Протокол заседание Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

27 декабря 2016 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему «Исполнение мероприятий Стандарта развития конкуренции в сфере розничной торговли».

Заседание Экспертного совета вела заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России.

 

На заседании Совета присутствовали:

 

«…»

 

 

 

«…»

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

«…»

 

 

«…»

 

 

 

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации ГО г. Уфа

 

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

 

«…»

 

«…»

 

 

 

 

«…»

 

 

 

«…»

 

 

Председатель Башкирской торговой Ассоциации

 

Начальник отдела координации торговли и бытовых услуг Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

 

Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан

 

Заместитель начальника отдела антимонопольного контроля товарных рынков УФАС по РБ

 

  1. Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово («…»)

 

  1. Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

 

  1. Прения и дебаты

 

  1. Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан открыла заседание Экспертного Совета.

Далее слово было предоставлено начальнику отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…».

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…» отметил, что  Правительством Российской Федерации утвержден Стандарт развития конкуренции, в который включено, в том числе, развитие розничной торговли. Обеспечение возможности осуществления розничной торговли на розничных рынках и ярмарках посредством создания логистической инфраструктуры для организации торговли, делается упор на развитие магазинов шаговой доступности, обеспечение возможности населения покупать продукции именно в данных магазинах. В соответствии со Стратегией развития торговли до 2020 года были включены основные моменты: развитие всех форматов торговли не зависимо от размера, который имеют право на развитие в рамках своей самобытности, уникальности. Также делается упор на то, что органы власти не должны препятствовать развитию отдельных форм торговли.  Государство заинтересовано в увеличении количества торговых объектов разных хозяйствующих субъектов, как от гипермаркетов так и до мелких производственных лавок. Во многих муниципальных районах, городских округах приняты муниципальные программы развития торговли. В практически во всех районах принята программа поддержки малого и среднего предпринимательства, куда также включаются поддержка и местных товаропроизводителей. Развитие торговли в городах безусловно идет намного более высокими темпах, чем в муниципальных районах. Практически во всех районах утвержден порядок, планы организации деятельности ярмарок. Отдельно проводятся сельскохозяйственные ярмарки. Однако, не во всех районах имеется организация розничных рынков с определением мест реализации продукции с личных подсобных хозяйств (излишков продукции). Установленные нормативы обеспечения населения торговыми объектами зачастую исполняются, и даже по ряду нормативов существенно и даже в несколько раз. Развитие идет, но по некоторым показателям некоторые районы отстают. Так, установлен низкий норматив на обеспеченность населения павильонами и киосками по продаже печатной продукции, как правило, в районах, 1 киоск на 10 тыс. чел. При этом по данному нормативу во многих районах идет невыполнение, как и по обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже продукции общественного питания. В адрес Управления поступают много обращений о бурном развитии торговых сетей.

 

Начальник отдела координации торговли и бытовых услуг Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей «…» в настоящее время 52 розничных рынка на территории республики, 52 – сельскохозяйственных рынка. Республика входит в топ-10 Российской Федерации по числу розничных рынков. Согласно опросам 61% хозяйствующих субъектов считают, что состояние конкурентной среды улучшилось. В рамках действующего законодательства нельзя ограничить время работы гипермаркетов и т.д. Отметили, что магазины шаговой доступности имеются. В настоящее время большое внимание уделяется развитию рынков. Имеются муниципальные программы, рассчитанные на 3 года: продвижение на рынок отечественного товара. Оплата места на ярмарках осуществляется дифференцировано от вида реализованной продукции и связана с содержанием ярмарок.

 

Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан «…» отметила, что хозяйствующих субъектов достаточно, уровень удовлетворенности розничными рынками хороший.

 

Председатель Башкирской торговой Ассоциации «…» отметил, что необходимо использовать мировой опыт. В мировом опыте строительство в черте города гипермаркетов запрещено, так как это убивает малый бизнес, также ограничено время и дни работы таких гипермаркетов. В городе строятся магазины шаговой доступности. Для развития конкуренции необходимо выносить гипермаркеты за пределы города. Наблюдается малое количество местных производителей и люди имеют возможность купить продукт дешевле в сетевом магазине. В тех районах, где открываются сети, наблюдается снижение стоимости потребительской корзины и повышается качество жизни.

 

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации ГО г. Уфа  отметила «…», что строительство гипермаркетов начинается с землеотвода в местах, где нет крупных магазинов. В некоторых случаях собственник строит торговый комплекс и запускает в него торговые сети. Отмечена проблема контроля за открытием торговых сетей в случаях, когда торговые сети открываются на действующих площадках, которые индивидуальные предприниматели  сдают в аренду. Разрешение же открытия строящихся объектов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Точечные гипермаркеты такие как «Лента», «Окей» и другие крупные гипермаркеты построены опосредованно. Насчет некоторых магазинов становится известно уже после открытия: получает земельный участок один субъект, а в результате площадь сдается в аренду другому субъекту.

 

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан отметил «…», что фермерские хозяйства, которые самостоятельно перерабатывают в последнее время начали открывать магазины шаговой доступности, тенденция имеется. Они предоставляют продукцию, которой нет в сетях. Ведем работу совместно с Продуктом Башкортостана, Государственным Комитетом по торговле РБ по созданию в торговых сетях фермерских уголков.

 

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сопровождался активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники экспертного совета проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 

27 декабря 2016 года

 

Дата проведения Совета: 
27 декабря 2016, 15:06