Защита конкуренции – ради будущего Башкортостана

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является членом Общественного Совета по улучшению инвестиционного климата при Президенте Республики Башкортостан. 18 октября 2013 года состоялось очередное заседание под председательством Президента Республики  Башкортостан Хамитова Р.З. В заседании принимал участие Уполномоченный при Президенте Российской         Федерации по правам предпринимателей Титов Б.Ю.

Акбашева З.Х. в ходе обсуждения вопроса «Развитие конкуренции и предпринимательства в Республике Башкортостан» внесла несколько предложений.

Акбашева З.Х. отметила: «…как показывает наша практика, причина в основном не только в муниципальных образованиях, далеко не в них. Президент Республики говорит одно, на самом деле все происходит наоборот, как будто органы власти республики не слышат. Не улучшает ситуацию с конкуренцией, когда предполагаемый инвестор приходит, получает тот лакомый кусочек, которого он хочет, может быть этот лакомый кусочек, еще кто-нибудь хочет. Почему власть, не может объявить публично на каких рынках, по каким программам будут выделены деньги, льготы, чтобы было это прозрачно, чтобы было возможно отобрать достойного, эффективного и прозрачно. Те программы, которые есть по развитию отдельных отраслей, почти все написаны под конкретные предприятия. Программы РАИП меняются постановлениями без публичного обсуждения под конкретные  предприятия, это не приносит пользы конкуренции, локомотивом экономической политики по созданию благоприятного экономического климата для предпринимательства является государственная функция защиты и развития конкуренции. Развитие конкуренции и поддержка предпринимательства должны дополнять друг друга в комплексе. Почему-то все обсуждения по улучшению инвестиционного климата сводятся к поддержке предпринимательства и льготам, гарантиям, фондам.

Предлагаю: программы по развитию рынков по всем отраслям переработать учитывая все проблемы защиты конкуренции;

- прекратить неформальные преференции;

- прекратить дискриминационный подход к оказанию государственных услуг, административная реформа не заканчивается только созданием Многофункциональных центров, какая разница нам откажут в положенных услугах в МФЦ или  прямо в администрации.

Власть совершенно не прозрачна, этим самым создаются условия не только использованию возможности власти в конкурентной борьбе, оно становится неотъемлемой частью конкуренции. Такая ситуация подавляет позитивную роль справедливой конкуренции, завышает издержки общества, экономики, вообще способствует несправедливому распределению доходов.

Запретить антиконкурентных действий органов власти при проведении торгов с целью повышения конкуренции, выбора более выгодного для государства контрагента, но и в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, создания рабочих мест. Социально-экономический эффект от широкого применения торгов приобретает особый характер в тяжелые для экономики времена. Так же при разработке программы предлагаю обратить особое внимание на создание рыночной инфраструктуры, т.е. схемы надежного обеспечения теплом, водой, электроэнергией, делая прозрачные точки присоединения, способствующие развитию системы рыночных договорных отношений, сегодняшняя ситуация не способствует привлечению инвестиций.

Для улучшения ситуации с конкуренцией хоть сколько-нибудь, предлагаю ввести показатель повышения ответственности министерств и ведомств за состояние конкуренции в отраслях и секторах экономики, в тех, которые они  курируют, а местных органов власти за состояние конкуренции на соответствующей территории».