В 2012 году злоупотребление доминирующим положением оставалось одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства

Злоупотребление доминирующим положением оставалось одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 59 дел. Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (22,6% выявленных нарушений злоупотребления доминирующим положением) и необоснованный отказ от заключения договора (17,9%).

Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 48% (в 2011 году – 55,6%), в сфере жилищно-коммунального хозяйства – 35,8% (в 2011 году – 14%).

Одно из изменений, внесенных "третьим антимонопольным пакетом" в Федеральный закон "О защите конкуренции", – предоставление права антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства - злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в навязывании невыгодных условий договора или необоснованном отказе от заключения договора.

В 2012 году выдано 41 предупреждение, исполнено 30 предупреждений, 7 предупреждений находятся в стадии исполнения, по 4 неисполненным предупреждениям возбуждены о нарушении антимонопольного законодательства.

При Башкортостанском УФАС России с 2008 года действует Экспертный Совет по естественным монополиям. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий.

В 2012 году состоялось 4 заседания Совета. На заседании Экспертного Совета обсуждены актуальные проблемы тепловой энергетики, проблемы надежности и качества теплоснабжения, выработки тепловой энергии в комбинированном режиме, тарифообразования и функционирования рынка теплоэнергии с учетом антимонопольных требований и с учетом изменений, вызванных принятием Закона о теплоснабжении. Указанные проблемы рассматривались через призму нарушений антимонопольного законодательства.

Новый Закон о теплоснабжении направлен на регулирование вопросов, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, определяет также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций. Определен порядок разработки и утверждения схем теплоснабжения.

На сегодняшний день в республике начата работа по разработке проектов схем теплоснабжения поселений, городских округов, например в г. Уфа, г. Кумертау, Дюртюлинском, Буздякском, Бураевском, Белебеевских районах.

Члены Совета и участвующие в работе приглашенные специалисты пришли к мнению, что главная задача на сегодняшний день - сделать рынок предоставления теплоэнергии прозрачным, тарифы - понятными населению, систему подачи и распределения тепла - надежной, функционирующей без сбоев.

На обсуждение Экспертного Совета выносились также вопросы соблюдения субъектами естественных монополий требований Федерального закона от 18 июля 2011 года №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также соблюдение УФПС РБ - филиалом ФГУП "Почта России" требований Федерального закона "О почтовой связи" в части  своевременной доставки почтовой корреспонденции.

Принятие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" способствует обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в закупках, проводимых отдельными юридическими лицами, развитию добросовестной конкуренции.

Многие субъекты естественных монополий разместили на официальных сайтах положение о закупках и осуществляют закуп товаров, работ, услуг в соответствии с законом. Однако, как показал проведенный мониторинг сайтов субъектов естественных монополий, отдельные предприятия еще не разработали положение о закупках.

Также в ходе обсуждения был рассмотрен вопрос о том, что хозяйствующие субъекты отдают предпочтение такому способу закупок, как запрос коммерческих предложений. Однако данный вид закупок согласно положениям о закупках организаций не является процедурой проведения конкурса, и заказчик имеет право отказаться от всех полученных ценовых предложений по любой причине, что, по мнению членов Совета, аннулирует принцип гласности размещения закупок в соответствии с Федеральным Законом № 223-ФЗ.

Предметом рассмотрения на заседании Экспертного Совета стали и проблемы на рынке установки приборов учета энергоресурсов, в том числе связанные с установкой приборов учета расходов газа.

Члены Экспертного совета и приглашенные участники заседания отметили, что основными проблемами на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов являются:

несоблюдение требований законодательства об установке приборов учёта (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства);

несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учёта собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям;

необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов;

разногласия между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета;

выбор подрядной организации по оснащению и эксплуатации приборов учета без конкурсных процедур;

установка приборов учета без уведомления собственников жилых домов о выборе подрядной организации.

в большинстве многоквартирных домов нет возможности индивидуального учета тепловой энергии в отопительных приборах, что связано с вертикальной разводкой стояков отопления, и учет технологически не осуществим.

Приборы учёта имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учёта должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.

Члены Экспертного Совета и приглашенные отметили, что на рынке установки и эксплуатации приборов учета энергоресурсов идет большое противостояние между участниками данного рынка, они не могут урегулировать разногласия между собой, в результате чего страдает граждане. Таким образом, все эти проблемы должны рассматриваться через антимонопольное регулирование.