Протокол заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 08 декабря 2016 г.

ПРОТОКОЛ

Экспертного cовета по естественным монополиям на тему: «Переход к установлению единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям в 2017 г., а также осуществление антимонопольной службой контроля в сфере стандартов раскрытия информации субъектами рынка электроэнергии» при Управлении

Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

08 декабря 2016г. 11 часов 00 минут                                               г. Уфа, ул. Пушкина,д.95

 

Управление

Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

  1. В заседании присутствовали следующие участники рабочего совещания:

 

Фамилия, имя, отчество

Наименование организации

Акбашева   Зульфира

Хабибулловна

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан,

< …>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

Приглашеные:

< …>

Заместитель министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, член ЭС

< …>

Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан

< …>

Исполнительный директор Башкирского республиканского регионального отделения Общероссийской организации «Деловая Россия», член ЭС

< …>

Заместитель председателя  Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», член ЭС

< …>

Начальник отдела реализации инфраструктурных проектов Государственного комитета Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы «Открытая Республика»

< …>

Исполнительный директор АО «Корпорации развития Республики Башкортостан»

< …>

Директор по вопросам капитального строительства и технической эксплуатации инфраструктуры индустриальных парков АО «Корпорации развития Республики Башкортостан»

< …>

Директор «Агротех», член Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

< …>

Начальник департамента технологического присоединения ООО «Башкирэнерго»

< …>

Член Правления - Заместитель Генерального директора по реализации электросетевых услуг и развитию АО «БЭСК»

< …>

Директор ООО «Ново-Салаватская ТЭЦ»

< …>

Председатель Комитета по энергетике и энерготарифам

< …>

Член БРО «ОПОРА РОССИИ»

< …>

Начальник ПТО ООО «Башкирская Сетевая Компания»

< …>

Экономист ПЭО ООО «Башкирская Сетевая Компания»

< …>

Заместитель директора ООО  "Электрические сети"

< …>

Главный  инженер ООО  "Электрические сети"

< …>

Директор ООО «ГИП-Энерго»

< …>

Главный инженер ООО «ГИП-Энерго»

< …>

Генеральный директор ООО «Сетевая компания»

< …>

Начальник планово-экономического отдела ООО «Сетевая компания»

< …>

Экономист МУП «Энергетик» Миякинских ТиЭС МР Миякинский район РБ

< …>

Директор МУП «Энергетик» Миякинских ТиЭС МР Миякинский район РБ

< …>

Представитель  ООО "Энергостройсервис"  

< …>

Директор МУП "Ишимбайэлектросети" РБ

< …>

Главный инженер МУП Электрические сети ГО
г. Стерлитамак

< …>

Главный инженер ГАУ РНТИК "Баштехинформ" ЦУЭС РБ

< …>

Ведущий специалист планово-экономического отдела ГАУ РНТИК "Баштехинформ" ЦУЭС РБ

< …>

  Главный инженер МУП «Чишмыэнергосервис»

< …>

Начальник ПЭО МУП «Чишмыэнергосервис»

< …>

Заместитель главного энергетика МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» г.Межгорье

< …>

Директор ООО «Давлекановская сетевая компания»

< …>

Директор ООО «ПЖКХ Мишкинское»

< …>

Главный бухгалтер ООО «ПЖКХ Мишкинское»

< …>

Инженер по сбыту ООО «Уют»

< …>

Главный инженер ООО «НУР-ПЛЮС»

< …>

Директор МУП ЭС г. Салават

< …>

Генеральный директор ОАО «Туймазинские городские электрические сети»

< …>

Директор МУП «Малоязовские электрические сети»

< …>

Директор ООО «Бижбулякэнергосервис»

< …>

Директор АО «Октябрьские электрические сети»

< …>

Директор МУП «Чекмагушэлектросеть»

< …>

 Начальник ПТО МУП «Дюртюлинские электрические и тепловые сети»

< …>

Главный экономист  МУП Дюртюлинские Э и ТС

 

2. Повестка Экспертного совета:

- Переход к установлению единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям в 2017 г., а также осуществление антимонопольной службой контроля в сфере стандартов раскрытия информации субъектами рынка электроэнергии

 

 

Тема выступления

Ф.И.О. должность

1. Вступительное слово

 

Акбашева Зульфира Хабибулловна

Руководитель Башкортостанского УФАС России

2. По согласованию

 

< …> -Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

3. По согласованию

 

<…> - Заместитель министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

4. По согласованию

 

<…> - Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан

5. По согласованию

 

 

<…> - Начальник отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам

6. Обсуждение

Участники рабочего совещания

 

 

  1. Список докладчиков:

 

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России;

< …> - Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан;

< …> - Заместитель министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан;

< …> - Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан;

< …> - Начальник отдела регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам.

 

08 декабря 2016 года состоялось заседание Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Переход к  установлению единых по субъекту Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок на технологическое присоединение к электрическим сетям в 2017 г., а также осуществление антимонопольной службой контроля в сфере стандартов раскрытия информации субъектами рынка электроэнергии». 

Открывшая заседание совета Руководитель Управления ФАС по Республике Башкортостан  <...> обратила внимание на тот факт, что сегодня в ФАС России, один из авторов проекта, предлагает совершенно другой механизм формирования тарифа за подключение к электрическим сетям. Сегодня коренным образом  меняется тенденция, подходы к формированию тарифов. На сегодняшний день, он еще в проекте, идет обсуждение, мы бы хотели услышать все ваши мнения. Второй вопрос мы бы хотели вынести, требования о раскрытии информации на розничном рынке электроэнергии.

 Заместитель руководителя Управления ФАС по Республике Башкортостан <…> отметила, что согласно новой методике, органы власти в области государственного регулирования тарифов рассчитывают и устанавливают единые для всех территориальных сетевых организаций в республике  стандартизированные тарифные ставки. 

Начальник отдела  регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...>  дополнила, что действительно в этом году внесены изменения в статью 23.2 Закона об электроэнергетике, который устанавливает, что стандартизированные тарифные ставки по субъектам, должны быть едиными. Методика, которая предусматривает расчет единой ставки, находится на обсуждении. В соответствии с этим она не подлежит применению, так как она не утверждена, получается эта методика не является нормативно-правовым актом.

Но Закон об электроэнергетике дает возможность  расчета единой стандартизированной ставки методом аналогов. Данная методика применяется для расчета тарифов методом аналогов по передаче электроэнергии, соответственно механизм разработан и утвержден. В связи, с чем Комитет использовал метод аналогов.  Заявилось на ставку С1 - 38 сетевых организации, методом аналогов с применением формул были включены наибольшие величины и наименьшие, что позволило утвердить среднюю ставку. Средняя ставка–средняя стандартизированная тарифная ставка дифференцируется после утверждения до 150кВ за именно С1 -813 рубля, от 150 до 670 – 399 рубля; от 670 до 8 900 – 296, 33 рубля.

Также утверждена временная схема по подключению, которая не дифференцируется – 291, 42  рубля. Данные показатели дают возможность подключения, как тем у кого была ниже ставка так и тем, у кого она была по сравнению со стандартизированной повыше, но проведя ряд согласительных совещаний с сетевыми организациями пришли к единому мнению о том, что действительно подход метода аналогов дает больше возможностей для развития инфраструктуры РБ, дает возможность привлечения инвестиций для крупных организаций, которые будут вливаться своими инвестициями в нашу республику.

Касаемо новой методики, Комитет направил разногласия с новой методикой в ФАС России. Комитет  прописал, что необходимо предусмотреть изменения по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, так как там утвержден расчет размеров расходов, которые мы сейчас рассчитываем. И в случае применения методики на одно технологическое присоединение данный расчет не подлежит исполнению, и у сетевых организации не будет возможности рассчитать свои выпадающие доходы, которые составляют очень значимую составляющую в тарифе на передачу электрической энергии.

  Заместитель министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан <...> отметил, что Министерство по данной теме совещания  обращало внимание уже не первый год. Этот вопрос звучит для нас в двух аспектах: первое – это с одной стороны выравнивание стандартизированных ставок по Республике, вторая составляющая процесса – это снижение самой величины. Приведу примеры, что к сожалению существенное различие с теми регионами, где как раз по среднему и мелкому бизнесу идут развитие то есть по Татарии ставка С1 была 812руб., в Твери- 661руб., в Челябинской области – 380руб., в Кировской области – 301руб., в Архангельской – 211, в Оренбуре – 171руб. При этом у нас в Башкирэнерго такая ставка была 1283руб. Понятно, что в каких условиях в такой ситуации наш средний бизнес работает и что с ним происходит. При этом существенное различие идет и между ТСО, что также осложняет вопросы, как подключения потребителей, так и развитие сети. Поэтому мы очень рады, что процесс пошел, Министерство данные шаги поддерживает, при необходимости готовы принять любые действия для поддержки этого процесса.

  Сетевые организации <...> Мы просмотрели расходы по всем параметрам.  Пришли к выводу, что по новой методике выгоднее прокладывать кабельные сети, чем воздушные. Единственная проблема у нас возникает, здесь не учитываются расходы на установку при подключении т.е. потребители при подключении на подстанции устанавливают соответствующее оборудование этот вид затрат в этих стандартизированных ставках не учитывается они говорят, что мы должны это делать за счет инвестиционных программ. Она утверждается по видам работ на целый год, ее изменять фактически невозможно. Поэтому данный вопрос требует внимания.

Руководитель Управления <...>  Сетевые организации, что ожидаете для своих предприятий? Метод аналогов для Вас будет плюсом или минусом?

  Начальник отдела  регулирования топливно-энергетического комплекса и системных услуг  Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам <...>  дополнила, что  например, АО «Октябрьские электрические сети» до 150кВт заявлялись на 1037,88 рублей. Будут использовать 813,83 рубля, поэтому в действительности в данной организации ставка получается пониженная. В связи с этим, организация наверное будет оптимизировать свои затраты. Стандартизированная ставка предусматривает также затраты на нормы времени касаемые именно присоединения. Комитет считает, что хронометраж рабочего времени был тоже единым для всех ТСО. С использованием методов аналогов мы применяем средние значения, но считаем необходимым чтобы данный диапазон был утвержден именно в методике для применения.

Руководитель Управления <...> Обсудим второй вопрос. Это тоже для нас злободневный вопрос, потому что он связан развитием и внедрением стандартов развития конкуренции.

  Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан <...> отметила, что те вопросы, которые стоят на сегодня перед Министерством экономического развития РБ, как уполномоченного органа по содействию развития конкуренции именно в части взаимодействия с субъектами естественных монополий конечно без поддержки антимонопольной службы решить будет очень сложно.

В Республике Башкортостан с сентября 2015 года на основании распоряжения правительства Российской Федерации внедряется стандарт развития конкуренции и в соответствии с указом президента Российской Федерации одним из направлений по которому осуществляется оценка эффективности деятельности высших должностных лиц, субъектов РФ, органов исполнительной власти. Ежегодно формируется рейтинг глав по уровню содействия конкуренции. Этот документ очень широкий, многоаспектный, затрагивает практически все сферы экономики, потому что его главная цель повышение качества жизни потребителей путем учета их мнения. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и естественно это повышение инвестиционной привлекательности субъекта.

Поэтому отдельный раздел данного стандарта предусматривает создание и реализацию общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий и размещение информации:

- о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных программах;

- о результатах технологического и ценового аудита инвестиционных проектов с обязательным указанием экспертных программ, которые будут проводить данный аудит, условия заключенного договора включая цену и техническое задание, сроки исполнения, а также итоги экспертного обсуждения результатов технологического и ценового аудита с участием представителей потребителей товаров работ и услуг которые задействованы в механизме общественного контроля

- о структуре тарифов на услуги, включая проект тарифной заявки параметрах качества и надежности предоставляемых услуг; стандартов качества процедур предоставления о наличии в составе инвестиционных комитетов при совете директоров субъектов естественных монополий представителей потребителей товаров работ и услуг и независимых экспертов.

- иную информацию о своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Другим обязательным очень важным требованием, который закрепляет стандарт это является создание интерактивных карт, которые отображают на географической карте субъекта информацию о свободных резервах (я говорю о субъектах электроэнергетики) резервах трансформаторной мощности с  указанием ориентировочного места подключения к сетям территориальных сетевых организаций от 10-35 кВт. На данной карте также должна быть отражена детализация информации по количеству поданных заявок о количестве заключенных договоров на технологических присоединениях о планируемых сроках строительства и реконструкций в соответствии с утвержденными инвестиционными программами и это требование оно касается не только субъектов электроэнергетики это относится также и  к газораспределению.

Требование закрепленное в стандарте конечно прежде всего говорит об организационной открытости того или иного региона и конечно эта карта должна служить в качестве навигатора для потенциального инвестора который должен придти на территорию Республики Башкортостан.Карта должна стать живым организмом, будет требоваться периодическая ее актуализация на портале. Наша задача, на сегодняшний день это повышение качества жизни, увеличение инвестиционного вложения в РБ, поэтому помимо крупных игроков, нам необходима  информация от всех ТСО.

Руководитель Управления <...> Это не должно быть для них новым, сейчас тоже действует положение об обязательном раскрытии информации. Там расширяются показатели?

Заместитель руководителя Управления ФАС по Республике Башкортостан <…> На сегодня, действует Постановление РФ от 21.01.2004 № 24, таким образом, стандарт раскрытия информации ТСО на своих сайтах и в СМИ действует уже более 10 лет.  По фактам нарушения раскрытия информации предусмотрена административная ответственность согласно ст. 9.15 КоАП.

В настоящее время, Управлением были проанализированы сайты ТСО, по выставлению информации, необходимой в вышеуказанном постановлении.   Возбуждены производства дел в отношении ряда  ТСО, поэтому хотелось бы обратить внимание на то, что вся информация, которая должна висеть на сайтах ТСО, должна совпадать с той информацией, которая будет выставлена на интерактивной карте, что это единый информационный поток.

Заместитель министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан <...> с раскрытием информации у сетевых компаний не все в порядке. Такая картина есть, и она никого не радует. Спасибо, что поднимаете такие вопросы. Даже те, у кого есть какие-то данные, простому потребителю до них дойти очень часто просто затруднительно, практически невозможно. Хорошо, что Минэкономразвитие РБ взялось за то, чтобы сделать такую карту. Предлагаю сетевым организациям заявляться на формирование соответствующих инструментов, которые позволят вам осуществить эту работу до конца.

Руководитель Управления <...> Идут коренным образом изменения подходов тарифообразования и ценообразования и здесь мы говорим, что с единым тарифом не все сетевые компании будут сохраняться, идут сужения со всех сторон, нецелевого использования, ужесточается подход к тарифообразованию. Во-первых, во главе угла будет вставлена эффективная работа предприятия его финансовые потоки, его работа с дебиторами.  Конечно же, это пробный шаг, чтобы вы все просчитали, что происходит у нас и у вас, как происходит, чтобы мы видели его прозрачность и где не срабатывает.

Также, в связи с тем, что на совещании также явились, представители ГУПов и МУПов, которые с 01 января 2017 года  переходят на осуществление закупок в рамках Закона о контрактной системе (44-ФЗ), Руководитель Управления <...>    рассказала о практике применения 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Присутствующие участники активно принимали участие в обсуждении данных вопросов. В завершении Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поблагодарила всех участников экспертного совета и приглашенных за активное участие в обсуждении актуальных вопросов и предложила представить свои предложения для дальнейшей проработки и направления материалов заседания в ФАС России.

Дата проведения Совета: 
8 декабря 2016, 13:00