Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

08 августа 2016 года в 15 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Внесение изменение в  Федеральный закон от 28.12.2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Заседание Экспертного совета вела Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

На заседании Совета присутствовали:

 

<…>

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

<…>

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан

 

<…>

Член Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан

 

<…>

 

 

<…>

Член Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан

 

Исполняющая обязанности  председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

<…>

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей

 

Депутат Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан

 

Председатель Башкирской торговой ассоциации, эксперт Общероссийского Народного фронта по Республике Башкортостан

<…>

 

 

 

<…>

 

<…>

Начальник отдела развития конкуренции Министерства экономического развития Республики Башкортостан

 

Исполнительный директор БРО «Опора России»

 

Член Совета Башкирской торговой ассоциации, эксперт Общероссийского Народного фронта по Республике Башкортостан

 

<…>

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства РеспубликиБашкортостан

<…>

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

 

  1. Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово Руководителю Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…>.

 

  1. Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц
  1. Прения и дебаты
  1. Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> было отмечено, что целью данного заседания Экспертного Совета является выявить проблемы реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», понять, как мы дальше будем работать,  какая ситуация сложилась на данном рынке, найти пути разрешения беспокоящих нас проблем.

Этот закон своей целью предусматривает, чтобы отечественный производитель смог попасть в торговые сети, на прилавки, чтобы наша продукция больше имела вес, и было не просто противостояние производителей и торговли, а с целью отрегулировать взаимоотношения, чтобы было торговое понимание, и, наконец, чтобы все было прозрачно для населения.

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> представила обзор новелл в законодательстве о торговле, обозначила проблемные вопросы в данной сфере, в том числе, ключевые моменты, касающиеся административной ответственности.

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей <…> отметил, что прошло три недели, как приняты изменения в Федеральный закон о торговле. Они приняты в достаточно жесткой форме для нашего ритейла. Есть преференции для поставщиков в части сокращения максимального срока оплаты за поставку товара, в части вознаграждения (сократилось до 5%). Это, наверное, основные моменты, касаемые торговли.

Хотелось бы отметить, что все договоры до 1 января 2017 должны быть приведены в соответствие с законодательством, а с 15 июля 2016 года новые договоры должны заключаться с учетом изменений в законодательстве.

Действительно, все торговые сети обязаны размещать на своих сайтах информацию об условиях партнерства для контрагентов для заключения договоров о поставок и о существенных условиях договоров.

Со своей стороны мы разослали информационные письма торговым компаниям и нашей торговой ассоциации, разместили на сайте информацию, чтобы привели в соответствие свои договоры и работали по новым условиям.

Для осуществления мониторинга торговых сетей, в республике создана мониторинговая группа. В данную группу входят общественники, представители соответствующих органов, сетей  и т.д. Эту совместную работу проведем в ближайшее время.

Об оценке влияний нововведений в закон говорить еще рано, так как работа в этом направлении только начинается. Но уже есть опасение, что торговые сети снизят свои доходы, так как необходимо будет ограничиться 5%  вознаграждения. Очень много условий по продвижению товаров, по рекламе, логистике.

 

Депутат Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан <…> отметил три основных вопроса, с которыми обращаются местные предприниматели, избиратели: во-первых, когда идет развитие крупных сетей, закрываются точки малых предпринимателей; во-вторых, проблема обеспечения товарами  башкирского производителя; в-третьих, налогооблагаемая база.

Депутат Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан <…> добавил, что первая проблема, с которой  мы сталкиваемся, это возврат продукции. В магазинах наблюдается огромный объем возврата продукции. Во-вторых, это штрафные санкции.

Поэтому принятие изменений в Закон о торговле очень актуально и для покупателей, и для производителей.

Создана региональная мониторинговая группа. На сегодняшний день, утверждены члены мониторинговой группы,  проведено селекторное совещание федеральной и региональных мониторинговых групп, выявлены цели, задачи и порядок организации мониторинга и публичных мероприятий.

Составлены реестры региональных производителей, торговых сетей; ведомственных подразделений для последующего взаимодействия по выполнению работ в ходе реализации проекта.

 В целях получения объективной информации и выявления проблем проводятся опросы производителей и иных участников рынка, используя методические рекомендации, представленные федеральной группой.

Организована работа по сбору обращений участников рынка посредством телефонного номера, электронной почты, почтовой службы с целью выявления и обобщения проблем реализации закона.

Планируется проведение еженедельных рейдов в региональном центре и муниципальных образованиях с целью общения с избирателями с последующим освещением в СМИ.

Планируется проведение круглого стола с производителями, поставщиками и их ассоциациями по обсуждению проблем взаимодействия с торговыми сетями, выработке механизмов совместной работы по контролю реализации ФЗ-237, обсуждению механизмов обеспечения справедливого ценообразования и стимулирования спроса на продукты питания отечественного производителя. Эта работа запланирована и ведется. В конце августа планируется подведение итогов работы региональной мониторинговой группы. Ведется активная работа также в отношении ассортимента продукции. У нас имеется свой бренд «Продукт Башкортостана».

Председатель  Союза пекарей Республики Башкортостан <…> отметил, что в Санкт-Петербурге с 1 по 3 июня 2016 года состоялся форум «Продовольственная безопасность России». Хлебопеки на этом форуме выступили с единым мнением, что в работе с сетями выявлена огромная проблема — это наличие больших объемов возвратов продукции.По следам этого форума было принято решение проведения совещания в Министерстве сельского хозяйства России, которое состоялось 30 июня 2016. В течение 5 часов обсуждалась только одна проблема — взаимоотношения с сетями.

Невозможно постоянно работать с убытками. Убытки приводят к тому, что начинают увеличиваться долги по заработной плате, по оплате за сырье, в итоге будем вынуждены закрывать предприятия. Разумеется, без возвратов работать невозможно. Я предлагаю, договориться с сетями, чтобы возвраты составляли не более 3%.

Председатель Союза пекарей Республики Башкортостан <…> отметил, что на возврат хлеба производителям качество хлеба не влияет. Ведь по одной и той же продукции в разных магазинах объем возврата различен. Главная причина — это стремление магазинов (именно сетевых) иметь полные прилавки как в 9 часов утра, так и в 9 часов вечера. А утром этот хлеб возвращается производителю. Качество хлеба в Республике Башкортостан в сравнении с хлебом в других регионах и в Европе, хорошее.

Руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отмечена проблема - культура потребления. У нас очень много продуктов выбрасывается. Тем не менее, магазины действительно очень много возвращают хлеба. Падает производство хлеба. Меньше хлеба потребляется населением.

Председатель Союза пекарей Республики Башкортостан <…> пояснил, что официальные данные статистики за 1 квартал прошлого года в сравнении с 1 кварталом 2016 года по республике показывают, что изменение потребления хлеба составляет 101,2 %. Кроме того, в летние месяцы, как правило, потребление хлеба падает. Однако, по результатам анализа поставки сырья для хлебопечения в течение 10 лет, проведенного фирмой Лисао из Санк-Петербурга на выставке в Москве в апреле 2015 года, объем производства хлеба за 10 лет практически не изменился и составляет примерно 9 млн т, а официальная статистика дает постоянное снижение этой выработки.

Если провести анализ производства хлеба на душу населения, то в каждом регионе цифры будут разными. При заключении договоров производителей с торговыми сетями имеются огромные штрафы при недопоставке продукции. Сети работают по принципу заполнения полок. Заказывается весь ассортимент и неважно, продается все это или нет. Ответственность вся лежит на производителе товара. И получается, что торговые сети, которые  обязаны реализовать товар, ответственности не несут. Необходимо на законодательном уровне определить ответственность торговых сетей.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отметила, что в Законе о торговле имеется запрет по навязыванию возврата. Проблема заключается в регулировании объемов возврата.

Член Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан <…> добавил, что, в первую очередь, необходимо соблюдать баланс между производством и потреблением.

Генеральный директор ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат» <…> решение данной проблемы видит в установлении солидарной ответственности за возврат товара. Относительно статистики производства хлеба, то данные цифры не учитывают объем производства минипекарней. Цена минипекарней на порядок ниже, чем у хлебокомбината. И это связано с налоговым бременем.

Председатель Башкирской торговой ассоциации, эксперт Общероссийского Народного фронта по Республике Башкортостан <…> отметил, что большинство крупных сетей делают заказы по определенной расчетной формуле. Так как сети имеют контракты со многими производителями, то покупатель, голосуя рублем, берет то, что ему нравится.

Необходимо вести диалоги по вопросу возвратов. Однако и сами сети должны вести работу в своих магазинах и решить проблему с возвратами, установив для своих сотрудников ответственность за возвраты. Однако запретить возвраты полностью не возможно.

Генеральный директор ОАО «Нефтекамский хлебокомбинат» <…> добавила, что необходимо процент возврата закрепить на законодательном уровне либо определить солидарную ответственность за возврат.

Юрист ПК «ДАСКО» <…> отметила, что с торговыми сетями нельзя найти компромисс даже на стадии заключения договора. Торговые сети диктуют свои условия. За любое движение не в пользу торговой сети предусматривается огромная ответственность. Проблема изменений в Законе о торговле заключается в следующем. С 15 июля 2016 года в законе установлен процент вознаграждения 5%. Действующие договоры следует привести в соответствие с изменениями до 1 января 2017 года. Однако ответственность за превышение 5%-ого вознаграждения по уже заключенным, но еще не приведенными в соответствие с изменениями в Законе о торговле, действует уже с 15 июля 2016 года.

Исполнительный директор Некоммерческой организации «Молочный союз Башкортостана» <…> отметила, что в целом, крупные переработчики оптимистично восприняли изменения в законе, так как сроки по оплате товара сократились. Торговые сети будут просить скидки в цене. Если производители откажутся, то магазины будут меньше проводить промоакции либо увеличивать цену, что плохо будет сказываться на потребителях. Второй вариант — это магазины будут оптимизировать ассортиментную матрицу и на прилавок будут выкладывать более дорогой товар. Страдать, в первую очередь, будут мелкие производители. В настоящее время, все заняли выжидательную позицию.

Член Башкирской торговой ассоциации, эксперт Общероссийского Народного фронта по Республике Башкортостан <…> отметил, что маркетинговые бюджеты и продвижение товара предусмотрены для того, чтобы мелкие производители имели возможность заявить о  себе. Установление 5% вознаграждения — на руки мелким и средним производителя. Однако сокращение сроков оплаты за товар существенно скажется на работе мелких сетей и отдельных магазинов.

Член Совета старейшин Общественной Палаты Республики Башкортостан <…> добавил, что какие бы мероприятия не проводились, они должны вести к повышению жизненного уровня человека.

Депутат Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан <…> предложил всем присутствующим направить в региональную мониторинговую группу все свои вопросы, предложения в отношении изменений в Закон о торговле.

Директор сети магазинов «Пятерочка» Х5 RetailGroup <…> отметил, что по определению классического рынка, на рынке два участника - покупатель и продавец. Но сегодня обсуждается тема, когда на рынке участвует 3 участника: покупатель, продавец и государство. Наша сеть планирует выполнять все изменения закона. Можем сказать, что сейчас активную работу ведут юристы по заключению и перезаключению договоров. Наша сеть возьмет направление перезапуска переговоров с новыми поставщиками. В связи с изменением закона, будут вестись переговоры с поставщиками в плане снижения цены.

На сегодняшний день логистические расходы, продвижение, расходы на рекламу составляют более 5 %. Перерасход приведет к тому, что эти расходы будут включены в цену. Все возникающие проблемы необходимо решать за столом переговоров. Мы готовы работать без возврата, но тогда этой продукции не будет вечером на прилавках.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отметила, что 5% вознаграждения установлено с целью защиты местного производителя. Все говорят о превышающих 5% вознаграждения расходах. Но ведь у многих эти расходы составляют менее 5%. Но никто об этом не упоминает.

Депутат Государственного собрания - Курултая Республики Башкортостан <…> отметил, что крупные предприятия являются крупными налогоплательщиком, подвергаются сплошным проверкам со стороны соответствующих органов.  Мелких производителей следует, разумеется, поддерживать. Но и они должны быть под контролем государства, как и крупные производители.

Коммерческий директор ООО «Лукошко» <…> отметил, что если бы государство хотело привести к развитию как крупных производителей, так и мелких, необходимо принять изменения во всех направлениях и для всех одновременно, чтобы все были в равных условиях.

Коммерческий директор ООО «Рейд» <…> отметил, что, действительно, разъяснений по поводу ответственности  за превышение 5%-ого вознаграждения по уже заключенным, но еще не приведенными в соответствие с изменениями в Законе о торговле, действующих уже с 15 июля 2016 года, нет. Наша позиция выжидательная. Мы ждем, когда крупные производители договорятся с крупными сетями на федеральном уровне. Условия наших договоров будут зависеть от этих переговоров.

Исполняющая обязанности  председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите прав потребителей <…> отметила, что главная задача заключается в том, чтобы условия для наших производителей были благоприятными. Иначе будет наблюдаться проникновение производителей извне республики. Субъектов малого предпринимателей за последние полгода значительно уменьшилось. Цель внесенных в Закон о торговле изменений — вернуть их на рынок.

Комитет будет вплотную работать по формированию технического задания Министерству сельского хозяйства, исходя из того, что желают торговые сети. Производителю придется, в любом случае, подстраиваться под условия потребителя.

В завершение заседания Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отметила, что строить договорные отношения - обоюдный труд. Сейчас закон изменился и нужно, чтобы он заработал. Будет анализироваться реализация закона, в том числе, вопросы возврата продукции. Все зависит от покупательской способности, все взаимосвязано. Сами не будем работать каждый день, ничего не изменится. Необходимо раньше начать работу, чтобы раньше увидеть результат. Очень много на настоящий момент серьезных вопросов. Управление входит в региональную мониторинговую группу Башкортостанского отделения партии «Единая Россия», открыта горячая линия с целью выявления проблем реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». С помощью такого взаимодействия будем работать. Закон принят, мы должны работать и если закон не заработает, то необходимо знать  тому причины.

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сопровождался активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники экспертного совета проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вопросов.

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг с представителями СМИ.

 

Дата проведения Совета: 

08 августа 2016 года

Дата проведения Совета: 
8 августа 2016, 08:57