Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

15 октября 2015 года в 14 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Заседание Экспертного совета вела руководитель Башкортостанского УФАС России.

 

На заседании Совета присутствовали:

 

«…»

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

«…»

 

 

 

«…»

 

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

 

 

«…»

Председатель НПО «Молочный союз Башкортостана» - директор ООО «Уфагормолзавод»

 

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации ГО г. Уфа

 

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан

 

Начальник отдела продаж  ГУСП совхоз «Рощинский»

 

«…»

Председатель Фонда развития и поддержки малого предпринимательства

 

«…»

 

 

«…»

 

 

 

«…»

Исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации

 

Исполнительный директор Общероссийской общественной организации Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ»

 

Заместитель генерального директора ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат»

 

«…»

 

«…»

 

 

 

«…»

 

 

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

«…»

 

«…»

 

 

«…»

 

 

«…»

 

 

Руководитель отдела продаж ООО «Экопродукт»

 

Начальник юридического отдела

ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка»)

 

Коммерческий директор ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка»)

 

Менеджер по закупу группы компаний «Батыр»

 

Директор ООО «Племенное хозяйство «Артемида»

 

Заместитель генерального директора по продажам АО «Уфимский хлеб»

 

Начальник планово-экономического отдела АО «Уфимский хлеб»

 

Юрист ООО «Белебеевский молочный комбинат»

 

Коммерческий директор ООО «Пангея»

 

Коммерческий директор ООО ТД «Авдон»

 

 

Директор ООО «Карламанский продукт»

 

 

Финансовый директор ООО «Раевский сахарный завод»

 

Директор по общим вопросам ЗАО «Мелеузовский молочно-консервный комбинат»

 

Директор ООО «Евразия»

 

Директор ООО «Омега Транс Агро»

 

Специалист отдела государственных и муниципальных закупок АО «Аллат»

 

Менеджер по закупу ООО «Универсал-Трейдинг» (торговая сеть Матрица»)

 

Ведущий специалист отдела государственного ветеринарного надзора Управления ветеринарии Республики Башкортостан

 

А также представители средств массовой информации.

 

I.                  Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово («…»)

 

II.               Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

 

III.            Прения и дебаты

 

IV.           Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан во вступительном слове отметила, что интерес к рынку всегда большой и необходимо узнать, что на рынке улучшается, что происходит в импортозамещении, какие трудности по продвижению товаров, какие произошли изменения, увеличилась ли доля местной продукции в торговых сетях, какие проблемы в розничной торговле. Покупательская способность падает, что необходимо признать. И в этих условиях необходимо сделать «подушку», чтобы всем было «мягко» и кто-то может это уже сделал на сегодняшний день.

Далее слово было предоставлено начальнику отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…».

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…» во вступительном слове обратил внимание, что Управление следит за поведением участников рынка, в том числе путем осуществления мониторинга цен на продукты питания в соответствии с установленным перечнем продуктов питания. За прошедший год после введения эмбарго в Управление поступило более 250 обращений граждан по вопросу повышения цен на продукты питания, в том числе и на «горячую линию». Из них около 200 обращений поступило в 2014 году. Большое количество жалоб связано с ростом цен на крупы, особенно на гречку и рис, являющиеся самыми потребляемыми, а также на сахар, подсолнечное масло, сливочное масло, мясо, куры, овощи, сыры.

Согласно данным Башкортостанстата, за январь-сентябрь 2015 года в Республике Башкортостан по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось производство мяса, хлеба; переработка и консервирование картофеля, фруктов и овощей выросло в 2,4 раза, а по сравнению с сентябрем прошлого года – в 12,3 раза. Также выросло производство растительных и животных масел, молочных продуктов, сахара.

По данным Минсельхоза РБ урожай гречихи 102 тыс. тонн и по данным Минсельхоза России дефицита гречки в этом году не ожидается, цена должна снизиться.

По результатам недавнего проведенного выездного мониторинга установлено, что насыщенность на полке имеется, ассортимент разнообразный. Однако разброс цен на продукты в рамках одной товарной группы довольно большой. Большой выбор молочной продукции. При этом если в местных торговых сетях отдается предпочтение продукции башкирского производителя, то в федеральных - продукция уже более разнообразная, из других регионов. То же самое касается сливочного масла. Из местных производителей на полках более всего замечена продукция Белебеевского молочного комбината, Давлекановской молочной компании и продукции Миякимолзавода. Хлеб в магазинах представлен башкирских хлебозаводов, а также во всех местных торговых сетях присутствуют куры башкирского производителя, а также Белгородской области, Республики Татарстан, Республики Марий Эл, Воронежской области. Яйца куриные – уфимского производителя, Челябинской области, Санкт-Петербург, Удмуртской Республики, Сведловская область и др.

Директор ООО «Племенное хозяйство «Артемида» <…> отметил, что сырье поставляется в ОАО «Чишинское», которое в результате вывозится в Челябинскую область, а затем обратно в республику, что в результате влияет на цены.

Председатель НПО «Молочный союз Башкортостана» - директор ООО «Уфагормолзавод» <…> пояснил, что, российская экономика адаптировалась к кризису и на настоящий момент начался подъем экономики. Молочная продукция отличается коротким жизненным циклом, широким ассортиментом, однако падение доходов потребителей сказалось на их потребительских предпочтениях. Потребители начали реже покупать продукцию, например, сыры - на 12,2 % по сравнению с прошлым годом. Также снизился спрос на мясо и фрукты. Цена стала определяющим критерием в выборе продукции в отличие от периодов 2013-2014 г.г., когда решающим критерием были вкусовые качества, дата производства, срок годности.

Были сделаны следующие выводы: цена – важнейший фактор в выборе продукции, потребители предпочитают продукты по низкой цене, в связи с чем, необходимо помогать потребителям экономить, предлагается снижать цены. Также имеет значение увеличение привлекательности бренда. Упаковка также является основным способом борьбы за покупателя. Большую проблему составляет возрастающее количество фальсифицированной продукции, фиксируются нарушения некорректной маркировки. Приблизительно 78,3 % сыра - фальсифицированная продукция. Ведь если продукция является сырным продуктом, то на упаковке должно быть написано «сырный продукт», а не «сыр». Если продукция произведена из натурального молока, то по цене данная продукция не конкурентоспособна с сырным продуктом. Наличие фальсифицированной продукции влечет потерю конкурентоспособности честных производителей.

Также проблема состоит в том, что федеральные сети не пускают в свои магазины местных производителей молочной продукции, игнорируют местных производителей. Отметил, что по сравнению с прошлым годом производители снижают объем производства, в основном из-за покупательской способности населения. Закупочные цены держаться на уровне прошлого года, а стоимость готовой продукции, однако, повышается.

На уровень цен влияет увеличение энергозатрат, стоимость упаковки, которая на настоящий момент исчисляется в евро.  Рост цен на молочную продукцию наблюдался в начале года, в осенний период роста цен не было.

Исполнительный директор Башкирской торговой ассоциации <…> обратил внимание, что на настоящий момент многие торговые сети выходят с просьбой повлиять на заводы с тем, чтобы поставлять в магазины продукцию местных производителей. В республиканских торговых сетях наибольший интерес представляют следующие позиции: овощи, фрукты, мясо, рыба. Была проведена торгово-закупочная конференция по рыбе, на которую приглашались различные компании с целью решить вопрос по цене рыбной продукции. Ведь на настоящий момент рыбы по низкой цене нет. Вместе с тем, данные компании отметили, что рыбная продукция отсутствует, предложение отсутствует. В отношении картофеля, моркови, свеклы основной проблемой является отсутствие хорошей упаковки с качественным продуктом. В связи с отсутствием условий хранения картофеля, производители вынуждены продавать его еще в момент сбора урожая по низкой цене соответственно. Последние несколько недель активно проводятся ярмарки, что приводит к оттоку покупателей из торговых сетей. Доходность торговли снизилась с начала года, на что также влияет возросшая кредитная нагрузка. У любой торговой сети имеется не один, а несколько поставщиков, поэтому говорить, что в торговой сети представлен какой-то один производитель, не приходится.

Торговые наценки жестко регулируются самим рынком, поэтому завышенной торговой наценки быть не может, и если поставщик поднимает цены, то у торговой сети отсутствует возможность поднять цены на такой же уровень.

Что касается хлебной продукции, то хлебная продукция в различных сетях разная, во многих торговых сетях имеются собственные пекарни. Например, торговая сеть «Ашан» производит хлеб из муки Самарского производства, однако, на настоящий момент, планируется установить договорные отношения с ОАО «Сибайский элеватор».

Ситуация с присутствием местных производителей в торговых сетях во многом зависит от самих производителей. Например, в рамках торгово-закупочных конференций заключаются различные договоры, которые через некоторое время расторгаются по причине нарушения условий договора поставщиком: нарушение сроков поставки и другие причины.

Заместитель генерального директора ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» <…> сообщила, что с июля 2015 года увеличилась стоимость основных составляющих, используемых для производства: стоимость муки 1 сорта увеличилась на 7 %, 2 сорта – на 5 %, высшего сорта – на 17 %, ржаной – на 15 %, куриное яйцо – на 60 %. Оптовая цена куриного яйца выросла и на настоящий момент составляет 4,80 рубля, тогда как ранее составляла 3 рубля, и предложений новых нет. Каких-либо значительных изменений не произошло, выбор поставщиков происходит по критерию минимальная цена. Потребление хлеба и производство на настоящий момент уменьшилось. Стоимость упаковки увеличилась на 10 %, энергоресурсы – на 45 %. Предполагается, что с ноября 2015 года увеличится цена за перевозку по федеральным трассам транспортом весом более 12 тонн. Мукомольную продукцию поставляют местные производители, вместе с тем, примерно 50 % завозится муки высшего и 1 сорта из других регионов.

Также, ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» принимает участие в конкурсах на поставку продукции в муниципальные предприятия, санатории и другие учреждения, в том числе, некоторые поставки осуществляются в убыток обществу с целью поддержки конкурентоспособности. Повышение цен на продукцию не осуществлялось с декабря 2014 года.       

Заместитель генерального директора по продажам АО «Уфимский хлеб» <…> и начальник планово-экономического отдела АО «Уфимский хлеб» <…> отметили, что поставляется мука местных производителей, за исключением, муки 1 сорта, которая завозится из других регионов. В производстве используется более 60 % муки не местного производства. стоимость муки возросла на 20 % и рост продолжается. Также продолжается рост цен на упаковочные материалы. Увеличились тарифы на ГСМ на 8 %, на страхование. Большие затраты общество несет в связи с исполнением предписаний различных контролирующих органов.

Коммерческий директор ООО ТД «Авдон» <…> обратил внимание, что на настоящий момент закрыты 2 птицефабрики, где в последующем будет находиться площадка для выращивания бройлеров. Вся птица будет перерабатываться на турбаслинской базе. Примерно 45 млн. яиц произведено в сентябре 2015 года. В декабре планируется произвести 63 млн. яиц. На настоящий момент 40 % произведенного объема продукции вывозится за пределы республики, республика является приоритетным направлением поставок. Цена на яйцо сейчас немного больше себестоимости и составляет в среднем 4,50 рубля. Объем производства птицы на настоящий момент не увеличился, так как запуск новых заводов планируется на июнь 2016 года.

Директор ООО «Племенное хозяйство «Артемида» <…> пояснил, что на сегодняшний день продукция местного производителя востребована. На уровень цен на молочную продукцию влияет покупательский спрос. Фальсификат присутствует не только в сыром молоке, но и в готовой продукции используются жиры животного происхождения, в том числе, в детском питании. Основной проблемой является борьба с фальсифицированной продукцией, что в результате повлияет на цену продукции. В структуре цены на молоко 30 % составляет уровень валюты: комбикорма, медикаменты, строительство – валютная составляющая. Важно, чтобы потребительский рынок не падал, на упаковках необходимо указывать: молоко натуральное или же молочный продукт. Если такой порядок будет установлен – это повлечет большую пользу. Ведь в республике в тендерах выигрывают мелкие производители, которые в производстве используют жиры животного происхождения, продукцию которых в свою очередь потребляют и дети.

Коммерческий директор ООО «Пангея» <…> добавил, что цена на крупы продолжается уменьшаться. Также планируется снижение цен на гречку. Объем наличия круп в республике достаточен. Лидеры в поставках крупы –Алтайский край, Оренбургская область. Предложения продукции по крупам оптимальные: выросли затраты и цены производителей также поднялись. Цена на крупы планируется оставаться стабильной с учетом дальнейшего положения. Проблема состоит в том, что на местном рынке не всегда удается закупить продукцию недорого, в связи с чем, осуществляются поставки из других регионов. Пшено поставляется из других регионов, макаронная продукция из Челябинской области, Алтайского края, так как цена местных поставщиков очень высокая. Стараемся продукцию выбирать по качеству и держать качество, вся продукция – средний сегмент. Цена масла подсолнечного увеличилась почти в 2 раза, так как крупные игроки держаться вокруг маржи 1 доллар за бутылку. Все производители ввели новые наименования продукции, появились по 2-3 бренда от каждого производителя, расширяется ассортимент. На настоящий момент ситуация установилась, падения цен не ожидается.                             

Начальник отдела продаж  ГУСП совхоз «Рощинский»  пояснила, что покупательская способность потребителей снизилась. На настоящий момент молочной продукции перерабатывается 15-17 тонн  в день, тогда как раньше перерабатывалось 20 тонн.  

Коммерческий директор ООО «Натуральные продукты» (Торговая сеть «Ярмарка») <…> добавил, что на проблему отсутствия предложения местных производителей, в связи с чем, продукция местных производителей и отсутствует в торговых сетях.

Начальник отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан <…> пояснил, что население республики обеспечено картофелем, молоком и говядиной по производству. Обеспеченность картофелем практически в 3 раза,  обеспеченность молоком 128%, по говядине - 110 %. Вопрос по обеспечению свининой, мясом птицы, овощам, рыбе. По свинине обеспеченность 84 %, по мясу птицы - 50 %, по овощам – 63,5 %. Эти данные берутся исходя из нормы потребления на душу населения и объема производства. За прошедший год закупочные цены на сельхозпродукцию не изменились, но идет стабильный рост отпускных цен. На молоко средняя закупочная цена на сегодня 18,2 рублей, в прошлом году составляла 17,99 рублей. Рост отпускных цен составил от 5 % до 17 % по всем видам продукции. На мясо свинины цена составляет 160-200 рублей, за год снижение на 2 %. Отпускные цены на мясо кур 90-93 рубля. Цены на мясо говядины сегодня составляют 170-230 рублей, за год увеличение на 30 %, что обусловлено выходом на республиканский рынок крупных покупателей. Цены на картофель варьируются в переделах 8,50-20 рублей. К началу проведения осенних ярмарок цена снизилась на 40 %.  Цены на овощи во время массовой уборки и проведения сельскохозяйственных ярмарок снизились на 30 %. Закупочные цены на зерно  выросли на 50-78 %. Созданы и работают новые площадки – фермерские рынки, где реализуются мед, овощи, мясо. В декабре 2015 года планируется проведение ярмарки мясной продукции.

Заместитель начальника Управления торговли и координации услуг Администрации ГО г. Уфа  <…> отметила, что последние 3 года происходит снижение объема картофеля, овощей, представленного на ярмарках, что объясняется тем, что люди сеют картофель, овощи своими силами, сами стараются производить.

 

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан <…> отметила, что большую обеспокоенность вызывает то, что на настоящий момент в Приволжском федеральном округе республика приблизилась к 2, 3, 4 местам по дороговизне продуктов, а некоторые регионы наоборот сместились на 10, 12 места происходит удешевление продуктов. Мы должны видеть истинную причину удешевления, а не просто говорить о том, сколько республика произвела. Если не продается продукция в пределах республики, тогда должна поставляться за пределы республики, объем должен увеличиваться. Сейчас все показатели производства падают, и это также вызывает обеспокоенность, потому что падение производства повлияет на рынок. 

Приближение к 1 месту по дороговизне продуктов в Приволжском федеральном округе очень беспокоит и руководство республики и Управление. Какие причины этой ситуации: или торговля не так сильна, что завозит больше продукции, но ведь и торговые ряды скудные стали, уже нет большого ассортимента, большого выбора по очень многим продуктам. По хлебу ситуация также очень сильно беспокоит, потому что по хлебу продолжается рост цен.

В действительности республика очень большое количество продукции завозит, что влияет на транспортные расходы. С оптовых звеньев завозится из других регионов, оптовик уже какую-то накладку установил и цепочка удлиняется. Также вся овощная продукция завозится по разным причинам, но овощная продукция за пределы республики не вывозится. Все крупы завозим, очень много завозного масла, очень большой процент - из Республики Татарстан. Поставщики могут поставлять куда угодно, но в республике объемы должны увеличиваться.

В республике нет переработки. Производится большой объем гречихи, а переработки практически нет. Без производства сказать, что насытили рынок и завезли всю продукцию, ни к чему хорошему не приведет. В первую очередь - производство. Производить и поставить это своего рода искусство. Не зря говорим, что нет логистики, не могут помыть, переработать, упаковать.  Сейчас страдаем из-за отсутствия логистики. Рынок зависит от нашего производства и от нашего отношения.

И сегодня население беспокоится как никогда. Если в прошлом году обращались по причинам роста цен виноградного масла, гранатового сока, то сегодня задают более серьезные вопросы. На днях рассматривали устойчивое развитие экономики в период кризиса и констатировали, что заработная плата очень сильно падает у населения и покупательская способность падает. Сегодня торговля не накручивает цены, потому что действительно торговые сети боятся много завозить, так как такое количество портящегося продукта население не покупает. Ситуация не простая, но она не должна выйти из-под контроля. 13 социальных продуктов находятся под очень жестким контролем и прокуратура систематически обращается с просьбой провести совместную проверку торговли. Сегодня каждый хозяйствующий субъект думает выгодно продать, чтобы продукция  не испортилась, не был нанесен ущерб. Ситуация не простая и выражаем надежду на сотрудничество, если появляются неординарные изменения просьба известить о ситуации, чтобы мы обратили внимание и изучили ситуацию по всем направлениям.

 

Экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан сопровождался активным обсуждением всех вопросов, вынесенных на обсуждение. Участники экспертного совета проявляли инициативу и большой интерес при обсуждении вопросов.

После заседания Экспертного совета состоялся брифинг с представителями СМИ.

 

Дата проведения Совета: 

15 октября 2015 года

 

Дата проведения Совета: 
15 октября 2015, 16:00