Руководитель Башкортостанского УФАС России приняла участие в Заседании правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития предпринимательства

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является членом правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития предпринимательства.  Очередное заседание комиссии состоялось 26 сентября 2013 года с повесткой «О методах устранения административных барьеров, сдерживающих развитие конкуренции в Республике Башкортостан». Все выступающие говорили в основном о поддержке предпринимательства и об организации комплексной работы по безопасности предпринимательской деятельности.

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в своем выступлении говорила о «дорожной карте» Развитие конкуренции, что сегодня все хотят заниматься поддержкой предпринимательства, делить деньги, только не развитием конкуренции, вообще слово конкуренция не прозвучала от участников. Акбашева З.Х. сказала: «…государственная функция защиты и развития конкуренции является локомотивом экономической политики по созданию благополучного климата для предпринимательства. Развитие конкуренции и поддержка малого бизнеса нужно рассматривать в комплексе и в тесном взаимодействии с друг другом, в противном случаи последнее может оказаться неэффективным. Формирование современной системы экономических институтов предполагает меры по стимулированию конкуренции на рынке товаров и услуг, развитию рыночной инфраструктуры, решению многих других проблем в целях обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики. Прежде всего нужно обеспечить развитие конкурентной среды, как ключевой предпосылки формирования стимулов к инновациям и росту эффективности на основе снижения барьеров выхода на рынки, обеспечения равных условий конкуренции».

Она предложила «дорожную карту» о развитии конкуренции разрабатывать с учетом отраслевых особенностей рынков. Выделяя при этом отрасли имеющие преимущество на мировом рынке, рынке России, на рынке республики, выделяя отрасли имеющие иную специфику конкурентных отношений свойственную только данной отрасли. Исходя из этого нужно внести изменения во все программы, которые существуют в республике, их более сорока, почти все они написаны под конкретные субъекты и противоречат всем законам конкуренции. Все программы должны способствовать повышению прозрачности, недискриминационному  доступу к ограниченным природным ресурсам, должны быть направлены на развитие коммерческой инфраструктуры в сфере естественных монополий и способствовать развитию системы рыночных договорных отношений. Предложила разработать стандарты развития конкуренции в муниципальных образованиях республики, при этом внедрить показатели эффективности деятельности муниципальных  образований, в частности развития конкуренции.

В республике происходит ухудшение конкурентной ситуации. Очень широко используется практика неформальных преференций, создание искусственных барьеров, дискиминационный подход к оказанию государственных услуг, необоснованные заказные проверки, организация давления на бизнес посредством использования административных ресурсов. Сама возможность влияния на бизнес, вплоть до его уничтожения путем использования административных ресурсов, практически является определяющим фактом конкурентной среды, особенно для малых предприятий. Возможность органов власти широко используется в конкурентной борьбе и стали неотъемлевой частью. Это существенным образом ограничивает позитивную роль справедливой конкуренции, завышает издержки общества, экономики и вообще способствует несправедливому распределению доходов.

 Сегодня власть очень не прозрачная и поэтому на наш взгляд занимается огульной критикой некоторых достижений в области защиты конкуренции (например, критика 94-ФЗ), поэтому если эти вопросы не будут охвачены «дорожной картой» «Развитие конкуренции», тогда все останется формальной бумагой, а прозрачность власти является одним из основных частей административной реформы в Российской Федерации.