Протокол рабочего совещания по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 23 марта 2015 г.

ПРОТОКОЛ

рабочего совещания по ситуации на рынке твердо-бытовых отходов при Управлении

Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

23 марта 2015г. 16 часов 00 минут                                               г. Уфа, ул. Пушкина,д.95

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

 

1.      В заседании присутствовали следующие участники рабочего совещания:

 

Фамилия, имя, отчество

Наименование организации

Акбашева   Зульфира

Хабибулловна

Руководитель  Управления Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан,

Приглашеные:

< …>

Заместитель министра природопользования и экологии Республики Башкортостан

< …>

Представитель Прокуратуры Республики Башкортостан

< …>

Председатель Комитета Государственного Собрания по аграрным вопросам, экологии и природопользования

< …>

Заместитель председателя Комитета Государственного Собрания-Курултая Республики Башкортостан по аграрным вопросам, экологии и природопользованию

< …>

Депутат, член Комитета Государственного Собрания по жилищной политике и инфраструктурному развитию

 

< …>

Начальник отдела регулирования жилищно-коммунальных и социальных услуг Государственного комитета по тарифам

< …>

Начальник правового отдела Министерства земельных и имущественных отношений

< …>

Главный консультант Аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в РБ

< …>

Начальник отдела экологии Администрации ГО г. Уфа

< …>

Председатель СРО «Объединение предпринимательства по рециклингу отходов»

< …>

Директор ГУП «Табигат» РБ

< …>

Директор ООО «Экотех-Мелеуз» г. Мелеуз

< …>

ООО «ТехнотонПлюс» (пос. Иглино)

< …>

Начальник производственного отдела МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа

< …>

ООО «Эко-Уфа» (г. Уфа)

< …>

ООО «МАСК» (г. Уфа)

< …>

ООО «Спецэкотранс» (г. Уфа)

< …>

ООО «Вторресурс» (МР Благовещенский район)

< …>

ООО «ЭкологияТ» (г. Туймазы)

< …>

Заместитель директора филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений ПФО по РБ (ЭКСПЕРТ)

 

2. Повестка рабочего совещания:

- Ситуация на рынке твердо-бытовых отходов

 

 

Тема выступления

Ф.И.О. должность

1. Вступительное слово: Ситуация на рынке твердо-бытовых отходов;

о повестке рабочего совещания;

Акбашева Зульфира Хабибулловна

Руководитель Башкортостанского УФАС России

2. По согласованию

 

< …> - Председатель СРО «Объединение предпринимательства по рециклингу отходов»

 

3. По согласованию

 

< …> -  Представитель ООО «Эко-Уфа» (г. Уфа)

 

4. По согласованию

 

< …> - Представитель ООО «МАСК» (г. Уфа)

5. По согласованию

 

 

< …> - Директор ООО «Экотех-Мелеуз» г. Мелеуз

6. По согласованию

 

< …> - Заместитель директора филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений ПФО по РБ (ЭКСПЕРТ)

7. По согласованию

< …> -  Депутат, член Комитета Государственного Собрания по жилищной политике и инфраструктурному развитию

8. Обсуждение

Участники рабочего совещания

 

 

3.      Список докладчиков:

 

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России;

< …> - председатель СРО «Объединение предпринимательства по рециклингу отходов»;

< …> - представитель ООО «Эко-Уфа» (г. Уфа);

< …> - представитель ООО «МАСК» (г. Уфа);

< …> - директор ООО «Экотех-Мелеуз» г. Мелеуз;

< …> - заместитель директора филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений ПФО по РБ (ЭКСПЕРТ);

< …> - депутат, член Комитета Государственного Собрания по жилищной политике и инфраструктурному развитию.

 

23 марта 2015 года состоялось рабочее совещание по ситуации на рынке твердо-бытовых отходов при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

В работе совещания присутствовали представители государственных органов республики, органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, депутаты Государственного Собрания РБ, Прокуратура РБ, эксперты, а также хозяйствующие субъекты осуществляющие деятельность на рынке твердо-бытовых отходов.

 В рамках совещания рассмотрены вопросы о сложившейся ситуации на рынке твердо-бытовых отходов, а также концепция инвестиционного проекта «Реализация межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов Республики Башкортостан» и Технико-экономического обоснования инвестиционного проекта «Реализация межмуниципальной системы обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Республики Башкортостан на основе концессионного соглашения».

Данный проект предусматривает создание и последующую эксплуатацию межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (ТБО) на территории Республики Башкортостан, состоящей из следующих объектов:

-      межмуниципального комплекса переработки и утилизации ТБО (полигон ТБО и мусоросортировочный комплекс (далее - МСК)) на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан;

-        двух мусороперегрузочных станций в г. Уфе;

-        семи мусороперегрузочных станций в районах, входящих в территорию реализации межмуниципальной системы переработки и утилизации отходов (Архангельский, Благоварский, Благовещенский, Кушнаренковский, Кармаскалинский, Нуримановский, Чишминский муниципальные районы Республики Башкортостан).

 

Участники рабочего совещания выразили озабоченность в том,  что реализация данной концепции направлена на закрытие рынка и более того угрожают «банкротством местным игрокам» на рынке твердо-бытовых отходов, способствуя монополизации рынка и многократному росту тарифов.

 

< …> - Председатель СРО «Объединение предпринимательства по рециклингу отходов»

 

На основании статей 12, 13. 68 ФЗ «Об охране окружающей среды» , ст. 27 ФЗ «Об отходах производства и потребления» , ст. 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» Саморегулируемая организация НП «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» просит провести оценку соответствия антимонопольному и иному законодательству Концепции инвестиционного проекта «Реализация межмуниципальной системы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов Республики Башкортостан», разработанную Министерством природопользования и экологии РБ и одобренную комиссией Правительства РБ в 2014 году. (ТЭО Концепции одобрено комиссией Правительства РБ 13 марта 2015 г.)

Считаем, что реализация указанной концепции приведет к системным нарушениям антимонопольного законодательства, законодательства о конкуренции, антикоррупционного законодательства и будет иметь последствия в виде банкротства десятков субъектов малого и среднего предпринимательства, работающего в сфере обращения с бытовыми отходами на территории РБ. Кроме того, указанная концепция не регулирует правоотношения по обращению с отходами производства, большая часть которых подвергается захоронению на бытовых свалках, концепция не имеет правовой основы в федеральном и республиканском законодательстве. Проведение аукциона для одного инвестора, заранее определенный результат «аукциона», поставят республику в полную зависимость от единого монополиста, владеющего 3 200 000 тонн коммунальных отходов, заставит выполнять заведомо невыгодные республике и ОМСУ условия этого монополиста (в том числе по кратному увеличению тарифов на размещение отходов). Намерение отдать около 2/3 объема отходов республики одному региональному оператору не имеет прецедентов в России и данный проект, как показал опыт города Энгельса Саратовской области, обречен на провал, крайне невыгоден ни органам местного самоуправления, ни Правительству РБ, ни предпринимательскому сообществу, ни населению.

С целью сохранения управляемости системы управления отходами и соблюдения антимонопольного законодательства все субъекты федерации России делят объемы образующихся отходов между 2-мя или более региональными операторами и только РБ имеет желание попасть в полную зависимость от угрозы мусорного коллапса со стороны монополиста-коммерсанта, зарегистрированного за пределами республики.

Данный инвестпроект не имеет даже элементарных экономических расчетов, обосновывающих его реализацию, оценки экологических и экономических рисков, не прошел обязательную процедуру общественных слушаний.

Реализация скрытно подготовленной под единого регионального оператора управления коммунальными отходами республики Концепции управления ТКО, планируемое незаконное проведение «аукциона» по данному проекту в РБ неизбежно приведет к следующему:

-             ликвидации МУПов, занимающихся обращением с коммунальными отходами в городах и районах;

-             банкротству десятков субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющего в настоящее время сбор, транспортировку, использование, обезвреживание и размещение отходов на территории республики;

-             многократному росту тарифов на размещение отходов, в том числе платежей за сбор и вывоз отходов от граждан;

-             уводу средств, полученных от размещения отходов (без перспектив рекультивации полигона), в коммерческую структуру, зарегистрированную в Москве;

-             замораживанию процесса инвестирования в отходоперерабатывающую отрасль республики;

-             росту социально-экологической напряженности в Иглинском районе, жители которого получат огромный полигон ТБО и сотни движущихся на этот полигон мусоровозов из Уфы и прилегающих 8 районов;

-             передачу функции регулирования переработки отходов единой коммерческой структуре, не заинтересованной в развитии данной отрасли;

-             полному исключению перспективы рекультивации более 2700 свалок коммунальных отходов, действующих на территории республики;

-             отсутствию перспективы рекультивации огромного полигона ТКО в Иглинском районе за счет бюджета РБ , после истечения 7-летнего срока окупаемости проекта инвестором;

-             созданию монопольной коммерческой структуры, которая будет блокировать развитие всего рынка услуг в сфере обращения с коммунальными отходами на территории республики и отстаивать свои коммерческие интересы при формировании и реализации политики республики в этой важной экологической и социальной сфере.

В связи с изложенным просим рассмотреть в интересах государства, населения и предпринимательского сообщества следующие предложения:

-             провести публичные слушания по Концепции и ТЭО Концепции и учесть при их проведении обоснованное общественное мнение, а также мнение предпринимательского сообщества республики;

-             исключить из данных документов ряд условий, дискриминирующих потенциальных участников аукциона по реализации Концепции;

-             внести в Концепцию разделение ГО г. Уфа на два сектора по сбору и вывозу отходов, и по каждому из них провести отдельный аукцион на концессионное соглашение (согласно решению межведомственного совещания от 7 ноября 2013 года в Управлении Росприроднадзора по РБ). Аналогично - по Южному промузлу (города Стерлитамак, Салават, Ишимбай);

-             внести в Концепцию проведение отдельных аукционов по отдельным видам обращения с коммунальными отходами (сбор и транспортировка, обработка, размещение);

-             привести Концепцию и ТЭО в соответствие с требованиями федеральных законов №219-ФЗ, №458 -ФЗ;

-             установить государственный и общественный контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства при проведении аукционов и при их нарушении обжаловать результаты аукционов в судах;

-             провести антикоррупционную экспертизу указанных документов и дать правовую оценку действиям Минэкологии РБ по лоббированию данного проекта.

 

< …> - Начальник правового отдела Министерства земельных и имущественных отношений

Основные возражения по поводу Проекта государственно-частного партнерства основывались на том, что под проектом усматривалось заключение концессионных соглашений. Согласно Федеральному Закону  от 21.07.2005 года №115-ФЗ  «О концессионных соглашениях» концессионер определяется на конкурсе, кто побеждает на конкурсе тот и становится концессионером. В результате чего ему в пользование передаются земельные участки, что предусмотрено Земельным Кодексом.

 

< …> - Представитель ООО «МАСК» (г. Уфа)

Мы одни из первых кто вступил в данные концессионные соглашения. В течении 2014 года достраивали полигоны, которые взяли в концессию у района, которые передавались от Министерства природных ресурсов РБ. В процессе ввода в эксплуатацию земли под полигоны были выведены за пределы населенного пункта и переведены в категорию земель промышленности.  В связи с чем данная проблема встанет в реализации нового концессионного соглашения в первую очередь. Необходимы земли, которые изначально переведены в категорию земли промышленности.

Вторая проблема состоит в том, что очень трудно пройти СЭС у санитаров для того чтобы разместить полигон, необходимо представить мониторинг, также проект должен пройти государственно- экологическую экспертизу. Необходимо отметить, что до этого проект в течении двух с половиной лет проходил лишь предпроектную подготовку. Предположение того что в течении года будет построен полигон нереально в наше время. СЭС проходить придется дважды, то есть до получения проекта уже со всеми заключениями, чтобы начать строительство и после этого, чтобы получить лицензию на размещение отходов. Невозможно физически построить объект в такие короткие сроки, которые представлены в предложении.

Также хотелось бы отметить тот факт, что после начала работы в течении двух месяцев не могли утвердить полигон в связи с тем, что рост тарифов составил увеличение в три с лишним раза (согласно тарифам утвержденным Государственным комитетом по тарифам в размере 1085 рублей за тонну отходов). В результате чего глава района сообщил, что мы не можем так работать в связи с тем, что в кварплате мы не можем увеличить платежи за содержание жилого помещения несмотря на то что вывоз отходов содержится в содержании жилого помещения.  В связи с этим придется забрать у тех кто предлагает  в 10 раз увеличить тариф на размещение отходов, но в данном случае данные отходы необходимо транспортировать до места полигона, в результате чего наблюдается дальнейший рост, а статья расходов одна. На что Прокуратура РБ говорит о том, что мы не имеем право на увеличение платежей, а это значит что необходимо перевести в коммунальные платежи чтобы увеличить в 10 раз.

Размещение отходов находится не в той статье, она должна находится в коммунальных платежах. В данном случае можно было бы установить тариф для нового оператора , но на сегодняшний день система обращения отходов у нас выстроена так, что она сидит в сфере содержание дома, а мы пытаемся сейчас содержание дома переложить на содержание полигона. В данной ситуации чтобы создать объекты концессионного соглашения, которые можно по закону передать тому, кто выиграет на аукционе данный объект нужно создать. В связи с этим передергивание понятий и не дает возможность говорит о том, что концессионное соглашение сейчас готово к размещению.

< …> - Заместитель директора филиала Центр лабораторного анализа и технических измерений ПФО по РБ (ЭКСПЕРТ)

Законом об отходах производства потребления и всеми преобраз-ями которые у нас осуществляются на федеральном уровне разделяются виды деятельности на несколько этапов: сбор, транспортировка, использование (утилизация), обезвреживание,  размещение (хранение, захоронение).

Наиболее капиталоемким по инвестиции является утилизация.

Основная проблема и на что сориентировано изменение законодательства РФ это утилизация. Это технология по производству из вторичных ресурсов готовой продукции. Вот где нужны инвестиции.

В части концессионных соглашений было бы целесообразно работать с инвесторами по вопросу закрытия данной составляющей. Увеличение рабочих мест, современные технологии, это решение самой проблемы. Если мы хотим снизить объем захоронений мы должны дать возможность, где эти отходы будут перерабатываться. В данном проекте мы этого не наблюдаем, мы видим перегрузку опять же не совсем понятно почему связаны в одном объекте. система только в части водохозяйственных, электрических, тепловых сетей. В части размещения отходов четко говорится о том, что объекты связаны с размещением отходов. Здесь мы видим систему, в которую входит как сам полигон так мусороперегрузочные станции и ни слова не говорится о переработке.

Мы фактически создаем полигон, который будет принимать огромное количество отходов и ничего не говорим о переработке.

Недостатки данной концепции:

1.Тарифообразование

2. Вторая проблема состоит в том, что нет указания куда в дальнейшем распределять отсортированный мусор.

Законом о концессионных соглашениях определяется создание либо реконструкция объектов. Создание объектов начинается с выбора земельного участка если мы говорим о концессионном соглашении у нас уже при проведении конкурса должны быть четко определены кадастровые номера, должны быть определены назначение данных земельных участков.

Если мы говорим о создании объекта ТЭО нам недостаточно, в связи с тем, что объект создается на основании проектной документации.

 

< …> -  Депутат, член Комитета Государственного Собрания по жилищной политике и инфраструктурному развитию

Я посмотрю на данный проект глазами инвестора и рисками для инвестора.

Будучи специалистом по структурированию ГЧП проектов и будучи юристом по структурированию ГЧП проектов, а так же представителем центра развития ГЧП г. Москва и Республики Башкортостан я рад что проект начал озвучиваться в ГЧП и реализовываться в сфере ТБО о чем мы и говорили, но в каком ракурсе он реализовывается. Договорам концессии и о ГЧП в сфере обращений ТКО был посвящен круглый стол, который прошел на той неделе на российской неделе ГЧП. Все лидеры этого рынка высказали свои точки зрения и все риски. Я выскажу свои риски.

Во-первых, с точки предоставления земельных участков, для меня не понятно что значит предоставление в субаренду  земельного участка находящегося у  ГУП Табигат. В данном случае действительно с 01.03.2015 г. Федеральный закон № 115 позволяет предоставить земельный участок концессионеру без проведения торгов в случаях, если он выиграет соглашение о концессии и выиграет торги, но в данном случае ничего не говорится о субаренде.

Во-вторых, сейчас все проекты ГЧП структурируются на субъектовом уровне, в связи с тем, что только у субъектов есть бюджет у муниципалитета бюджета нет, и все риски со стороны публичного партнера несет субъект. В связи с этим необходимо структурировать на уровне субъекта, а если мы говорим о том, что структурирование идет на уровне субъекта тогда идет изъятие земельного участка у муниципалитета в сторону субъекта.

По 7-8 участков должны присутствовать в проекте и должны быть представлены характеристики данных земельных участков. Все 7-8 участков должны были быть изъяты из муниципалитета, включены в состав казны республики, предоставлены республикой концессионеру и в дальнейшем идет подготовка конкурсной документации.

Во время проведения круглого стола был сделан срез каким образом на данный момент Российской Федерацией исполняются концессионные соглашения в сфере обращения с ТБО или с ТКО. Все встало, банки не финансируют. Основной риск, о котором говорят, не отработан процесс гармонизации инвестиционных проектов с новым законом об отходах производстве и потреблении.

С 2016 года будет региональный оператор. Региональный оператор это другой участник данного рынка, который будет назначаться, ему также будут переданы эти отходы, в результате чего он будет в первую очередь распоряжаться данными отходами и каким образом будет стыковаться с инвестором не понятно. В силу нового закона все инвестиционные концессии встали и в связи с этим сейчас приостановлена реализация всех проектов концессий, то есть это большой риск.

Вопрос, который для меня непонятен - это тариф. Я являюсь председателем экспертного совета в сфере ЖКХ. Но мы впервые слышим, о том что у нас появились тарифы на коммунальные услуги в сфере утилизации твердо-комунальных отходов, то есть это даже не проговаривалось на субъектовом уровне. Как мы можем закладывать в условия концессии о том, что у нас будут установлены тарифы, тем более тарифы повышающие, которые не были проработаны не нормативно-правовом уровне, не на законодательном уровне то есть это большой риск. У нас появляется новый тариф в сфере обращения, в сфере утилизации, в сфере ТКО профильный комитет по экологии и аграрным вопросам и все участники 2 года назад были за то, чтобы появился этот коммунальный тариф. Он был вычленен из статьи содержания. Сбор и вывоз устанавливаются отдельно, утилизация отдельно, тогда у нас не урегулировано самое главное это тариф, коммунальные услуги в сфере утилизации это очень большой риск для инвестора. Есть еще вопрос, нововведение инвестирования и оператор это разные понятия. Оператор это разные условия свои  риски, инвестирование свои риски, но пока с точки зрения инвестирования я вижу так, если здесь предусмотрено заранее что заходит компания и под нее готовят в данном случае понимается субъектовый риск, риск неисполнения возложенных на инвестора обязательств вот этот вопрос очень объемный, потому что вопреки этим рискам заходить и вкладывать 2,5 млрд. рублей при необработанности самого элементарного самого важного для инвестора условия это возврат инвестиций, а дальше выход на предпринимательскую прибыль в свою очередь она тоже не обработана. Я не вижу 5% предпринимательской прибыли в этих тарифах я не вижу обоснования, возможно, это все разложено, но в обосновании ТЭО этого нет. Идея хорошая, но она очень сырая с точки зрения инвестора. Если мы говорим в отношении кого-то известного возможно это нормально, если мы говорим с объективной точки зрения, на мой взгляд это риск.

4.      Решение, принятое по вопросу обсуждения

В рамках рабочего совещания участники отметили ряд вопросов по реализации данного проекта:

-             вопросы по предоставлению на правах субаренды концессионеру земельных участков;

-             вопросы перевода земельного участка в категорию «земли промышленности»;

-             вопросы изъятия земельных участков участвующих в проекте у муниципалитета и включения их в состав казны республики;

-             вопросы по работе концессионера с приходом регионального оператора по обращению с твердо-коммунальными отходами;

-             вопросы по росту тарифов на ТБО и ТКО;

-             вопросы отсутствия экономических обоснований привлекательности проекта.

Участники рабочего совещания пришли к выводу о наличии недоработок в Концепции инвестиционного проекта «Реализация межмуниципальной схемы переработки и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов Республики Башкортостан», и необходимости доработки данного проекта с учетом действующего законодательства. В связи, с чем вопросы и  предложения, которые были высказаны на совещании по развитию рынка твердо-бытовых услуг должны быть изложены и направлены Президенту Республики Башкортостан.

Дата проведения Совета: 
23 марта 2015, 18:00