Протокол заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 12 мая 2016 г.

                                                                                                                     

Список  участников  заседания  Экспертного  Совета

по естественным  монополиям при Управлении

Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

12.05.2016г.      в    11.00    час.                                                                        

                                                                                                    г.Уфа,ул.Цюрупы,100

Фамилия,Имя,Отчество

Наименование  организации

Член Экспертного Совета

Акбашева   Зульфира

Хабибулловна

Руководитель  Управления

Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, председатель  ЭС

< …>

Заместитель руководителя

Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник  антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник арбитражно-правового управления Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник отдела механизации и электрификации в отраслях АПК министерства сельского хозяйства  Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

Председатель Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

 

< …>

Директор Департамента инфраструктурного развития аппарата  Правительства Республики Башкортостан

< …>

Председатель комитета Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан  по жилищной политике и инфраструктурному развитию

< …>

Прокурор отдела по надзору за исполнением законов  в  сфере экономики Прокуратуры Республики Башкортостан

< …>

Заместитель начальника отдела УЭБ и ПК МВД РФ по РБ

< …>

Заместитель председателя комитета по строительству  Башкирское региональное отделение «Опора России»

< …>

Заместитель председателя Башкирское региональное отделение «Деловая Россия»

< …>

Главный консультант Аппарата по обеспечению деятельности Уполномоченного по правам предпринимателей Республики Башкортостан

< …>

Заместитель Министра земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан

< …>

Заместитель Министра жилищно-комунального хозяйства Республики Башкортостан

< …>

Ведущий специалист эксперт отдела электроэнергетики

Министерства промышленности и

инновационной политики Республики Башкортостан

< …>

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору

< …>

Первый заместитель главы Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан

< …>

Начальник отдела контрактной службы Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

< …>

Начальник отдела финансирования и непроизводственных отраслей строительства Администрации городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

< …>

Начальник отдела жизнеобеспечения и благоустройства Администрации городского округа г. Нефтекамск Республики Башкортостан

< …>

Заместитель главы Администрации муниципального района Туймазинский район по ЖКХ

< …>

Председатель Общественного

Совета по контролю в сфере ЖКХ в Орджоникидзевском районе Уфы

< …>

Генеральный директор

НОФ Региональный оператор

< …>

Первый заместитель генерального директора НОФ Региональный оператор

< …>

Начальник отдела конкурсных процедур НОФ Региональный оператор

< …>

Начальник отдел а правового обеспечения НОФ Региональный оператор

< …>

Генеральный директор

ООО «СТЕРЛИТАМАКСТРОЙ» 

< …>

Директор ООО «Фасадная технология»

< …>

Экономист ООО «Фасадная технология»

< …>

Директор ООО ТПК «ЭНЕРГОПРОМСЕРВИС» 

< …>

Инженер ООО «Жилуправление № 8» 

< …>

Директор ООО «Первая лифтовая компания»

< …>

Руководитель СКО ООО «Первая лифтовая компания»

< …>

Юрист  ООО «Первая лифтовая компания»

< …>

Директор ООО «Профстрой»

< …>

Заместитель директора

ООО «СтройКомплектСервис» 

< …>

специалист по  закупкам

ООО «СтройКомплектСервис» 

< …>

Директор ООО «Рубитал» 

< …>

помощник директора ООО "ГИП-Электро"

< …>

Член комитета Национального объединения строителей

< …>

Главный специалист отдела муниципального контроля Администрации  ГО г.Салават

< …>

 Проректор по развитию и инженерно-техническому обеспечению имущественного комплекса ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет

< …>

Директор Управляющая компания «Потенциал» г.Стерлитамак

 

2. Повестка заседания Экспертного совета:

«Проблемы, возникающие при проведении НОФ «Региональный оператор» конкурсов на право проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах»

Список докладчиков:

  1. < …>

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков УФАС по РБ

  1. < …>

Член комитета Национального объединения строителей комитет по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве

  1. < …>

Председатель Общественного

Совета по контролю в сфере ЖКХ в Орджоникидзевском районе Уфы

  1. < …>

Директор ООО «Фасадная технология»

  1. < …>

Инженер ООО «Жилуправление № 8»

  1. < …>

Специалист по  закупкам

ООО «СтройКомплектСервис»

  1. < …>

Генеральный директор

НОФ Региональный оператор

 

4. Решение, принятое по вопросу обсуждения

12 мая 2016 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Члены Экспертного совета совместно с представителями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих  проведение подрядных работ  в присутствии представителей средств массовой информации обсудили актуальные проблемы которые возникают в ходе проведения НОФ «Региональный оператор» конкурсов на право проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Акбашева З.Х. - руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, отметила что данный экспертный совет собран в целях урегулирования актуальной проблемы как: проведения НОФ «Региональный оператор» конкурсов на право проведения работ по капитальному ремонту. На совете необходимо  выяснить, какие именно затруднения возникают в ходе осуществления НОФ закупки на выполнение работ по капитальному ремонту и одновременно выслушать мнения членов для решения данной проблемы.За последний период поступило большое количеств обращений в отношении НОФ.Все приглашенные члены комиссии собраны, поскольку работают в сфере капитального ремонта и могут предложить эффективный способ разрешения сложившейся ситуации.

Начальником отдела антимонопольного контроля товарных рынков было отмечено, что критерий отбора «Процент уступки от начальной цены максимально допустимой цены договора подряда, указанной в извещении о проведении конкурса» является не доработанным.

            Критерии оценки:

- не указан – 0 баллов;

- свыше 0 до 20 процентов – 5 баллов.

            Таким образом, участнику, предложившему процент уступки, например, 1% от начальной цены, и участнику, предложившему 20% от начальной цены, будет присвоено максимальное количество баллов – 5.

            Тем самым, у участников конкурса отсутствует какой-либо стимул снижать цену договора подряда, т.к. в любом случае он получает 5 баллов. То есть отсутствует конкуренция между хозяйствующими субъектами по цене.

            Далее ставится под сомнение количество максимальных баллов по данному критерию. Забегая вперед, из 7 критериев оценки подрядных организаций, только по данному критерию присваивается наименьшее количество баллов – 5.

Таким образом, постановление Правительства фактически полностью исключает ценовой критерий для оценки и отбора подрядных организаций.

По мнению Башкортостанского УФАС России, это в корне неверно, т.к. средства капитального ремонта берутся из взносов на капитальный ремонт собственников помещений многоквартирного дома. Собственник заинтересован не только в качественном выполнении работ по капитальному ремонту, но и в экономии денежных средств, выделенных на эти цели.

Согласно п.п. 4, 5 Порядка заказчик обеспечивает публикацию официальной информации о конкурсе на интернет-сайтах Регионального оператора и администрации муниципального образования Республики Башкортостан в срок не менее чем за 2 календарных дня до даты начала приема заявок на участие в таком конкурсе.

 

Свою позицию и одновременно сложившуюся ситуацию выразил Хабибуллин В.Р. Председатель Общественного совета по контроля в сфере ЖКХ в Орджоникидзевском районе.  Извещение о проведении конкурса наряду с иными сведениями должно содержать начальную максимально допустимую цену договора подряда.

Однако Порядком не установлен способ определения начальной максимально допустимой цены договора подряда, каким образом определяется стоимость работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. По иным критериям – не понятно, какие отзывы необходимо представить. Также наблюдается недостаточность наличия в штате квалифицированного инженерно-технического персонала. Наличие собственной инженерно-технической базы играет не маловажную роль, поскольку за качеств работы несут ответственность специалисты, являющиеся профессионалами в своей области.

При раскладе данного Постановления возникает коррупционная ситуация ввиду того, что остается не ясным, в какой форме и в какие сроки осуществляется заказчиками закупка. Также стало известным, что подрядчики не выполняют  порученную им работу, а нанимают субподрядчиков. То есть, у организаций нет рабочей силы, а лишь «руководитель и бухгалтерия». Тем самым, можно говорить о слабом контроле за ходом  осуществления подрядчиками работы.

 

Директор ООО «Фасадная технология» - Маннанов Ш.М.  также  отметил, что создается очередь и преимущество отводится тем, кто первый подает заявки на участие в  закупке. Также  есть организации, которыми СРО получено месяц назад,  тогда возникает вопрос: для чего необходима оценка опыта работы не менее двух лет.

Порядок проведения всей процедуры закупки – от публикации извещения до заключения  договора - должен быть четко прописан в документации. Стоит также сказать,  что срок для заключения договоров 3 дня – слишком сжат как для осмысления, так и для обжалования.

 Постановление Правительства не предусматривает защиту иных участников и не отвечает нормам права в сфере капитального ремонта, в связи с чем, подлежит доработке.

Свою позицию огласил Инженер ООО «Жилуправление № 8» - Калинин А.В. Основные претензии не к процедуре проведения закупки, а к Постановлению Правительства, а именно – к критериям оценки. Установленные критерии не являются объективными и не могут справедливо служить выбору победителя. В части присвоения баллов участникам закупки. Присвоение баллов от 0 до 20 процентов не является объективным критерием, так как практически любая заявка на автомате становится победителем, несмотря на то, что иные претенденты могли выполнить наиболее эффективно подрядную работу. Таким образом, победителем признан лишь тот, чья за явка подана раньше остальных.

Пункт 2.5.6. Постановления ограничивает круг молодых компаний. Бытует мнение, что компании, чей стаж превышает два года, намного качественнее справляются с поставленной задачей, ввиду чего у них намного больше шансов стать победителем. Но на самом деле, если организация создана совершено недавно, это не говорит о том, что она не сможет справиться с работой.

Пункт 7 Постановления Правительства запрещает нанимать подрядчиками для выполнения работы субподрядчиков. Тем не менее, остается непонятным, к чему и по каким причинам установлено такое ограничение, ведь, фактически, привлечение к работе субподрядчиков не ущемляет ни интересы заказчика, ни интересы организации-исполнителя.

За предшествующие 2014-2015 года и за все время общения  с собственниками, поступило огромное число жалоб. Возникают проблемы при монтаже домов, что также вызвано недоработкой вышеназванного постановления.

Критерий Оценки  должен составлять не мене 40%, тогда компании смогут достойно конкурировать. Также должны устанавливаться гарантии, бонусы, что станет наиболее эффективным порядком выбора победителя.

Наиболее эффективной процедурой станет закупка на электронной торговой площадке, где заявки будут наиболее объективно оцениваться.

К дискуссии присоединился и свое мнение выразил член комитета Национального объединения строителей комитет по конкурентной политике и ценообразованию в строительстве, Васильев В.Л.:

«Стоит отметить, что как было сказано ранее, за последнее время поступило огромное количество обращений; много организаций жалуются на те либо иные ситуации,  сопутствующие проведению процедуры торгов. Самые главные законы – "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ и  ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. Именно данными законами обязан руководствоваться законодатель при регулировании 626 Постановления.

Если организация, изъявляющая желание принять участие на торгах, получила СРО, то она уже стала профессиональной организацией, несмотря на недостаточный опыт работы.

Следует также сказать, что Документация должна быть размещена на Сайте и вся информация о  торгах, соответственно, должна быть на виду.

Если документация не размещена на официальном сайте торгов, то возникает некая додумка, фантазия подрядчика о том, как она должна выглядеть.

Постановление должно соответствовать всем законам и  содержать, в том числе, описание объекта закупки.

Следует создать аналог положения о закупке: какая сумма, закупка, какие документы должны соблюдать подрядчики при формировании заявки.

Денежные  эквиваленты должны расходоваться рационально – не менее и не более, а рационально, в соответствии с объемом работ».

Гарифуллина З.А., экономист ООО «Фасадная технология», считает, что при проведении закупки по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, стоит акцентировать внимание Жилищном Кодексе.

 Ч. 3 ст. 189 ЖК гласит о том, что не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, оказание услуг и  выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и  работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.

Генеральный директор НОФ Региональный оператор Герасимов Б.П. сообщил, что оплата соответствует объему выполненной работы.

- Следует внести изменения в Постановление №626, а также исправить те недочеты, которые в ней имеются, - сообщает Герасимов Б.П. – как и практически в любом НПА, есть свои недоработанные  моменты, которые следует исправить.

На данный момент, по заявлению представителей  НОФ Региональный оператор, производится также доработка Проектно-сметной документации.

- Что касается Методики ценообразования, - отмечает генеральный директор, - то в данном случае нарушений никаких нет, все действия урегулированы законодательством, ни один нормативно-правовой документ не нарушен.

Также Герасимов предложил дать намного больше возможности собственникам в части проведения процедур закупки.

В завершении Экспертного Совета, руководителем Башкортостанского УФАС России З.Х. Акбашевой отмечено, что, анализируя тенденцию по проводимым конкурсам, можно сказать, что пока торги просто формальность и нет никакой прозрачности. Основной задачей является не контроль «по всем кочкам», а запуск механизма состязательности, создание добросовестной конкуренции, после чего половина проблем уйдет сама и оживит движение защиты прав потребителей.

 

Дата проведения Совета: 

12 мая 2016 года, 11:00

Дата проведения Совета: 
12 мая 2016, 16:36