17 октября 2013 г. состоялось заседание Экспертного Совета по естественным монополиям по вопросу: «Развитие конкуренции на рынке электроэнергетики и его коммерческой инфраструктуры».

В заседании приняли участие постоянные члены Экспертного совета по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России, представители Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам, Министерства промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан, главы администраций  городов и районов республики, руководители территориальных сетевых организаций,  коммерческие организации, общественные объединения, представители средств массовой информации.

 

Во вступительном слове председатель Экспертного совета - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Акбашева З.Х. отметила, что вопрос развития розничного рынка электроэнергетики уже рассматривался на Экспертном совете  в рамках развития дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Рассматривая данную дорожную карту, было отмечено, что необходимо сделать инвентаризацию всех мощностей, а также моносетей и бесхозяйственных сетей. Также Министерством промышленности Республики Башкортостан было заявлено, что  и в республике разрабатывается дорожная карта. Однако пока неизвестно  в какой стадии она находится: принята или нет. Наверное, ведомство, на которое возложено руководство данной отраслью внесет ясность.  Также  Акбашева З.Х. подчеркнула, что тема стратегических перспектив развития электросетевого комплекса является весьма актуальной в свете принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 511-р об утверждении «Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации», а также принятия распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 №2579-р об утверждении Дорожной карты «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», предусматривающего мероприятия, направленные на развитие конкуренции. Стратегической целью политики развития энергетических рынков является устойчивое удовлетворение спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции. Антимонопольный контроль за действиями участников в сфере электроэнергии остается одним из важнейших инструментов приведения отношений субъектов рынков в соответствие с законом, формирования практики недискриминационного доступа потребителей к услугам доминирующих субъектов и субъектов естественных монополий в электроэнергетике, а также обеспечения стабильности ценовой ситуации на соответствующих рынках. В первую очередь, сфера электросетевого хозяйства должна быть направлена на обеспечение надежности, второе условие  - качество, третье -  прозрачность и доступность отметила Акбашева З.Х.

  

Главный государственный инспектор Башкортостанкого УФАС России  рассказала о мерах по борьбе с нарушениями условий конкуренции на рынках электроэнергии. Было отмечено, что в  сфере электроэнергетики самым распространенным типом нарушения по-прежнему остается нарушение антимонопольного законодательства сетевыми организациями при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и оказании услуг по передаче электрической энергии. Также особое внимание она уделила последствиям реализации распоряжения  Правительства Республики Башкортостан от 05.08.2013 № 1003-р о наделении ГАУ РНТИК «Баштехинформ»  статусом, уполномоченной организацией, осуществляющей управление электросетевым имуществом Республики Башкортостан в связи поступлением  обращений глав администраций, участников рынка по вопросу  передачи ГАУ РНТИК «Баштехинформ»  во временное пользование бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, находящихся на территории муниципальных образований в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.

 

Заместитель  министра  промышленности и инновационной политики РБ сообщил присутствующим, что при подготовке распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 05.08.2013 № 1003-р  Минпромом РБ проделана большая подготовительная работа: проводились совещания, экспертные советы с приглашением глав администраций и муниципальных унитарных предприятий, являющихся сетевыми организациями. В целях реализации первого этапа стратегии и для обеспечения устойчивости объединения ТСО решено провести на базе ГАУ РНТИК «Баштехинформ». Он также отметил, что это вынужденный и временный инструмент и обратил внимание, что основной проблемой, связанной с исполнением данного распоряжения является отсутствие учета  бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства. Сложность постановки на учет этих объектов состоит в том, что в бюджете муниципального образования отсутствуют финансовые средства для проведения этой работы и у республики их тоже  нет.

 

Руководитель ОАО «Башкомунэнерго»  отметил, что существует вопрос повышения  профессионализма и эффективности  управления предприятием муниципального ТСО.  Наиболее крупные  ТСО такие как Октябрьский, Туймазинский, Стерлитамакский могут себе позволить обучение, подготовку кадров. Это  важно поскольку зависит от того, кто как сможет обосновать свои затраты в тарифном органе. Также  он отметил, что солидарен с Минпромом РБ, что нужно искать какие-то варианты повышения эффективности управления и укрупнения тех, кто уже совсем на «боку лежит», но также указал на разногласие в отношении  автономного учреждения, которое вызывает много вопросов в своей юридической правильности. Надо позволить самим предприятиям создать свою профессиональную  команду  в виде общества, которая смогла бы сама себя укрупнять, решать кого с кем сливать, потом идти решать вопросы  по тарифному регулированию, это более длинный путь, но логичный.

 

Руководитель ООО «Башкирэнерго» считает  укрупнение  ТСО совершенно правильным шагом. Ни о какой конкуренции между сетями, как сказал представитель Минпрома,  речи идти не может. Единственное, что возникает – «конкуренция» за тарифы. Что касается бесхозяйных сетей - серьезнейшая проблема по всей стране. Есть механизм как эту проблему решать. На сегодняшний  день создано финансовое управление в лице «Баштехинформ», которое никак не влияет на улучшение состояния сетей, «Баштехинформ» становится финансовым  оператором. Все остальное - как было, так и остается. Если бы мы видели, что создается шаг, для того, чтобы потом была создана единая компания, и эта компания будет иметь у себя на балансе имущество и управлять  им по всей республике, учитывая единую техническую политику надежности и качества, то это нормальный шаг. Сегодня об этом речи даже не ведется. На сегодняшний день – это только финансовый оператор. Правильно собрать все мелкие ТСО в одну компанию, но когда понятен и прозрачен этот процесс.  Надо очень внимательно относиться к этому процессу в каждом конкретном случае. Также было высказано мнение компании по вопросу передачи в оперативное управление ГАУ РНТИК "Баштехинформ" линий высокого напряжения.

 

Руководители территориальных сетевых организаций г. Октябрьский и др. городов обратили внимание на сложности, возникшие из-за разности установленных тарифов Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам. Так как основным мотивом для объединения сетей, по их мнению, является надежда на установление  для ГАУ РНТИК «Баштехинформ» более высокого тарифа за передачу электрической энергии. Многие электросетевые предприятия находятся в финансово неблагополучном состоянии и вариант повышения тарифа для ГАУ РНТИК «Баштехинформ» является для них наиболее привлекательным, хотя муниципальные унитарные предприятия осознают, что они могут потерять статус сетевых организаций, и не получить тариф, деньги могут «крутиться» у финансового оператора, но многие также понимают, что установить необоснованно высокие тарифы нереально. Тем более Россия замораживает с 2014 г.  тарифы  естественных монополий.

 

Глава администрации городского округа город Стерлитамак сообщил присутствующим, что поддерживает идею объединения сетей на базе ГАУ РНТИК «Баштехинформ». А установление более высокого тарифа позволит заменить сети, вводить в эксплуатацию новые трансформаторные подстанции. Насильно в ГАУ РНТИК «Баштехинформ» никто не гонит, объединение должно быть добровольным. В заключаемых договорах необходимо предусмотреть возможность расторжения договора. В связи с возникновением риска продажи объектов электросетевого хозяйства, объекты передавать только на конкурсной основе.

 

Участникам Совета непонятно если передача на конкурентной основе, если никто никого не гонит - в чем же тогда суть постановления о передаче имущества согласно приложению в Баштехинформ.

 

В завершении заседания Председатель Экспертного совета - Акбашева З.Х. подчеркнула, что консолидация территориальных сетевых организаций должна происходить под воздействием экономических стимулов в связи с внедрением инструментов сравнительного анализа  и усиления требований к качеству  и надежности  при тарифном урегулировании. Нельзя ставить слепо единственную задачу - увеличение тарифов в кратном размере. Первая задача перед электросетевым комплексом  - это привлечение новых инвесторов. Необходимо стратегических инвесторов привлекать, прозрачно информируя их относительно  оптимальных форм их участия в развитии в электросетевом хозяйстве. Эффективность работы комплекса должно повышаться за счет привлечения эффективных собственников. Должно быть оптимально распределяться риски компании между потребителем и инвестором, ведь потребитель не выдержит предполагаемое ваше повышение.

 

 

У членов Совета создалось мнение, что  в республике  для реализации стоящих задач  перед электросетевым комплексом  не сформулирована  единая техническая политика, направленная на развитие комплекса. Целями единой технической политики должны быть определение основных технических направлений и унификация технических решений, обеспечивающих повышение надежности и эффективности, доступности функционирования электросетевого комплекса в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

 

Совершенно не изучена ситуация обеспечения консолидации всех объектов, в том числе путем заключения  с иными собственниками  договоров о порядке использования,  приобретения или аренда этих объектов. При этом такую задачу нужно решать поэтапно, не допуская социальной напряженности и резкого роста тарифов. Совершенно не изучена изменение географии спроса: как будет происходить  поддержка недозагруженных электрических сетей, компенсация части сетевых потерь, решение вопросов энергосбережения в изолированных энергорайонах.

 

         В результате обсуждения  члены Совета опять пришли к тем же выводам, что все предложения, которые были высказаны по развитию единого электросетевого хозяйства республики, должны быть изложены шаг за шагом в Дорожной карте «Развитие рынка электроэнергетики».