Анализ изменения уровня цен на продовольственных рынках на 14.03.2011

Анализ динамики цен на отдельные виды социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Башкортостан за февраль-март 2011 года, показал, что ситуация на агропродовольственных рынках характеризуется значительным замедлением роста цен. На некоторые продукты питания цены снизились. Такая ситуация в Республике Башкортостан протекает в русле общероссийской тенденции: предварительные оценки Росстата указывают на замедление инфляции - до 0,8% в феврале 2011 года: с 22 по 28 февраля потребительские цены выросли на 0,11%, что стало минимальным значением с конца августа 2010 года. Медленнее стали расти цены на продовольствие. К концу месяца (с 22 по 28 февраля) рост цен замедлился до 0,1% - самый низкий показатель с начала года.

В то же время за отчетный месяц в среднем по Республике Башкортостан наблюдается рост цен на картофель (5,6%), крупа гречневая (5,1%), пшено (7,3%), лук репчатый (8,2%) и капуста (8,5%). Рост цен обусловлен сокращением предложения в связи со снижением урожая вследствие неблагоприятных погодных условий. Рост цен на плодоовощную продукцию обусловлен поступлением в продажу новой партии более дорогого товара из Голландии, Израиля, Египта. Рост потребительских цен на пшено, помимо погодных условий, объясняется ростом цен на товары-субституты (гречка, картофель).

В феврале-марте 2011 года минимизировался рост цен на говядину, масло подсолнечное, яйца куриные, сахар-песок. Рост цен на мясо замедлился благодаря проведенным в феврале сельскохозяйственным ярмаркам, на которых желающие смогли закупить мясо непосредственно у сельхозтоваропроизводителей. По оценке участников рынка реализации продовольственных товаров, в период Великого поста, который в этом году начался в первой декаде марта, вероятно некоторое снижение общего потребления мяса и мясных изделий населением, в связи с чем в этот период возможно незначительное снижение цен на мясо.

На 28.02.2011 зафиксировано снижение цен по сравнению с 21.02.2011 на масло сливочное, мясо кур, рыбу замороженную неразделанную, картофель.

Как показал мониторинг цен за февраль-март 2011 года, в анализируемый период по данным, представленным хозяйствующими субъектами - ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов», ОАО «Стерлитамакский хлебокомбинат» наблюдается понижение отпускной цены на муку высшего сорта. По данным, представленным ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов» на 02.03.2011, по сравнению с данными по состоянию на 14.02.2011 следует, что комбинат снизил отпускную цену на муку высшего сорта на 2,8%, на муку 1 сорта – на 4,4%, на муку 2 сорта – на 1,9%. Сеть магазинов «Полушка» сразу отреагировала и за период с 14.02.2011 по 09.03.2011 снизила розничную цену на муки высший сорт торговой марки «Домовито» (ОАО «Уфимский комбинат хлебопродуктов»).

В тоже время произошло увеличение закупочной цены на зерно – пшеницу мягкую 3 класса (23-25% клейковины). По сравнению с 14.02.2011 ООО «Русское зерно» увеличило за 14 дней цену на зерно на 14,96%.

С 01.03.2011 в сети магазинов «Полушка» выросли цены на хлеб. Рост цены связан с повышением оптовых цен поставщика хлебопродуктов – ОАО «Уфимский хлебзавод № 7». Процент изменения в сторону увеличения варьируется от 11,06%-11,11%.

Учитывая, что повышение отпускных цен коснулось и социально-значимых сортов хлеба, торговая сеть «Полушка» уменьшила торговые надбавки: на хлеб ржано-пшеничный дачный новый – на 0,41%; на хлеб крестьяниновский формовой – на 0,38%; на хлеб дарницкий подовый - 0,27%.

Розничные цены на молоко цельное пастеризованное 2.5-3,2% жирности остаются стабильными - 27,7 руб/л. В торговых сетях цена молока «Веселый молочник» (ОАО «ВБД») и «Даренка» (ЗАО «Аллат») 2,5% жирности с начала года не изменялась, цена молока «Веселый молочник» (ОАО «ВБД») и «Даренка» (ЗАО «Аллат») 3,2% жирности незначительно возросла (на 3%).

В отчетном периоде самые высокие цены на отдельные виды социально значимых продуктов питания зафиксированы в городах: Уфа, Баймак, Сибай, Белорецк.

Мониторинг цен на социальные продукты питания показал, что цены на рынках и в магазинах «шаговой доступности» выше, чем в торговых сетях, что связано, вероятно, с участием большинства розничных сетей в акции «Социальная корзина», принципом которой является не превышение размера 10% торговой надбавки на утвержденный список социально значимых продовольственных товаров.

По результатам ежедневного мониторинга оптовых и розничных цен на нефтепродукты, проводимого Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан на основании поручения Правительства Российской Федерации и в соответствии с заданием ФАС России, установлено, что средние розничные цены снизились на моторное топливо у хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива в географических границах города Уфа за период с 15.02.2011 по настоящее время на А-80 – 4,50%, АИ-92 – 4,30%, АИ-95 – 4,00%, ДТ 5,06%.