Заработал «Третий антимонопольный пакет» по выдаче предупреждений и рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Одно из изменений, внесенных "третьим антимонопольным пакетом" в Федеральный закон "О защите конкуренции", – предоставление права антимонопольному органу выдавать хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства - злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в навязывании невыгодных условий договора или необоснованном отказе от заключения договора.

В 2012 году выдано 41 предупреждение, исполнено 30 предупреждений, 7 предупреждений находятся в стадии исполнения, по 4 неисполненным предупреждениям возбуждены о нарушении антимонопольного законодательства.

"Третий антимонопольный пакет" дополнил Федеральный закон "О защите конкуренции новой статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции, введенная в силу с 6 января 2012 года, устанавливает административную процедуру рассмотрения жалоб на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Процедура рассмотрения по срокам практически аналогична процедуре рассмотрения жалоб по закону о размещении госзаказов. 

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения. До рассмотрения жалобы по существу торги приостанавливаются.

Много жалоб поступает на действия конкурсных управляющих, на действия специализированных организаций при реализации арестованного имущества. Обжалуются действия организаторов торгов, которые устанавливают сжатые сроки подачи заявок на участие в конкурсе: 10 дней с момента публикации информации до подачи заявки. Данное положение противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, неоправданно ограничивает возможность потенциальных участников таких конкурсов сформировать необходимый пакет документов для подачи заявки и является барьером для участия в торгах. Обжалуются действия организаторов торгов по необоснованному не допуску к участию в торгах, по сокрытию информации о проводящихся торгах.

В случае признания жалобы обоснованной антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

В 2012 году рассмотрено 118 жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, признаны обоснованными 50 жалоб, выдано 36 предписаний, из которых исполнено 26 предписаний.