Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения

Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – возбуждено и рассмотрено 161 дело. Основные виды нарушений по статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции": необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами (47,3% выявленных нарушений статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции"), незаконное предоставление преференций (25,3%) и незаконное установление или взимание платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг (22,7%).

В 2012 году выросло количество обращений о признаках нарушения антимонопольного законодательства, основные темы поступающих обращений также связаны с предоставлением государственных и муниципальных услуг, взиманием дополнительной платы и документов, непредусмотренных законодательством при предоставлении таких услуг, нарушения при выделении земельных участков и т.д..

В 2012 году наблюдается тенденция увеличения числа нарушений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, что в, первую очередь, связано со вступлением в силу ряда положений Федерального закона №210-ФЗ, предусматривающих оказание  государственных и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления таких услуг и в соответствии с разработанными Перечнями государственных и (или) муниципальных услуг, изменением юридического статуса отдельных учреждений, то есть тенденция выявленных нарушений антимонопольного законодательства смещается в сторону нарушений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, в частности, при взимании платы, не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных или муниципальных услуг.

Остается актуальным соблюдение требований антимонопольного законодательства при предоставлении органами местного самоуправления и исполнительными органами республики земельных участков для целей жилищного строительства. Земельные участки, выделенные для вышеуказанных целей, предоставлялись без проведения торгов. Доля таких нарушений в 2012 году составила более 10% от общего количества таких дел.

В подготовленном проекте Стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации, предусматривается в качестве одного из направлений деятельности внедрение конкурентных правил в процедуры государственных закупок, а также в процедуры продажи государственного имущества.

Так, в ходе проведения мониторинга о количестве и площади земельных участков, предоставленных в собственность или в аренду для жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства Управлением установлены многочисленные факты предоставления земельных участков социально ориентированным некоммерческим организациям, созданным государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан, без проведения торгов в нарушением норм антимонопольного законодательства и статьи 30.1 Земельного кодекса. В рамках осуществления  взаимодействия с органами прокуратуры при выявлении признаков нарушения земельного законодательства при выделении земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства материалы мониторинга направлены в Прокуратуру РБ. В результате, Прокуратурой РБ приняты меры прокурорского реагирования.