Протокол №44 заседания Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России от 25 декабря 2018 года

25.12.2018г.                                                                       Республика Башкортостан город Уфа

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ:
Председатель Экспертного совета, руководитель Управления  Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан  - <...>

ПРИСУТСТВОВАЛИ:

Члены Экспертного совета: <...>, <...>, <...>, <...> (<...>.), <...> (<...>),  <...> (<...>.), <...>.,  <...>, <...>. (<...>.), <...>., <...>, <...>., <...> (<...>.), <...>. (<...>.), <...> (<...>), <...>, <...>., <...> (<...>.), <...>

Присутствовали представители СМИ: – корреспондент филиала ФГУП ВГТРК ГТРК «Башкортостан».

I. Результаты  рассмотрения вопросов, вынесенных на заседание Экспертного Совета по применению законодательства о рекламе 11.09.2018г.

(<...>)

II. Информация об изменениях, внесенных в законодательство РФ о рекламе.

(<...>)

Члены Экспертного совета проинформированы о внесении изменений в статью 7 ФЗ «О рекламе», статьи 21, 28 ФЗ «О рекламе».

III. Обсуждение вопроса специализации Башкортостанского УФАС России: «Проблемные вопросы применения законодательства Российской Федерации о рекламе (в том числе проблемы доказывания и определение восприятия потребителями существенной информации, указанной в рекламе)».

(<...>)

IV. Обсуждение рекламы: «Помощь специалиста. Решу нерешаемое Отведу неминуемое Исполню заказанное 8 903 602 60 50», размещенной в газете «Экспресс в Республике Башкортостан» на предмет введения потребителя рекламы в заблуждение

 (<...>, <...>, <...>., <...>, <...>).

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама с учетом  доводов рекламодателя – ИП <...>, по представленному обращению заявителя, изображению.

Отмечено, что данный рекламный продукт распространяется посредством публикации в средствах массовой информации.

В рассматриваемой рекламе рядом с текстом: «Помощь специалиста. Решу нерешаемое Отведу неминуемое Исполню заказанное 8 903 602 60 50» размещена фотография мужчины в белой рубашке без указания лица и наименования услуги, которая рекламируется.

Согласно пояснениям рекламодателя – ИП <...>: «…строками из своего рекламного объявления – «сложу не слагаемое, решу не решаемое, исполню заказанное» пытался привлечь к своему полю психологической деятельности лиц, которые имеют психологические проблемы,…не решающиеся потому, что у них недостаточно компетентных знаний…Никого никогда не вводил и не собираюсь вводить в заблуждение…то, что не конкретизировал свой текст объявления, так это от желания привлечь к своим профессиональным услугам, как можно большее количество нуждающихся в них, но так и не привлек…Реклама, поданная мной в газете «Экспресс» прошла для меня…со знаком минус, мне так никто и не позвонил…»

Отмечено, что указанная реклама, размещенная психологом, не содержит предмета рекламы, отсутствует информация о товаре/услуге, предлагаемой в настоящей рекламе. У потребителей могут возникнуть неверные ассоциации исходя из рекламы, например, что указанная реклама имеет отношение к охранному предприятию, сдаче ЕГЭ и т.д., а не к деятельности психолога.

Членами Экспертного совета также отмечено, что своей рекламой рекламодатель изначально вводит потребителей в заблуждение, обещая исполнить невозможное.

В целом, надпись и графическая часть рекламы не отображают продаваемый товар/услугу.

Рекомендовано не допускать использование  подобной рекламы, поскольку она не содержит никакой информации, имеющей отношение к продаваемому товару/услуге.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Вводится ли потребитель рекламы в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации?»

Членами Совета отмечено, что в данном случае в рекламе отсутствует часть существенной информации, а именно информации о товаре/услуге, что вводит потребителя в заблуждение.

V. Обсуждение рекламы:  «Акция на все купальники и летнюю одежду» с изображением девушки в купальнике, лежащей на песке, размещенной на входной двери магазина, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. 50-летия Октября, д.26 на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов.

(<...>., <...>, <...>, <...>)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному обращению заявителя, изображению.

Отмечено, что данная реклама распространяется посредством наружной рекламы. 

На рассматриваемой рекламе изображена верхняя часть лежащей девушки в купальнике, также размещен текст - «Акция на все купальники и летнюю одежду».

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные образы?»

Большинством членов Экспертного Совета отмечено, что в данном случае в рекламе не были использованы непристойные и оскорбительные образы.

VI. Обсуждение рекламы: «СЕКС не предлагаем. Только мебельная фурнитура и корпусная мебель. Нефтекамский мебельщик. г. Нефтекамск, ул. Парковая, д.3», размещенной на выносном штендере в г.Нефтекамск на предмет наличия непристойных и оскорбительных сравнений и выражений.

(<...>, <...>, <...>, <...>,  <...>., <...>, <...>)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, обращению заявителя.

Отмечено, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. 

На рассматриваемой фотографии размещен рекламный штендер, содержащий надпись крупными буквами: СЕКС не предлагаем. Только мебельная фурнитура и корпусная мебель. Нефтекамский мебельщик. г. Нефтекамск, ул. Парковая, д.3. Указанная рекламная конструкция расположена вблизи магазина корпусной мебели «Нефтекамский мебельщик».

Члены Совета отметили, что использование слова «Секс» не является само себе оскорбительным, в то время как использование в рекламе словосочетания «Секс не предлагаем» имеет двусмысленную природу. Применяя подобную фразу, рекламодатель пытается привлечь внимание потребителей очень грубым образом, поскольку она не имеет ничего общего с деятельностью организации, рекламирующей мебель и мебельную фурнитуру.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные выражения?»

Членами Экспертного совета отмечено наличие непристойных выражений в данной рекламе, установлено наличие негативного восприятия рекламы потребителями. Рекомендовано возбудить дело в отношении рекламодателя по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

VII. Обсуждение рекламы: «INVITRO Медицинские анализы invitro.ru. Акция с 12.11.2018 по 05.12.2018. Забота о своем здоровье – это Настоящее мужское дело. Получи возможность выиграть эксклюзивный билет в VIP-зону турнира «БИТВА на ВОЛГЕ 8», пройдя одно из 25 исследований…» с изображением мужчины, размещенной на рекламном щите в г. Уфа на предмет введения потребителя рекламы в заблуждение.

(<...>, <...>, <...>, <...>, <...>)

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама по представленному изображению, обращению заявителя.

Отмечено, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. 

В данной рекламе на рекламном щите изображен мужчина с голым торсом, рядом располагается надпись «INVITRO Медицинские анализы invitro.ru. Акция с 12.11.2018 по 05.12.2018. Забота о своем здоровье – это Настоящее мужское дело. Получи возможность выиграть эксклюзивный билет в VIP-зону турнира «БИТВА на ВОЛГЕ 8», пройдя одно из 25 исследований…»

Члены Совета отметили, что в данном случае не усматривается нарушение по гендерному признаку, поскольку не запрещается размещать рекламу медицинских исследований для мужчин, за  прохождения которых и предполагается получить в подарок входной билет на мероприятие. Данное изображение направлено на то, чтобы привлечь внимание целевой аудитории к данной рекламе. При этом реклама не содержит запрета женщинам для обращения в клинику INVITRO.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Вводится ли потребитель рекламы в заблуждение из-за отсутствия части существенной информации?»

Членами Совета отмечено отсутствие введения в заблуждение потребителя указанной рекламой.

VIII. Обсуждение рекламы: «Загорай и худей! Вертикальный солярий 1 минута – 7 рублей (абонементы в наличии) Все виды массажа: -антицеллюлитный; - ойл-массаж; - медовый массаж; - баночный массаж; Все виды обертывания: - шоколадное; - бандажное; - горячее/холодное. Скрабирование Кедровая бочка Эффективные программы Коррекция фигуры. Подготовьтесь к лету вместе с «Персона lita»» с изображением девушки в купальнике, размещенной на окне парикмахерского салона «Персона» в г. Уфа на предмет наличия непристойных и оскорбительных образов.

 (<...>, <...>, <...>, <...>, <...>, <...>)

Указано, что данный рекламный продукт распространяется посредством наружной рекламы. Поэтому рассмотрение данных материалов производится с учетом их воздействия в условиях городской среды, массового потребителя, а не конкретно целевой аудитории потребителей данных продуктов.

Членами Экспертного совета проанализирована данная реклама с учетом доводов, изложенных в обращении заявителя, представленному изображению. В данной рекламе изображена девушка в купальнике в полный рост.

Отмечено, что реклама не воспринимается двояко, изображение и текстовая часть рекламы отображают назначение услуг рекламодателя – салона красоты. Размещено изображение здорового тела девушки, воспользовавшейся услугами салона. Потребителю рекламодателем в данном случае предлагается оценить лучший результат после прохождения процедур.

При этом Члены Экспертного совета отметили, что чаще всего услугами, указанными в рекламе пользуются женщины, однако, не запрещено обращение за предоставлением услуг в салон красоты лиц мужского пола.

Вопрос, вынесенный на голосование: «Присутствуют ли в указанной рекламе непристойные и оскорбительные образы в отношении пола?»

Члены Экспертного Совета не пришли к однозначному решению, мнения разделились.

 Членами Экспертного совета обсуждалась необходимость выработки единых критериев оценки наличия или отсутствия непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в рекламе с целью формирования единообразия практики рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.

 

 

 

Председатель
Экспертного совета                                                                                                 <...>

Ответственный секретарь
Экспертного совета                                                                                              <...>

Дата проведения Совета: 
29 декабря 2018, 14:56