• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

«Башкиравтодор» приучают к экономии

Государственному дорожному подрядчику «Башкиравтодору» предстоит защитить в УФАС чистоту сделки по закупке битума на 2014 год. Один из крупных поставщиков этого материала — ООО «Аквамак-процессинг» пожаловался в УФАС на намерения госкомпании приобрести битум дороже рыночной цены и втайне от участников рынка. Цена вопроса — 72,8 млн рублей. В «Башкиравтодоре» считают претензии необоснованными.

Региональное управление ФАС России вчера приступило к рассмотрению жалобы «Аквамак-процессинга» (принадлежит предпринимателю Олегу Макаренко) на действия государственного ОАО «Башкиравтодор». Заявитель, на протяжении многих лет поставлявший битум госкомпании, считает, что перед новым годом «Башкиравтодор» подготовил невыгодную для себя сделку.

27 декабря госкомпания, отмечается в жалобе, опубликованной на официальном сайте УФАСа, разместила на портале госзакупок запрос предложений на поставку 7 тыс. тонн битума в январе 2014 года. Максимальная стоимость контракта составляла 72,8 млн руб. Тендер был проведен в короткие сроки, победителя определили уже 30 декабря. Им стало уфимское ЗАО «СТК-петролеум», предложившее тонну битума за 10 395 руб. Второй участник ООО «Оберон» сделал предложение на 5 руб. дороже — по 10 400 руб. за тонну.

«Аквамак-процессинг», обратившийся с жалобой 20 января, указал в ней, что вопреки требованию ФЗ-233 «О закупках товаров, работ, услуг…» «Башкиравтодор» не опубликовал объявление о тендере на своем официальном сайте. В результате поставщик не смог принять участия в закупке. Действия заказчика компания расценила как «грубое нарушение основных принципов осуществления закупок», закупку «у заранее определенной компании по многократно завышенной цене». Она просит признать итоги тендера недействительными и указывает, что готова была поставить материал по 8 050 руб. за тонну из расчета отпускной цены «Башнефти» в размере 7 500 руб. и 3% торговой надбавки. Таким образом госкомпания могла сэкономить до четверти стоимости контракта, следует из жалобы.

• ОАО «Башкиравтодор» — 100% собственность республики. Основной исполнитель муниципальных контрактов на строительство и ремонт дорог. Портфель компании в 2013 году включал более 120 контрактов стоимостью от 60 до 500 тыс. руб. каждый. Выручка в 2012 году составляла 5,08 млрд руб., чистая прибыль 65,9 млн руб., кредиторская задолженность — 1,3 млрд руб. Уставный капитал — 2,13 млрд руб.
• ЗАО «СТК-петролеум» занимается производством нефтепродуктов, уставный капитал 25 млн. руб. Выручка в 2012 году составляла, по данным Kartoteka.ru, 1,36 млрд руб., чистая прибыль 7,89 млн руб., кредиторская задолженность 118,65 млн руб. Юридическим собственником компании является ликвидированное ЗАО «Башинцентр».
• «Аквамак-процессинг» является оптовиком топлива и нефтепродуктов. Уставный капитал — 1,65 млн руб. Чистый убыток в 2012 году при выручке 2,83 млрд руб. составил 24,5 млн руб.

В предыдущие годы «Аквамак-процессинг» формировал до 60% поставок битума «Башкиравтодору», рассказали „Ъ“ участники рынка. В прошлом году отношения партнеров осложнились. «Аквамак-процессинг» подал в суд на взыскание с «Башкиравтодора» неустойки по контракту 2011 года в размере 245 млн руб. Сумма существенно превышала годовую выручку госкомпании (см. „Ъ“ от 3 апреля прошлого года). Несмотря на то, что разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения, в «Башкиравтодоре» заявили, что больше работать с этим поставщиком не намерены.

Вчера в руководстве «Башкиравтодора» сказали, что «начали работать напрямую с „Башнефтью“», а проведенный тендер, где победил «СТК-петролеум», был лишь «запасным вариантом». Контракт с компанией еще не подписан, сказал начальник отдела обеспечения материальными ресурсами Ильшат Фатхутдинов. Разбирательство в УФАСе собеседник комментировать не стал.

Генеральный директор «СТК-петролеум» Александр Мельников для комментариев оказался недоступен равно как и Олег Макаренко.

Один из совладельцев бизнеса по производству битума на условиях анонимности сообщил, что «Башкиравтодор» выбрал для проведения тендера не лучшее время. «В декабре стоимость тонны битума действительно составляла 10 тыс. руб., но в январе он традиционно дешевеет, в этом году цена упала до 7,5 тыс. Почему „Башкиравтодор” проводил закупку в декабре, не очень понятно»,— отметил он. Основной сложностью в работе с «Башкиравтодором» собеседник назвал отсрочку платежей. «Своих денег у них нет, а ждать бюджетные приходится долго. „Аквамак” мог себе позволить такое ожидание, но не все поставщики на это согласятся»,— отметил он.

Юристы полагают, что доказать юридическую чистоту контракта «Башкиравтодору» будет сложно. «Уведомление о проведении закупки должно быть подано не менее чем за 20 дней до окончания приема заявок. В данном случае, как следует из жалобы, было всего четыре дня,— отметил управляющий партнер судебного агентства «Барристер» Айдар Муллануров.— По этому признаку можно допустить, что в закупке участвовали формальные конкуренты, подавшие заявки по максимально возможной цене». С экспертом согласен юрист Анатолий Краснов, специализирующийся на госзакупках: «О том, что закупка «деланная», говорит цена, предложенная двумя поставщиками — трудно себе представить разницу предложения конкурентов в размере пяти рублей».

Булат Баширов