Протокол заседания Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, состоявшегося 30.09.2013

30  сентября  2013  года в 11  часов 00  минут по адресу:  Республика Башкортостан,  г.  Уфа,  ул.  Цюрупы,  д.  100,     состоялось заседание Общественно-консультативного совета при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (далее также Башкортостанское УФАС России, Управление). На данном заседании обсуждены вопросы, касающиеся расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам  инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием и доступа к торгам.

На заседании присутствовали:  члены данного совета,  представители

- Аппарата Правительства Республики Башкортостан;
- Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан;
- Министерства финансов Республики Башкортостан;
- Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан;
- Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан;
- Министерства экономического развития Республики Башкортостан;
- Администрации Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан;
- Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Башкортостан;
- БашРФ ОАО «Россельхозбанк»;
- ОАО «Башкирская электросетевая компания»;
- МУП «Уфимские инженерные сети»,

а также предприниматели,  некоммерческие организации,  предпринимательские союзы,  общественные объединения,  представители  телевидения,  средств массовой информации.

Во вступительном слове сопредседатель Общественно-консультативного совета -  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х.  подчеркнула, что данный совет функционирует на паритетных началах с Опорой России, а также с участием других общественных организаций. Акбашева З.Х. сказала, что  обсуждаемая тема является актуальной в условиях развития малого и среднего бизнеса. В настоящее время уделяется большое расширению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам для нужд государственных корпораций, естественных монополий и т.п., осуществление которых регулируется Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Малый и средний бизнес, не обладая достаточными  финансовыми и кредитными ресурсами, ограничен в доступе к данным закупкам, объем которых превышает объемы закупок, осуществляемых согласно 94-ФЗ.

Заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России Саляхутдинова Р.Ф. озвучила некоторые положения Плана мероприятий («Дорожной карты») «расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29.05.2013 года №867-р. Так, данная дорожная карта призвана снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием. Цель реализации дорожной карты – существенно увеличить к 2018 году долю закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства с 10 до 25 процентов. Кроме того, Саляхутдинова Р.Ф. рассказала о результатах рассмотрения Башкортостанским УФАС России жалоб в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции. Так, в 2013 году, по сравнению с 2012 годом, имеет место рост количества обращений на действия организаторов торгов. Большая часть обращений касается установления требований организаторами торгов к участникам заказов. Кроме того, часть жалоб касается неразмещения на сайтах разработанных положений о закупках либо отсутствия у заказчика такого положения. Имеет место также признания жалоб необоснованными в виду того, что участниками закурок при подачи заявки на участие в торгах не учитываются требования положений о закупках, размещенных на сайтах в сети Интернет. В виду чего, участникам торгов необходимо внимательно изучать данные положения.

Председатель совета Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», сопредседатель ОКС Мусин Д.М. также рассказал о некоторых проблемах малого и среднего предпринимательства при доступе к участию к торгам. Так, зачастую малый бизнес не имеет возможности перечислить средства на обеспечения участия своей заявки на торгах в виду того, заказчиками устанавливается очень высокая максимальная цена контракта, путем формирования  крупных лотов закупки. При том, что у заказчика имеется возможность разбить данный лот на более мелкие лоты с меньшей ценой контракта. Так, имеет место объявление закупки для нужд целой республики в целом одним лотом, при наличии возможности формирования лотом по населенным пунктам, по учреждениям и т.п. Кроме того, остро стоит проблема заниженных, «демпинговых» цен, которые устанавливаются недобросовестными участниками размещения заказа с целью устранения конкуренции либо получения денежных средств с добросовестного участника размещения заказа. Мусин Д.М. также отметил, что необходимо создать условия для развития заинтересованности государственных корпораций, субъектов естественных монополий  и т.п. в размещении определенного процента своего заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом   практики стран западной Европы.

Начальник отдела контроля государственного заказа Исламгулов С. Ф. сказал, что по Закону о размещении заказов (94-ФЗ) доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства равна от 10 до 20% от общего объема закупок. Согласно статистическим данным, объем таких закупок составляет минимальный размер, установленный законом (11-11,5%). То есть, заказчиками неохотно размещаются заказы у субъектов малого и среднего предпринимательства. Исламгулов С.Ф. также рассказал, исходя из практики рассмотрения жалоб Башкортостанским УФАС России, что  заказчики отдают предпочтение запросу котировок. При этом, данный способ размещения заказа с 01.01.2014 года «уйдет в историю» как самый коррумпированный способ размещения заказа в связи со вступлением в силу нового закона №44-ФЗ о контрактной системе. Исламгулов С.Ф. также рассказал о других антиконкурентных тенденциях сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Заместитель руководителя Управления  Шакирьянова А.А. сказала, что на сегодняшний день заказчиками не выполняется в полной мере обязанность по размещению установленной доли заказа у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе, путем установления различных препятствий для таких субъектов при их участии в торгах. При этом, торги в виду отсутствия заявок со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства признаются несостоявшимися, а заказчики обращаются в антимонопольные органы и иные органы, уполномоченные на контроль в сфере размещения заказов, о согласовании размещения данного заказа с единственным поставщиком. Однако признание такого раза несостоявшимся не является основанием для проведения согласования, а заказчик обязан разместить данный заказ повторно, но уже для более широко круга лиц. Кроме того, Шакирьянова А.А. отметила, что зачастую участники размещения заказа не пользуются своими правами, предоставленными 94-ФЗ на запрос разъяснений положений документации по закупкам и на обжалование такой документации до окончания срока подачи заявок. Наличие данных фактов также способствует установлению ряда заказчиками в документации по закупкам своего рода «ребусов», то есть положений, которые не подлежат однозначной трактовке. При этом, в ряде случаев истинным значениям данных «ребусов» соответствует лишь одна из нескольких заявок участников размещения заказа, а остальные участники не допускаются к торгам по формальным основаниям. Законом о защите конкуренции также предусмотрена возможность обжалования участниками размещения заказа антиконкурентных действий заказчиков и организаторов торгов. Так, на рассмотрении Управления имеется ряд дел, возбужденных в отношении заказчиков и организаторов торгов. Кроме того, Управлением также рассматриваются дела, связанные с действиями органов государственной власти при проведении торгов на получение вещных прав на государственное имущество. 

Акбашева З.Х. также сказала, что как показывает опыт рассмотрения Управлением жалоб, по аналогичным запросам котировок, объявляемым государственными заказчиками в массовом порядке, определяется победителем одно и тоже лицо с минимальным перевесом в цене контракта. При этом, данная разнице в цене контракта в многочисленных аналогичных запросах котировок, является одной и той же фиксированной суммой. С целью решения аналогичных проблем, возникающих при проведении запроса котировок, по инициативе ФАС России запрос котировок исключен из Закона о контрактной системе №44-ФЗ. Данный закон предусматривает более прозрачные процедуры размещения заказа, которые призваны обеспечить более широкий доступ, в том силе субъектов малого и среднего предпринимательства закупкам для государственных и муниципальных нужд. Кроме того, данный закон предусматривает осуществление общественного контроля за ходом закупок, размещение на сайтах в сети Интернет заказчиком плана закупок на будущий год и т.п. Положения о закупках, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ также должны соответствовать законодательству, а со временем планируется включение в данных закон требований, аналогичных требованиям 44-ФЗ (закона о контрактной системе).

Член совета Башкирского регионального отделения «Опора России» Андреев А.Ю.,   также озвучил основные проблемы,  с которыми сталкивается малый и средний бизнес Так,  само по себе участие в электронных торгах  является сложной процедурой, требующей специальных познаний. Андреев А.Ю. также отметил, что запрос котировок является коррумпированным способом размещения заказа, порой победителем которых признается лицо, предложившее цену контракта на 10 копеек меньше, чем предыдущий участник размещения заказа. Кроме того, в ряде случаев в виду формирования заказчиками крупных лотов, установления крупным бизнесом заниженных цен на поставляемую продукцию доступ субъектов малого и среднего предпринимательства на определенные рынки в ряде случаев невозможен.

 Представители ОАО «Башкирская электросетевая компания» рассказали, что акционеры общества заинтересованы в обеспечении конкуренции и прозрачности при проведении закупок с целью эффективного расходовании средств общества.  Вместе с тем, с целью обеспечения безопасности в расходовании средств и во избежание заключения договоров с недобросовестными поставщиками общество вынужденно устанавливать отдельные положения, которые не могут быть выполнены малыми предприятиями в виду их ограниченности в финансах. Кроме того, зачастую малый бизнес отказывается от участия в торгах наряду с МУПом, ГУПом, так как, заведомо знает, что данные предприятия обладают определенными полномочиями, позволяющими предпринимать в отношении малого бизнеса антиконкурентные действия.

Представители БРО «Деловая Россия» отметили, о слабой осведомленности малого и среднего бизнеса об изменениях в законодательстве, о вступлении в силу 223-ФЗ и т.п. В настоящее время в Деловой России функционирует общественная организация, призванная оказать, в том числе, методическую помощь малому и среднему бизнесу, с целью расширения участия и доступа бизнеса к различного рода торгам и закупкам.

Представителями Министерства экономического развития РБ отмечено, что данным министерством готовится ряд мер, которые позволят облегчить доступ малого и среднего бизнеса к торгам.

Более двух часов участники заседания Общественно-консультативного совета обсудили вопросы и проблемы, связанные с доступом субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам  инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием и доступа к торгам.

В завершении заседания руководитель Управления и сопредседатель совета Акбашева З.Х сказала, что в настоящее время, малому и среднему бизнесу приходится нелегко, но ему нужно вписаться, занять нишу на определенном рынке, который с учетом вступления России в ВТО становится все более открытым.  При этом, бизнесу необходимо пользоваться предоставленными ему законом правами в целях защиты своих законных интересов, работать и развиваться.

Участниками заседания Общественно-консультативного совета высказаны пожелания об усилении общественного контроля за проведением закупок, о проведении работы по оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства методической помощи в целях расширения доступа для участия в торгах.

Дата проведения Совета: 
30 сентября 2013, 13:00