3 августа 2009 года в 15 часов в информационном агентстве "Башкинформ" планируется проведена пресс-конференции руководителя Башкортостанского УФАС России Акбашевой Зульфиры Хабибулловны, посвященная принятию "второго антимонопольного пакета" законов

Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев в июле 2009 года подписал "второй антимонопольный пакет" законов: Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17.1 и 53 Федерального закона "О защите конкуренции", Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (в статью 178 УК РФ).


Внесенные изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции" предусматривают, в частности,
право признания положения хозяйствующего субъекта доминирующим, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 процентов при определенных условиях;
использование при определении монопольно высокой цены товара как затратного метода исследования (оценка суммы необходимых для производства товара расходов и прибыли), так и "метода сопоставимых рынков" (сравнение с ценой, установленной в условиях конкуренции на сопоставимом рынке). В качестве оценки монопольно высокой цены также может использоваться "ретроспективный метод", позволяющий проанализировать изменение структуры затрат на производство и реализацию товара в течение определенного периода;
регламентация порядка проведения антимонопольными органами плановых и внеплановых проверок соблюдения антимонопольного законодательства;
проведение внеплановых проверок без предварительного уведомления проверяемого лица о ее проведении в целях повышения эффективности раскрытия соглашений, ограничивающих конкуренцию (картелей);
введение понятия государственных или муниципальных преференций и установление целей и порядка их предоставления;
изменение статьи 17.1, которой установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества – заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, перечень которых установлен указанной статьей;
установление трехлетнего пресекательного срока по делам о нарушении антимонопольного законодательства.


Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введено в КоАП РФ ряд составов административных правонарушений в сфере размещения государственного или муниципального заказа, обеспечивающих повышение эффективности проведения торгов и защиту субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в таких торгах.


В частности, установлена административная ответственность за:
неразмещение заказов на поставки товаров, оказание услуг у субъектов малого предпринимательства;
нарушение сроков возврата денежных средств и прав участников торгов на электронной площадке;
продолжение действий по размещению заказа, если размещение такого заказа приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уклонение должностного лица заказчика от заключения государственного или муниципального контракта;
непредставление сведений о заключении государственного или муниципального контракта.
Внесенные изменения предусматривают ответственность должностных лиц органов власти и органов местного самоуправления за действия по ограничению конкуренции (статья 14.9 КоАП РФ) – штрафные санкции либо дисквалификацию на срок до трех лет.


Внесены изменения в статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушение антимонопольного законодательства, в частности,
увеличены размеры штрафов за злоупотребление доминирующим положением на рынке (до пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц);
увеличены размеры штрафов за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений (до пятидесяти тысяч рублей на должностных лиц);
введены новые составы административных правонарушений:
координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов, недопустимая в соответствии с антимонопольным законодательством;
заключение государственными органами и органами местного самоуправления соглашение, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством;
нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии, розничных рынков электрической энергии (статья 9.15 КоАП РФ).

Изменения в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации касаются ответственности за ограничение конкуренции. По словам Президента Российской Федерации, в поправках к Уголовному кодексу содержатся очень жесткие санкции, предусматривающие до 6 лет лишения свободы за ограничение конкуренции. "Это беспрецедентная мера. У нас этого не было, и поэтому нужно, чтобы следственные органы научились этим пользоваться, чтобы это не превратилось в сведение счетов с неугодными", - пояснил глава государства.


"Мы благодарны Правительству, Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию Российской Федерации за оперативное принятие поправок, составляющих "второй антимонопольный пакет". Полагаю, что применение данных поправок на практике будет способствовать поддержание благоприятной конкурентной среды в стране", - отметил руководитель ФАС России И.Ю. Артемьев.