Протокол заседания Экспертного совета по естественным монополиям при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 02 апреля 2014 г.

02 апреля 2014г. 15 часов 00 минут

г. Уфа, ул. Цюрупы, 100

Общественная приемная при Президенте Российской Федерации

 

1. В заседании присутствовали следующие члены Экспертного совета:

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России

<…> - заместитель руководителя Башкортостанского УФАС России

<…> - начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского УФАС России

<…> - заместитель председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам

<…> - ведущий юрисконсульт управления торгово–промышленной палаты РБ

<…> - советник председателя Ассоциации организаций предпринимательства по РБ

<…> - заместитель председателя Союза работодателей по Республике Башкортостан

<…> - первый заместитель главы Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан

<…> - начальник отдела по взаимодействию с инвесторами и спонсорами Администрации ГО город Уфа РБ

<…> - заведующий отделом строительства и жилищно-коммунального хозяйства департамент инфраструктурного развития Аппарат правительства РБ

<…> - главный специалист эксперт управления предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РБ

<…> - главный специалист Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан

<…> - ведущий советник отдела магистрального трубопроводного транспорта и энергетической эффективности Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

<…> - государственный инспектор Западно-Уральского Управления Федеральной службы по экологическому и атомному надзору

<…> - начальник отдела защиты прав потребителей Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ

<…> - начальник юридического управления ОАО «Газпром газораспределение Уфа»

<…> - начальник технической группы ОАО «Газпром газораспределение Уфа»

<…> - начальник технического отдела ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - инженер Производственно-диспетчерской службы ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - инженер производственного отдела по эксплуатации газораспределительных станций

<…> - заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»

<…> - юрист ООО «ГазТехСервис»

<…> - директор ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана»

<…> - начальник ПТО ОАО «Башкоммунэнерго»

<…> - заместитель начальника юридического управления ОАО «Уфимское Моторостроительное Производственное Объединение»

<…> - проректор по развитию и инженерно-техническому обеспечению имущественного комплекса Уфимский государственный нефтяной технический университет

<…> - помощник президента Академия Наук Республики Башкортостан

 

2. Повестка заседания Экспертного совета:

Проблемные вопросы связанные с реализацией Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314

 

3. Список докладчиков:

Акбашева Зульфира Хабибулловна – руководитель Башкортостанского УФАС России;

<…> – начальник отдела естественных монополий и финансовых рынков Башкортостанского Управления ФАС России.

<…> - начальник технического отдела ОАО «Газпром трансгаз Уфа»

<…> - заместитель генерального директора по работе с социально значимой категорией потребителей ООО «Газпром межрегионгаз Уфа»

 

Основной темой обсуждения стали проблемы, возникающие при реализации положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (вступили в силу 01.03.2014).

Руководителем Башкортостанского УФАС России было отмечено, что данный Совет проводится по поручению ФАС России. Практика по исполнению Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения показала о значительном увеличении сроков и стоимости работ, усложнения их оформления по сравнению с существовавшим порядком.

Так в частности, по причине отнесения газопроводов к линейным объектам и введённая возникла необходимость в оформлении для предприятий газораспределения в собственность отрезки труб от основного газопровода до границ домовладений, или иных объектов. Для такого оформление в собственность теперь необходимо большое количество времени, составление кадастрового плана, необходимые публикации. В СМИ и прочие длительные процедуры - обременительные и убыточные для предприятий газораспределения, накладные для заказчиков.

Членами Совета также было отмечно, что в Правилах детально прописано, как получить технические условия, а так же сама процедура технологического присоединения. Также Правилами установлено, что при предоставлении заявителем сведений и документов, указанных настоящими Правилами, исполнитель обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий. В целях проверки обоснованности отказа в выдаче технических условий, заявитель вправе обратиться в Федеральную антимонопольную службу.

Вместе с этим, Правилами не установлен порядок в соответствии с которым, антимонопольная служба будет проверять обоснованность или необоснованность технологического присоединения, давать заключение об обоснованности (необоснованности) отказа в выдаче технических условий, что является существенной недоработкой Постановления №1314.

Члены Совета приняли активное участие в обсуждении  вышеуказанных вопросов и высказали свои замечания и предложения по данным Правилам.

Представитель ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» сообщил, что в данных Правилах не урегулированы вопросы, связанные с порядком поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. №549.

В частности в Правилах отсутствуют отсылочные нормы, регулирующие участие поставщика в процессе пуска газа, несмотря на то, что пунктом 2 Правил установлено, что "подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа. Таким образом, ущемляются права поставщика газа, вплоть до возможности бездоговорного отбора газа заказчиком при выполнении в соответствии с Постановлением №1314 подключения объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Начальник технического отдела ООО «Газпром трансгаз Уфа» в своем докладе выразил озабоченность некоторыми существенными недоработками Постановления №1314.

Так пунктами 56,57 Правил установлено, что заявитель направляет обращение об определении технической возможности подключения (технологического присоединения) в газотранспортную организацию в случае максимального расхода газа свыше 300 м3/час.

Однако потребление газа более 50 м3/час является весьма ощутимым для объектов газотранспортной системы, и в случае значений близких к 300 м3/час может достигать 10 % от проектной производительности многих газораспределительных станций.

Кроме того, такая ситуация порождает возможность юридического разделения крупных хозяйств с расходом газа свыше 300 кубов в час на более мелкие.

В итоге, отсутствие необходимых согласований с газотранспортной организацией приводит к возникновению потенциальных рисков подключения собственников к объектам газораспределительной системы, не имеющим соответствующего резерва пропускной способности, что может привести к срыву поставок газа существующим потребителям. Особенно остро эти обстоятельства могут проявиться в местах, где широко развиты тепличные хозяйства и другие направления среднего бизнеса с большими сезонными объемами газопотребления, снабжающиеся от ГРС с высокой степенью загрузки.

Другой, не менее важной проблемой является неэффективное использование существующих резервов энергетических ресурсов, так как в последнее время потребителями природного газа не выбираются значительные объемы лимитов, заявленные и утвержденные в ранее установленном порядке. Сложившаяся ситуация приводит не только к нерациональному использованию мощностей действующих газораспределительных станций, но и создает условия для ограничения подключения новых потребителей. В связи с этим возникает необходимость разработки нормативной базы, предусматривающей порядок прекращения срока действия неиспользуемых лимитов на природный газ, выделенных в соответствии с ранее действовавшими законодательными актами.

Особое внимание члены Совета уделили проблемам на рынке выполнения проектных и строительных работ по газификации.

В соответствии с данными Правилами работы по проектированию и строительству включены в перечень организационно-технических мероприятий по технологическому присоединению к сети газораспределения. Таким образом, оказанием данных услуг будут заниматься только газораспределительные организации.

Так, по мнению членов Совета, данные положения устраняют конкуренцию, а также приводят, в случае выбора подрядчиков газораспределительной организацией, к непрозрачным процедурам отбора. Организации с необходимыми допусками СРО, с аттестованными специалистами и сварщиками, с аттестованными проектировщиками, создающий отдельный рынок, больше не имеют права заключать договор с заказчиком и производить работы, к которым у них есть все необходимые допуски.

По итогам заседания члены Экспертного совета высказали однозначное солидарное мнение о том, что исполнение в полном объёме на территории Республики Башкортостан Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 №1314, приведёт к массе негативных последствий, как для потребителей услуг газоснабжения — граждан и юридических лиц, так и для поставщиков газа и исполнителей работ по проектированию, монтажу газопроводов.

В завершении заседания руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поблагодарила всех участников экспертного совета за активное участие в обсуждении актуальных вопросов и предложила представить в ФАС России все свои замечания и предложения по реализации данных Правил.

4. Решение, принятое по вопросу обсуждения

Решили обратиться в ФАС России с предложением об инициации изменении положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.

Дата проведения Совета: 
2 апреля 2014, 17:00