Протокол заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 декабря 2014 г.

                                                                 ПРОТОКОЛ

заседания Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан

«Проблемные вопросы на рынке твердо-бытовых отходов».

 

18 декабря 2014г. 15 часов 00 минут                                               г. Уфа, ул. Цюрупы,д.100

 

Общественная приемная при Президенте Российской Федерации

1.      В заседании присутствовали следующие члены Экспертного совета:

Фамилия, имя, отчество

Наименование организации

Акбашева   Зульфира

Хабибулловна

Руководитель  Управления

Федеральной антимонопольной службы  по Республике Башкортостан, председатель  ЭС

< …>

Заместитель руководителя

УФАС по РБ, член ЭС

< …>

первый заместитель главы администрации по развитию промышленности, транспорта и связи администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан , член ЭС

< …>

ведущий юрисконсульт Правового департамента Торгово- промышленной палаты Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

Заместитель начальника отдела механизации и электрификации в отраслях АПК министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, член ЭС

< …>

Начальник отдела регулирования жилищно-коммунальных и социальных услуг Государственного комитета РБ по тарифам, член ЭС

< …>

Заместитель главного энергетика

ОАО «Уфимское моторостроительное производственное  объединение», член ЭС

< …>

Академик-секретарь отделения наук о Земле и природных ресурсов АН РБ, член ЭС

< …>

Начальник  отдела  естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Главный государственный инспектор отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, член ЭС

< …>

Специалист- эксперт отдела естественных монополий и финансовых рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан (секретарь), член ЭС

Приглашеные:

< …>

Заместитель министра природопользования и экологии РБ

< …>

Начальник отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан

< …>

Главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, судебного и административного представительства Государственного комитета Республики Башкортостан по размещению государственных заказов

< …>

Заместитель начальника отдела по коммунальной гигиене Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ

< …>

Заместитель главы Администрации муниципального района Иглинский район по экономике Республики Башкортостан

< …>

Начальник управления городского хозяйства городского округа город Салават Республики Башкортостан

< …>

Директор МБУ УЖХ

< …>

Заместитель директора ОАО «УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

< …>

Директор ОАО «УЖХ Сипайловского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

< …>

Экономист по работе с ТБО ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

< …>

Заместитель директора по общим вопросам ГУП «Табигат»

< …>

Юрисконсульт Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города»

< …>

Начальник производственно-технического отдела МУП «Спецавтохозяйство по уборке города»

< …>

Начальник коммерческого отдела ООО «СпецАвтоТранспорт»

< …>

Председатель СРО «Объединение предпринимательства по рециклингу отходов»

< …>

Начальник отдела по взаимодействию с инвесторами, банками и спонсорами Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан

< …>

Директор ООО «СпецАвтоТранс»

 

2. Повестка заседания Экспертного совета:

- Проблемные вопросы на рынке твердо-бытовых отходов

 

Тема выступления

Ф.И.О. должность

1. Вступительное слово: Проблемные вопросы на рынке твердо-бытовых отходов;

 

о повестке заседания;

Акбашева Зульфира Хабибулловна

Руководитель Башкортостанского УФАС России- Председатель Экспертного Совета

2. По согласованию

 

< …> - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ, член Экспертного Совета

 

3. По согласованию

 

< …> - заместитель министра природопользования и экологии Республики Башкортостан

 

4. По согласованию

 

< …> - начальник отдела регулирования жилищно-коммунальных и социальных услуг Государственного комитета РБ по тарифам, член Экспертного Совета

5. По согласованию

 

 

< …> - юрисконсульт Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города»

6. По согласованию

 

< …> - экономист по работе с ТБО ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

 

7. По согласованию

 

< …> - заместитель директора ОАО «УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан»

8. Обсуждение

Члены экспертного Совета и участники заседания ЭС, приглашенные

 

3.      Список докладчиков:

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России;

< …> - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков УФАС по РБ;

< …> - заместитель министра природопользования и экологии Республики Башкортостан;

< …> - начальник отдела регулирования жилищно-коммунальных и социальных услуг Государственного комитета РБ по тарифам;

< …> - юрисконсульт Муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство по уборке города»

< …> - экономист по работе с ТБО ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

 

4. Решение, принятое по вопросу обсуждения

 

18 декабря 2014 года состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на тему: «Проблемные вопросы на рынке твердо-бытовых отходов».

В заседании присутствовали  члены Экспертного совета, представители государственных органов республики, органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, УЖХ города Уфы, а также организации осуществляющие деятельность на данном рынке.

Во вступительном слове председатель Экспертного совета - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. отметила, что в адрес Управления поступает очень много жалоб об увеличении затрат при сдаче мусора, возникающих трудностях при осуществлении данных действий,  повышении стоимости перевозки мусора, а так же применении штрафных санкции.  В связи с этим Башкортостанским УФАС России было решено провести Экспертный Совет, чтобы выделить наиболее откровенные проблемы. Также основной темой обсуждения стала ситуация относительно того, что рынок по сбору и вывозу твердо-бытовых отходов является монополизированным, а так же неконкурентным.

Обсуждаемая тема вызвала большой интерес у участников, что проявилось в обсуждении проблем связанных с ситуацией на рынке услуг по сбору и вывозу твердо-бытовых отходов.

Ранее Башкортостанским УФАС России  был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по транспортировке твердых коммунальных отходов в 2013 году по 5 городам с населением более 100 тыс.чел. в соответствии с которым было установлено, что данный рынок является низкоконцентрированным. По городу Уфа 1 хозяйствующий субъект занимается размещением (захоронением) твердых коммунальных (бытовых) отходов в г. Уфа РБ - МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ и более 15 хозяйствующих субъектов осуществляют транспортировку  твердых коммунальных (бытовых) отходов в г. Уфа РБ, при этом МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ занимает основную долю  на рынке размещения (захоронения) твердых коммунальных (бытовых) отходов  - 100%, а на рынке транспортировки твердых коммунальных (бытовых) отходов МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ занимает долю - 82%. По городу Стерлитамак  РБ: один хозяйствующий субъект ГУП «Табигат» РБ – занимается размещением (захоронением) твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе  и более 4  хозяйствующих субъектов осуществляют транспортировку  твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе Стерлитамак. По городу Нефтекамск  РБ один хозяйствующий субъект ГУП «Табигат» РБ – занимается размещением (захоронением) твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе;  транспортировку  твердых коммунальных (бытовых) отходов на территории города осуществляет 1 хоз. субъект - ООО «Благоустройство +»; По городу Октябрьский  РБ один хозяйствующий субъект ООО «ПОЛИГОН» осуществляет как транспортировку отходов так и размещение (захоронение) твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе; По городу Салават  РБ: один хозяйствующий субъект ООО «Спецавтохозяйство» осуществляет и транспортировку отходов и размещение (захоронение) твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе;

При исследовании рынка, на основании опроса хозяйствующих субъектов, действующих на рынке по транспортировке ТБО, были установлены следующие барьеры входа на рынок:

- необходимость осуществления значительных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, а именно, приобретение в собственность либо на ином законном основании, специального оборудования, мусоровозов и т.п. для оказания услуг по сбору и транспортировке ТБО;

- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка,  по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

-  действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по захоронению (утилизации) ТБО препятствующие доступу к инфраструктуре, обеспечивающей захоронение/утилизацию ТБО, в том числе по необоснованному уклонению от заключения соответствующих договоров.
            В целях оперативного устранения нарушений до возбуждения дела Башкортанским УФАС России активно применяется инструмент предупреждений, который выдается субъектам, нарушившим пункт 3 (навязывание невыгодных условий договора), пункт 5 (отказ либо уклонение от заключения договора) статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В частности Управлением были выявлены барьеры со стороны МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ, в части отказа в заключении договора на прием отходов на 2013 год хозяйствующему субъекту ООО «Экопром». Управлением было выдано предупреждение МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ. МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» ГО г. Уфа РБ данное предупреждение было выполнено, договор с ООО «Экопром» на прием отходов на 2013 год был заключен.

Также были выявлены барьеры со стороны ГУП «Табигат» в части не заключения договора с ООО «Экотехнологии» по приему и утилизации твердых бытовых отходов на 2013 год. Управлением было выдано предупреждение ГУП «Табигат». В установленный срок ГУП «Табигат» данное предупреждение выполнил. Договор с ООО «Экотехнологии» по приему и утилизации твердых бытовых отходов на 2013 год был заключен.

  При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Также начальник отдела рассказал о практике возбужденных (рассмотренных) дел Управлением в сфере ТБО.

 Было отмечено, что с 1 августа 2014 года вступил в силу Порядок ведения государственного кадастра отходов. И с этого момента появившееся в ФЗ «Об отходах производства и потребления» еще в конце 2008 года требование о запрещении размещения отходов на объектах, не внесенных в ГРОРО, стало обязательным.

Согласно части 6 статьи 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 В настоящее время в реестр включены 15 полигонов ТБО, расположенных на территории республики, при этом на территории  республики действует более 40 полигонов.

Далее слово было предоставлено <…>

 <...> в своем выступлении отразил, что сфера сбора вывоза и утилизации ТБО  является регулируемой, а следовательно, является объектом пристального внимания со стороны органов государственной власти и общественности. Основным способом решения проблем утилизации ТБО должна являться экономическая заинтересованность соответствующего субъекта при непосредственном контроле со стороны антимонопольной службы, не допускающей злоупотребления при осуществлении таким субъектом хозяйствующей деятельности.

Далее слово было предоставлено <…>

<...> - отметил, что с 01.01.2015 г. вступает новый закон, который посвящен нормированию образования отходов.  В нем указано, что вопросы захоронения ТБО будут решаться на уровне субъектов Федерации, в котором будут устанавливаться базовые нормативы образования отходов с правом органами местного самоуправления корректировать ту или иную сторону. Однако в данном законе имеются недоработки, связанные с ограничением конкуренции.

Далее слово было предоставлено <…>

<...> - в своем докладе заметила, что в установленных органом исполнительной власти тарифах не включены надбавки для реализации инвестиционных программ, так как на сегодняшний день в РБ не реализуется ни одна инвестиционная программа. Таким образом, у хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, есть возможность для разработки инвестиционных программ и в дальнейшем получения на законном основании надбавок к тарифам.

Далее слово было предоставлено <…>

<…> в своем докладе отметила, важность данного вопроса. Отдельно заметила, неудовлетворительную работу организаций, осуществляющих деятельность по транспортировке ТБО, вследствие чего наблюдается переполненность контейнерных площадок. Согласно докладу, причина данного является применение нормативов вывоза ТБО 2000 года, в соответствии с которым норма вывоза ТБО с 1 человека составляет в размере 1 куб.м., вместе с этим, согласно Санитарным правилам и нормам необходимо устанавливать не более 5 контейнеров на одной дворовой площадке. На основании изложенного было внесено предложение о пересмотре нормативов, применяющихся на сегодняшний день, а так же о необходимости внесения подразделения ТБО - картона и стекла.

По итогам заседания члены Экспертного совета высказали однозначное солидарное мнение о  необходимости создания конкурентных условий на рынке сбора мусора, для последующего улучшения качества услуг и создания выгодной ситуации для всех участников данного рынка.

В завершении заседания руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поблагодарила всех участников экспертного совета за активное участие в обсуждении актуальных вопросов и предложила представить в Управление  все свои замечания и предложения по данной отрасли. Управление рассмотрит всю поступающую информацию и возникающие вопросы в рамках данной проблемы, для передачи в ФАС России и последующей корректировки законов и программ. 

Дата проведения Совета: 
18 декабря 2014, 17:00