия Башкортостанского УФАС России признает их необоснованными, вместе с тем при проведении внеплановой проверки, выявляет в действиях Заказчика нарушения при формировании документации.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по результатам рассмотрения жалоб по размещению заказов было выдано 236 предписаний об аннулировании торгов, отмене протоколов, составляемых в процессе размещения заказов, а также о внесении изменений в конкурсные, аукционные документации и информационные извещения о размещении заказов.

По результатам рассмотрения жалоб в 2013 году выявлено 347 нарушений. Если сравнивать соотношение выявленных нарушений, то наибольший удельный вес составляет нарушения при составлении документации об аукционе, конкурсной документации и извещения о проведении запроса котировок. «Ребусы» в техзаданих становятся все изощреннее, не редко Заказчики, размещая заказы на многомиллионные капремонты зданий на нескольких листах расписывают требования к саморезу или к одному из слоев утеплителя.

В связи с реформой государственных закупок Заказчики стремились максимально разместить весь объем до конца 2013 года. В связи с чем, второпях, либо умышленно допускали много нелепых ошибок, которые впоследствии играли ключевую роль при отборе победителя. В чем это проявляется: Республиканский Заказчик устанавливая требования к характеристикам товара (используемого при строительстве) прописывает «несуществующие параметры». Если Участник размещения заказа добросовестно указывает конкретный показатель, предусмотренный производителем данного товара, который соответствует всем ГОСТам, но не соответствует Техзаданию — единая комиссия отклоняет его заявку, так как проверяет ее на соответствие Документации. А если УРЗ чтобы быть допущенным к торгам заведомо указывает несуществующий в природе параметр, то Заказчик или Уполномоченный орган отстраняют его на любом этапе за предоставление недостоверных сведений.

В результате торги в сфере строительного рынка, который в Республике является достаточно конкурентным, признаются несостоявшимися и Заказчики бегут к Республиканскому контролирующему органу за разрешением заключить государственные контракты по максимальной цене с единственным поставщиком.

Наряду с этим, анализ рассмотренных жалоб на действия аукционной комиссии показал, что наибольшее количество отклонений происходит из-за не указания конкретных показателей. Однако, еще встречаются члены комиссии, которые отклоняют заявки если в них не указан товарный знак. Хотя даже если в  и документации об аукционе казано: «При эго наличии».

 

5.2. Работа по осуществлению проверочных мероприятий

В 2013 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан проведено 172 проверок соблюдения требований Закона о размещении заказов. Кроме того, были проведены 2 плановые проверки, и 4 внеплановые совместные проверки  с органами прокуратуры. По результатам проведенных проверок Башкортостанским УФАС России выдано 47 предписаний, возбуждены и рассмотрены административные дела.

 

5.3. Работа по ведению реестра недобросовестных поставщиков

В 2013 году в адрес Башкортостанского УФАС России поступило 122 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с отсутствием  в документах, представленных заказчиком фактов отказа победителя конкурса, аукциона, победителя в проведении запроса котировок, единственного участникам  размещения заказа от заключения контракта проведено 111 проверки по выявлению фактов уклонения победителей размещения заказов от заключения государственных и муниципальных контрактов.

В ходе проведенных проверок Комиссия Башкортостанского УФАС России в 69 случаях не установила фактов уклонения от подписания  муниципальных и государственных контрактов победителей размещения заказа. В 2013 году Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан включено в Реестр недобросовестных  поставщиков 42  поставщиков, из них 11 включено на основании приказа руководителя Башкортостанского УФАС России в связи с расторжением контрактов в судебном порядке.

В 2013 году наблюдается рост показателя включенных в реестр недобросовестных поставщиков. Так, в 2013 году относительная доля  попавших в «черный список» составила 34% от общего количества поступивших обращений. Тогда как в 2012 году данный показатель занимал всего 16% от всех обращений.

 

5.4. Практика по выявлению административных правонарушений и привлечению к ответственности

В 2013 году Башкортостанским УФАС России возбуждено и рассмотрено 215 дел об административном правонарушении. Незначительное уменьшение количества возбужденных дел напрямую связано с тем, что огромное количество жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и членов комиссии, пришлось на ноябрь-декабрь 2013 года. В этой связи, принимая во внимания соблюдение процессуальных сроков проведения административного производства, административные дела за нарушения по жалобам, рассмотренным в ноябре-декабре 2013 года, не могли быть проведены. Наряду с этим, в 2013 году имели место случаи, когда лица, в отношении которых возбуждено административное производство, всячески препятствовали и затягивали сроки рассмотрения административных дел, в том числе не получая на почте определения и как следствие не являлись на рассмотрения.

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях выдано 145 постановлений о наложении административного штрафа. Общая сумма наложенного штрафа подлежащего взысканию, с учетом отмененных и сниженных штрафов судом, составляет 2 519 159 рублей. Сумма уплаченного штрафа составляет 1 411 519 рублей или 56 % от суммы штрафов, подлежащих к взысканию. Уменьшение суммы уплаченного штрафа напрямую связано со вступлением в силу 5 мая 2013 года Федерального закона 49-ФЗ от 5 апреля 2013 года, согласно которому внесены изменения в статью 32.2 КоАП РФ и срок добровольной уплаты штрафа увеличен с тридцати до шестидесяти дней.

Удельный вес выявленных в 2013 году административных правонарушений  распределился следующим образом: по статье 7.30 КоАП РФ 71%, по статье 7.29 КоАП РФ – 10%, по статье 7.32 КоАП РФ – 5%, по остальным статьям – 14%.

По сравнению с 2012 годом наблюдается небольшой роста дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении должностных лиц заказчиков, заключивших контракты не на условиях документации об аукционе, либо впоследствии изменивших существенные условия контракта. Так, по результатам проведенных внеплановых проверок дел об административных правонарушениях по статье 7.32 возбуждено больше на 3 % чем 2012 году.

Наряду с этим, наиболее часто встречающимися видами административных правонарушений в 2013 году, остаются нарушения членами комиссии порядка отбора участников конкурса, аукциона, запроса котировок на право заключить государственный или муниципальный контракт, составление документации об аукционе с нарушениями требований Закона о размещении заказов.

В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ должностными лицами Башкортостанского УФАС России составлено и передано на рассмотрение суда 3 протоколов об административных правонарушениях.

 

5.5. Анализ судебной практики по вопросу рассмотрения судами ненормативных правовых актов ФАС России в сфере размещения государственного заказа

В 2013 году обжаловано 87 ненормативных правовых актов. Принято 73 окончательных правовых актов. Из вышеуказанного количества принятых окончательных правовых актов по 37 отказано в удовлетворении иска.

Считаем необходимым отметить, что 2013 году как и в предыдущем имеются случаи отказов заказчиками, уполномоченными органами от своих заявленных исковых требований. Так, за 2013 год самостоятельно признали свою не правоту порядка 7 заявителей, обжаловавших решения и предписания Башкортостанского УФАС России.

Наряду с участием в арбитражных спорах в качестве ответчика, Башкортостанское УФАС России в 2013 году подало заявление о признании государственного контракта недействительным. Однако, отсутствие в Законе о размещении заказов положения, согласно которым признание размещения заказа (как действий заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов) недействительным влечет за собой признание недействительным государственного контракта, затрудняет ведение судебного спора и ослабляет позицию антимонопольного органа.

В 2013 году Башкортостанское УФАС России также привлекалось и в качестве третьего лица в 17 судебных делах.

 

Раздел 6. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями КоАП

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях антимонопольный орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. В 2013 году возбуждено 642 дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, в том числе:

211 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов,

215 дел – за нарушение законодательства о рекламе,

46 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках,

50 дел – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений,

33 дела – за недобросовестную конкуренцию;

66 дел – за ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления.

8 дел – за нарушение стандартов раскрытия информации;

1 дело – за нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения;

4 дела – за неисполнение в срок решения, предписания;

8 дел – за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в антимонопольный орган.

Общая сумма наложенного штрафа составила более 22 млн. рублей, сумма уплаченного штрафа – 8,3 млн.рублей.

Анализ практики показал основные причины неполной собираемости наложенных штрафов: обжалование постановлений о наложении штрафов (отмена решениями судов штрафов в полном объеме или снижение размеров штрафов до минимальных размеров, предусмотренных соответствующими статьями КоАП РФ); нахождение постановлений в стадии исполнения (по срокам исполнения и в связи с удовлетворением ходатайств об отсрочке или рассрочке исполнения постановления о наложении штрафа).

Башкортостанским УФАС России для обеспечения более полной собираемости наложенных штрафов принимаются следующие меры: постановления о наложении штрафа передаются в Федеральную службу судебных приставов; возбуждаются дела по статье 20.25 КоАП РФ и материалы передаются на рассмотрение в суд.

За неуплату штрафа в установленные сроки передано на рассмотрение мировых судей материалы по 31 делу. В результате рассмотрения дел принято 19 решений об удвоении суммы штрафа, по 12 делам приняты решения о прекращении производства по делу, в том числе по 5 делам - с объявлением устного замечания.

 

Раздел 7. Работа по адвокатированию конкуренции в части предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, а также законодательства о размещении заказов, законодательства о рекламе, законодательства о естественных монополиях

Башкортостанским УФАС России в 2013 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведено 5 пресс-конференций, проведено 48 рабочих встреч, "круглых столов", семинаров по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 600 материалов о деятельности управления вышло на радио, телевидении, в печатных СМИ и Интернет; размещалась социальная реклама на региональных телеканалах и в наружной реламе.

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют:

Общественно-консультативный совет;

Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе;

Экспертный Совет по естественным монополиям;

Экспертный Совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Общественно-консультативный совет приказом ФАС России № 535 от 09.12.2008 (в соответствии с пунктом 1.4. Положения об Общественно-консультативном совете при ФАС России, утвержденного приказом ФАС России № 44 от 28.02.2007).

В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения  «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения "Деловая Россия", Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.

11 апреля, 28 мая, 30 сентября и 25 декабря 2013 года состоялись заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

На заседаниях с участием представителей некоммерческих организаций, предпринимательских союзов, общественных объединений предпринимателей обсуждались актуальные вопросы и проблемы малого и среднего бизнеса, а именно.

11 апреля 2013 года на заседании по инициативе предпринимательского сообщества совместно с Башкортостанским УФАС России и органами государственной власти и местного самоуправления республики рассмотрены вопросы, связанные с направлениями конкурентной политики в рамках реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». На данном заседании ОКСа обсуждены проблемы бизнеса, связанные с доступом на рынок строительства, с получением земельных участков в собственность и аренду. Представители бизнес-сообщества указали на нарушение сроков предоставления муниципальных услуг, связанных с использованием земельного участка для целей строительства, необоснованное затягивание таких сроков, отсутствие прозрачности предоставления земельных участков в аренду и собственность, навязывание услуг МУПов.

Участниками заседания также предложены и обсуждены способы решения создавшихся проблем путем обеспечения прозрачности системы инвестирования и проведения консультационно-информационной работы для привлечения инвесторов в Республику Башкортостан.

По итогам данного заседания направлено письмо Президенту Республики Башкортостан

28 мая 2013 года на заседании совета Башкортостанским УФАС России совместно с предпринимательским сообществом и органами государственной власти республики обсуждены ключевые направлениями  Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации (план мероприятий, содержащийся в «Дорожной карте» «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики»), а также обсужден проект Доклада «О состоянии конкуренции в Российской Федерации». Предпринимателями отмечено, что при подготовке данных документов учтено мнение крупнейших предпринимательских объединений России, общественных и некоммерческих организаций. Так, в проект доклада в качестве законодательной инициативы включено предложение одного из членов ОКСа – Союза работодателей Республики Башкортостан о распространении сферы применения Закона о защите конкуренции на отношения интеллектуальной собственности. Участники заседания Общественно-консультативного совета одобрили проект Доклада «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» и указали на необходимость уделения большего внимания развитию конкуренции в различных отраслях экономики, которые, в первую очередь направлены на улучшение предпринимательского климата для субъектов малого и среднего предпринимательства.

30 сентября 2013 года на заседании ОКСа обсуждены вопросы, касающиеся расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием и доступа к торгам.

Сопредседателем Общественно-консультативного совета - руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан подчеркнута актуальность обсуждаемой темы в условиях развития малого и среднего бизнеса. Также отмечено, что в настоящее время уделяется большое внимание расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам для нужд государственных корпораций, естественных монополий и т.п., осуществление которых регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Малый и средний бизнес, не обладая достаточными финансовыми и кредитными ресурсами, ограничен в доступе к данным закупкам, объем которых превышает объемы закупок, осуществляемых согласно 94-ФЗ.

Представителями предпринимательского сообщества озвучили проблемы субъектов малого предпринимательства, возникающие при участии в торгах. Так, в ряде случаев в виду формирования заказчиками крупных лотов, установления крупным бизнесом заниженных цен на поставляемую продукцию доступ субъектов малого и среднего предпринимательства на определенные рынки в ряде случаев невозможен.

Представители малого и среднего предпринимательства прокомментировали осуществление процедуры закупок своими организациями. Активное участие в обсуждении актуальных вопросов приняли также представители органов государственной власти республики.  Так, представителями Министерства экономического развития РБ заявлено, что в данный период времени, министерством готовится ряд мер, которые позволят облегчить доступ малого и среднего бизнеса к торгам. Участниками заседания Общественно-консультативного совета высказаны пожелания об усилении общественного контроля за проведением закупок, о проведении работы по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства методической помощи в целях расширения доступа для участия в торгах.

25 декабря 2013 года на заседании ОКСа обсуждены вопросы, касающиеся роли и места государственных и муниципальных унитарных предприятий в конкурентной среде. А также обсужден план работы Общественно-консультативного совета на 2014 год.

Председателем совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» замечено, что на сегодняшний день государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают привилегированное положение по сравнению с иными субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере оказания муниципальных услуг, вследствие чего, бизнесу зачастую приходится функционировать там, где прибыль отсутствует. Представителями антимонопольного органа озвучены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с деятельностью унитарных предприятий, затронуты вопросы развития конкуренции на товарных рынках в рамках реализации государственными и муниципальными унитарными предприятиями Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических услуг».

В обсуждении актуальных вопросов в рамках предложенной темы приняли активное участие предприниматели и представители бизнес-сообществ. Представители предпринимательского сообщества отметили, что на сегодняшний день государственные и муниципальные унитарные предприятия занимают привилегированное положение по сравнению с иными субъектами малого и среднего предпринимательства в сфере оказания муниципальных услуг. Поэтому необходимо создание равных условий для всех участников рынка.

Член правления Башкирского регионального отделения «Опора Россия» отметила, что в настоящее время «Опора Россия» принимает участие в проведении анализа конкурентных рынков и формированием предложений по внесению изменений в законодательство. Представителями БРО «ОПОРА РОССИИ» также заявлено о необходимости проведения работы по выявлению системных проблем ограничения конкуренции с участием общественных предпринимательских объединений, профильных ассоциаций с целью выработки предложений по снижению доли выработки снижению доли компаний с государственным участием в отношении рынка, требующего такого снижения.

В обсуждении приняли участие также представители органов государственной власти республики. Так, представители Министерства экономического развития Республики Башкортостан рассказали о некоторых результатах деятельности министерства по итогам рассмотрения проектов актов органов государственной власти республики на предмет оценки регулирующего воздействия таких актов, в том числе, на состояние конкуренции в Республике Башкортостан.

Участниками заседания Общественно-консультативного совета высказаны пожелания об ужесточении ответственности чиновников органов власти за нарушения законодательства, а также о направлении писем в Федеральную антимонопольную службу и Президенту Республики Башкортостан по актуальным вопросам, обсужденным на данном заседании ОКСа.

 

При Башкортостанском УФАС России созданы и действуют 3 Экспертных Совета, в состав которых входят, в том числе представители органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе (приказ № 108 о/д от 28.08.2007, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

11 апреля, 27 июня, 17 сентября и 25 декабря 2013 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета.

На заседании Экспертного Совета 11 апреля 2013 года рассмотрены краткие итоги деятельности Башкортостанского УФАС России по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о рекламе за 2012 год. Обсуждена реклама с использованием полуобнаженных женских образов, размещенная в наружной рекламе в г.Уфе.

На заседании Экспертного Совета 27 июня 2013 года обсуждена, в частности, реклама "СТРОЙ для внуков или не строй вообще" и реклама "Жилой комплекс УФИМСКИЙ КРЕМЛЬ квартиры в историческом центре ДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ ДИНАСТИИИ …" с использованием образов животных на восприятие потребителями.

На заседании Экспертного Совета 17 сентября 2013 года обсуждены, в частности, реклама "Частное БТИ Компания Альтернатива Бухгалтерские услуги Регистрация ООО, ИП Юридические услуги Кадастровые работы (межевание, межевой план, геодезические работы) Техническая инвентаризация (технический паспорт, технический план)", реклама ""Вы слышали? Нет, вы слышали? Невероятная акция в автосалоне "ГазЛуидорУфа" - люди с утра занимают очередь. Здесь покупаешь один автомобиль, а второй получаешь в подарок", реклама "Морская аптека» предлагает гель "Ламифарен" из бурых морских водорослей (предупреждение: возможны противопоказания, необходима консультация специалиста) - это пищевой продукт, обладающий свойством восстанавливать здоровье и красоту" на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

На заседании Экспертного Совета 25 декабря 2013 года обсуждены, в частности, реклама группы компаний Госстрой квартиры и коммерческая недвижимость новый объект в Глумилино, реклама геля Lamifaren (Ламифарэн), размещенной в программе «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!» на предмет введения потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования.

По результатам рассмотрения рекламы на заседаниях Экспертного Совета возбуждались дела по признакам нарушения законодательства о рекламе.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по естественным монополиям (приказ № 73 о/д от 23.06.2008, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

15 апреля, 12 сентября, 17 октября и 26 декабря 2013 года состоялись очередные заседания Экспертного Совета по естественным монополиям.

На заседании Экспертного Совета 15 апреля 2013 года обсуждены актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии. «Дорожная карта» «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Поводом для обсуждения данной темы послужило принятие Правительством Российской Федерации распоряжения от 30 июня 2012 года № 1144-р, которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и других нормативных актов Правительства для реализации «Дорожной карты» на территории России.

Члены совета и участвовавшие в работе приглашенные  лица пришли к мнению, что в настоящее время в Российской Федерации уделяется большое внимание вопросам реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры».

Проблемы реализации «Дорожной карты» на территории республики, мероприятия, проводимые территориальными сетевыми организациями для  облегчения условий подключения потребителей к энергетической инфраструктуре, сокращения времени прохождения всех этапов по получению доступа к энергосети, а также снижение затрат на получение доступа к энергосети касаются в той или иной степени каждого гражданина республики, субъектов малого и среднего предпринимательства.

В ходе обсуждения был рассмотрен вопрос о том, что территориальные сетевые организации не проводят работу по инвентаризации мощностей, хотя на сегодняшний день разработаны все нормативные акты, регулирующие данный вопрос.

По мнению членов Экспертного Совета вызовет затруднение и реализация положений «Дорожной карты» о снижении стоимости технологического присоединения к электросети в 2 раза. Это связано с тем, что территориальные сетевые организации республики не имеют инвестиционные программы. Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ проводит работу по созданию и реализации инвестиционных программ, но пока только с крупными территориальными сетевыми организациями. При этом в инвестиционные программы ООО «Башкирские распределительные сети» включены программы муниципальных ТСО, однако это не всегда экономически выгодно для крупных ТСО. Остается серьезным вопрос повышения эффективности ресурсов, используемых на сегодняшний день.

Также обратили внимание собравшихся на проблемы опосредованного присоединения потребителей к электрическим сетям, особенно проблемы длительных и затратных технологических присоединений между различными территориальными сетевыми организациями, решаемых на сегодняшний день по индивидуальным проектам.

Существуют моменты злоупотребления потребителей, которые прекрасно осведомлены про льготный порядок присоединения, и начинают умышленно дробить помещения, сдавать часть помещений в аренду, тем самым выбирая мощности до 15 кВт.

Актуальным и болезненным вопросом остается проблема субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 150 кВт, для которых технологическое присоединение осуществляется с рассрочкой на срок до 3 лет. При этом Сетевая организация не только должна строить сети за свой счет, но и обязана оплачивать НДС со всей суммы по технологическому присоединению, следовательно, кроме расходов по тех. присоединению, Сетевая организация дополнительно, за счет собственных средств уплачивает НДС, который ей в лучшем случае компенсируют через 6-12 месяцев.

Члены Экспертного Совета считают, что в республике не ведется борьба с хищениями электроэнергии и потерями из-за устаревших коммуникаций и оборудования энергетических хозяйств, энергоэффективность в промышленности и в сельском хозяйстве неудовлетворительна.

По итогам заседания члены Экспертного совета пришли к выводу, что государственная политика направлена на сокращение мелких ТСО. Это связано в основном с бесконтрольностью ТСО. В республике, согласно принятой «дорожной карте» изменяются приоритеты и усиливается контроль за снижением этапов техприсоединения, за снижением сроков подключения до 150 кВт, за снижением стоимости оказываемых услуг. В районах отсутствует системная возможность подключения. Намечается введение ответственности потребителей за излишне запрошенную мощность, а ТСО – за излишне введенную мощность и не эффективное его использование.

Каждое муниципальное образование должно участвовать в разработке «дорожной карты» республики «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Разработка «дорожной карты» является одной из первоочередных задач и одним из основных проблем, которые надо решать для привлечения инвестиций в энергосистему республики и развития политики энергосбережения. Информация об имеющейся мощности для каждого инвестора должна быть открыта и доступна.

На заседании Экспертного Совета 12 сентября 2013 года обсуждены проблемные вопросы применения законодательства РФ в сфере электроэнергетики при рассмотрении дел по признакам нарушения Федерального закона "О защите конкуренции". Поводом для обсуждения данной темы послужили поступающие обращения физических и юридических лиц по возникающим проблемам при квалификации действий собственников (владельцев) объектов электросетевого хозяйства при осуществлении действий по технологическому присоединению  энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям сетевой организации.

Исходя из правоприменительной практики Башкортостанского УФАС России, наиболее распространенными нарушениями в сфере технологического присоединения со стороны сетевых организаций являются:

необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

навязывание сетевой организацией заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных Правилами.

На Экспертном Совете было отмечено еще один из видов часто встречающихся в последнее время нарушений – это нарушение сроков осуществления сетевой организацией мероприятий по непосредственному технологическому присоединению объектов к электрическим сетям.

Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, предусмотренный Правилами для льготных категорий заявителей, должен составлять не более 6 месяцев.

В результате обсуждения члены Совета пришли к единому мнению о том, что договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям содержит обязательства по выполнению мероприятий по технологическому присоединению как сетевой организации, так и заявителя. Выполнив технические условия на технологическое присоединение в своей части, а также условия самого договора, заявитель по истечении 6 месяцев может смело требовать от сетевой организации осуществления технологического присоединения. А в случае отказа сетевой организации или затягивания сроков, незамедлительно обращаться в антимонопольный орган с жалобой.

17 октября 2013 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям по вопросу: «Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики и его коммерческой инфраструктуры». Тема стратегических перспектив развития электросетевого комплекса является весьма актуальной в свете принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р об утверждении «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации», а также принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2579-р об утверждении Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», предусматривающего мероприятия, направленные на развитие конкуренции.

На заседании обсуждены последствиям реализации распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 05.08.2013 № 1003-р о наделении ГАУ РНТИК «Баштехинформ» статусом, уполномоченной организацией, осуществляющей управление электросетевым имуществом Республики Башкортостан в связи поступлением обращений глав администраций, участников рынка по вопросу передачи ГАУ РНТИК «Баштехинформ» во временное пользование бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, находящихся на территории муниципальных образований в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В результате обсуждения члены Совета пришли к выводам, что все предложения, которые были высказаны по развитию единого электросетевого хозяйства республики, должны быть изложены шаг за шагом в Дорожной карте «Развитие рынка электроэнергетики».

26 декабря 2013 года состоялось заседание Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по проблемам на рынке установки, опломбировки приборов учета газа. 

Поводом для обсуждения данной темы послужили многочисленные обращения хозяйствующих субъектов и физических лиц в части правомерности исполнения услуг по замене приборов учета газа организациями не являющимися специализированными.

Специализированной организацией в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года. №549, Приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 № 239 признается газораспределительная организация, имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившую договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. При этом, газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

На территории Республики Башкортостан такой организацией является ОАО «Газпром газораспределение Уфа».

Членами Экспертного совета и приглашенными участниками заседания с беспокойством отмечены действия некоторых организаций, осуществляющие установку приборов учета с несоблюдением норм и правил установки приборов учета, так как от правильности монтажа приборов учета газа влияет безопасность жителей многоквартирных домов.

В результате члены Экспертного совета подчеркнули особую важность в соблюдении законности при проведении работ по установке счетчиков газа.

В соответствии с действующим законодательством, сложившейся судебной практикой, переустройство ВДГО, в том числе установка счетчиков газа для коммунально-бытовых нужд, производится специализированной организацией.

Учитывая данные обстоятельства, члены Экспертного Совета, пришли к выводу что основной проблемой, связанной с предоставлением услуги по монтажу счетчиков, является наличие статуса специализированной организации. Сложность в получении данного статуса связана с заключением договоров на аварийно-диспетчерскую службу, наличием газораспределительной системы или договора на ее эксплуатацию.

По итогам заседания Экспертного Совета принято решение рекомендовать организациям совершить действия, направленные на получение статуса специализированной организации, в том числе обратиться в ОАО «Газпром газораспределение Уфа» с просьбой урегулирования данного вопроса, а ОАО «Газпром газораспределение Уфа» рекомендовать рассмотреть договоры либо представить мотивированный отказ.

 

При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли (приказ № 104 от 04.05.2010, утверждено Положение о Совете и состав Совета).

19 апреля, 27 сентября и 8 октября 2013 года состоялись очередные заседания Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли.

19 апреля 2013 года на заседании Экспертного совета обсуждались проблемы доступа производителей в торговые сети республики. На заседании присутствующими была отмечена необходимость соблюдения конкурентных принципов ведения торговой деятельности: обеспечение конкуренции является одним из ключевых факторов для развития торговли, роста ее эффективности и улучшения розничного предложения потребителям.

27 сентября 2013 года на заседании Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему «Проблемы развития конкуренции на рынке услуг по хранению и отгрузке зерна в Республике Башкортостан, ситуация на рынке производства и реализации молока и молочной продукции».

На заседании присутствовали представители Управления министерства промышленности и торговли Российской Федерации по Республике Башкортостан; Госкомитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей, администраций муниципальных образований, министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, некоммерческих общественных организаций, элеваторов республики, переработчики молока и молочной продукции, сельхозпроизводителей, предприниматели, представители торговых сетей, средств массовой информации.

Участники рынка высказали наболевшие вопросы, рассказали о негативных аспектах во взаимоотношениях потребителей услуг хранения зерна с элеваторными комплексами, которые ограничивают конкуренцию. Также было подчеркнуто, что текущее положение на рынке хранения и отгрузки зерна сводит эффективность зерновых интервенций на нет, поскольку элеваторы, по мнению получателей зерна из интервенционного фонда, завышают стоимость услуг по отгрузке. Также была рассмотрена текущая ситуация на агропродовольственных рынках, в том числе на рынке молока и молочной продукции. На заседании было отмечено, что обеспечение конкуренции является одним из ключевых факторов для развития этой отрасли, роста ее эффективности, в связи с чем необходимо разработать план мероприятий «дорожная карта» «Развитие конкуренции на агропромышленных рынках.

На заседании Экспертного совета, состоявшемся 8 октября 2013 года, обсуждались проблемы на рынке распространения периодической печатной продукции, которые были выявлены по результатам мониторинга представленности печатных изданий в торговых сетях. Ассортимент в торговых сетях ограниченный: из всех официально зарегистрированных изданий, на продажу в сети или отдельные магазины могут попасть далеко не все печатные издания. Представители печатных изданий озвучили наличие проблемы вхождения в торговые сети, прямые договоры сетей и печатных изданий - редкое исключение. Поскольку рынок печатной периодики - рынок социальный и политический, то тема оказалась актуальной для всех. По результатам заседания Экспертного Совета все пришли к единому мнению, что участники рынка распространения печатной продукции должны сообща решать проблемные вопросы, а конкретные обращения в надзорные органы могут разрешить нарушения законодательства.