Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

Протокол заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

10 июня 2015 года в 11 часов 00 минут состоялось заседание Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В рамках заседания Экспертного совета обсуждалась ситуация на рынке молока в Республике Башкортостан, в том числе динамика закупочных цен на сырое молоко за 2014-2015 гг., их сравнительный анализ с другими регионами, качество производимой молочной продукции.

Заседание Экспертного совета вела руководитель Башкортостанского УФАС России.

На заседании Совета присутствовали представители Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите потребителей, Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, а также представители сельхозпроизводителей, средств массовой информации и другие.

I.   Открытие заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан. Вступительное слово («…»)

II.  Обсуждение вопросов и предложений участников Экспертного совета и приглашенных лиц

III.  Прения и дебаты

IV.    Подведение итогов заседания Экспертного Совета по развитию конкуренции в сфере розничной торговли при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

Руководитель Башкортостанского УФАС России «…» в ходе заседания Экспертного совета отметила, что закупочная цена сырого молока на настоящий момент ниже, чем в аналогичном периоде прошлого года, а стоимость готовой продукции в магазинах растет. Местные производители вытеснены со всех рынков: ни в сфере детского питания, ни в школы, ни в больницы не поставляется местное молоко. На настоящий момент при закупках создаются универсальные лоты, в которые включается сыр, масло, продукция биойлайф, но ни один из местных производителей не выпускает весь комплекс продукции. Необходимо изучать структуру рынка. В связи с тем, что не изучается структура рынка, нет информации, сколько продукции надо закупать, поэтому существует затоваренность складов и полок в магазинах.  Стоимость сырья снижается, а цены на готовую продукцию  не снижаются. Государство предоставляет субсидии на 1 л. молока, но эти субсидии поглощаются заводами, а для производителя сырого молока какой-либо эффект отсутствует. Государство часть регулятора отдает некоммерческим организациям для того, чтобы внутри своих членов осуществлять регулирование, чтобы рынок «выздоравливал». Исходя из изучения ситуации и рынка необходимо предлагать действия Правительству, ведь без изучения рынка невозможно управление.

Переработчики обладают информацией о ценах и договариваются - это и есть согласованные действия, нарушения закона. Необходимо не давать переработчику регулировать цены.

В республике только 16-19% продается местной продукции, нет местных овощей: моркови, красной свеклы, капусты, нет муки.  Завозится из других регионов все мясо, масло, сахар. Продается небольшой объем молока, свинины, курицы местного производства. Местные рынки занимают все соседние регионы, но не республика. Все рынки монополизированы, но чем больше конкурентов, тем условия рынка лучше и это касается всех рынков.

Проблема Российской Федерации состоит в согласованных действиях, картельных соглашениях.  Если действует один производитель, то цены растут. Возможно, ущемляя свои интересы, в связи с неготовностью вывозить продукцию за пределы республики, снижаются цены местных производителей.

 

Начальник отдела антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан «…» пояснил, что если проводить сравнительный анализ с аналогичным периодом прошлого года, то отмечается снижение закупочных цен по сравнению с тем же периодом прошлого года. В Белебеевском районе Республики Башкортостан стоимость сырого молока составляет 15-16 рублей за 1 кг., наиболее низкая цена в Давлеканском районе Республики Башкортостан: 12 рублей за 1кг. сырого молока, в связи с чем, многие хозяйствующие субъекты осуществляют реализацию сырого молока за пределы Республики Башкортостан по более высокой цене. В то же время на прилавках в магазинах стоимость молочной продукции не снижается.

Далее слово было предоставлено исполнительному директору некоммерческой организации «Молочный союз Башкортостана» «…».

«…» пояснила, что по Российской Федерации средняя цена на сырое молоко составляет 18 рублей за 1 кг.  В Республике Башкортостан эта цена на 2-3 рубля ниже. В республике иной коэффициент сезонности молока, то есть цена на молоко и летом, и в зимний период практически одинаковая. На сегодняшний день присутствует затарененность продукции на складах. Продукции много, продукция не продается, соответственно цена на сырое молоко снижается. Также в магазинах, торговых сетях цена снижается на товар. Переизбыток сырого молока отсутствует, молока достаточно. Отметила, что большое значение имеет качество молока. На настоящий момент очень много предложений из других регионов. Вместе с тем, переработчик покупает сырье за 17 рублей у местных хозяйств, хотя есть возможность купить за 15,5 рублей у других регионов. НО «Молочный союз Башкортостана» постоянно предпринимает попытки провести совещания, собрания с переработчиками и производителями, в целях обсуждения ситуации и принятия решений.

Далее слово было предоставлено начальнику отдела развития продовольственных рынков Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан «…».

«…» отметил, что около 30 % товара завозится из других регионов: Республики Татарстан, Удмуртской Республики. Республика производит гораздо больше, чем может переработать, переработки не хватает. Цена на сырое молоко снижается, так как на настоящий момент присутствует затоваренность рынка, с других регионов очень большое количество поступает молока. Соседние регионы демпингуют цены в рознице, на оптовых базах. Большое значение имеет вопрос качества: когда на пачке отмечено 3,2 % жирности, а по результатам анализов процент жирности - 0,8 %. Но если выработка предприятия составляет 50 тонн продукции в сутки, которая уже распространилась по всем торговым сетям, такую продукцию вернуть производителю уже невозможно. Также имеют место перекупщики, которые аккумулируют товар со всей республики и вывозят весь объем за пределы республики.

Далее слово было предоставлено начальнику отдела стратегического планирования и сводной информации Государственного комитета Республики Башкортостан по торговле и защите потребителей «…».

«…» пояснил, что Комитет проводит мониторинг цен и на полках в магазинах, и в оптовых звеньях. За последний месяц в оптовом звене как оптово-отпускные, так и закупочные цены сохранились без изменений. В то же время в рознице цены на продукцию несколько снижаются. На стерилизованное молоко среди регионов ПФО самые низкие цены сейчас в Республике Башкортостан. Индекс потребительских цен как по молоку, так и по молочной продукции падает. Те темпы роста цены, которые были в начале года на настоящий момент замедлились.

Далее слово было предоставлено председателю СПК «Базы»  Чекмагушевский район  «…».

«…» отметил, что магазины покупают молоко по низкой цене и поднимают цену до среднего уровня по Российской Федерации. Также в республике большую роль играет сезонность. В зимний период молока немного, а в летний период в некоторых сельскохозяйственных предприятиях количество молока увеличивается в 2 раза. У больших и стабильных предприятий больших скачков в цене нет. Например, в пределах допустимого, что стоимость молока зимой 20 рублей, летом - 18 рублей. Однако ненормальная ситуация, когда  стоимость молока зимой и так низкая - 16 рублей, а летом - 12 рублей. Переработчики держат продукцию на складах для того, чтобы держать уровень цен, переработчики разрегулирывают рынок. Проблема состоит также в торговых сетях, в наценке: когда цена сырого молока - 17 рублей, а в магазине уже 40 рублей. Переработчики цены регулируют между собой, знают рынок и договариваются между собой. Сельхозпредприятиям очень сложно на рынок влиять. Большое значение имеет следующее: в магазинах половина продукции - фальсификат, в летний период завозится 20 % продукции - также имеет большое значение. Надо продавать и готовый продукт, и сырье за пределы республики, и работать с переработчиками и с продавцами, чтобы обладать информацией, сколько завозится продукции из других регионов и сколько продается продукции местных производителей в республике.

Отметил, что потребитель стал меньше потреблять молоко не только из-за цены, но и из-за качества продукции, нет гарантии, что продается качественная продукция.

Не имеет значение место производства, все должны стремится вывозить молоко, мясо, зерно за пределы республики, чтобы  поддерживать цены.

Руководитель Башкортостанского УФАС России «…» отметила, что будет проводиться работа с правоохранительными органами на предмет согласованных действий и раздела рынка по территориальному признаку. Возможно, местные производители не готовы вывозить продукцию за пределы республики, потому что необходимо специальное оборудование. Также, будет проводится проверка магазинов в выборочном порядке, проверка всей цепочки. Риски не должны перекладываться на производителей сырого молока.  Вопрос состоит в том, что закупочная цена сырого молока ниже, чем в соседних регионах, а цены в магазинах на таком же уровне, или выше. Также, проблема состоит в объединении лотов и местные производители не могут участвовать в крупных лотах. Местные потребители,  школы, больницы покупают продукцию не местного производства, а соседних регионов. Отсутствуют логистические сети, оптовые базы и поставляются продукция тех регионов, где имеются оптовые базы. Необходимо развивать логистику и влияние на сферу должно осуществляться в рамках закона.  Необходимо создавать прозрачные условия для конкуренции. Проблема Российской Федерации в согласованных действиях, наказание за которые может осуществляться и по ст. 178 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Дата проведения Совета: 

10 июня 2015 года

Дата проведения Совета: 
10 июня 2015, 13:00