28 января 2009 года в 11.00 в агентстве "Башинформ" состоится пресс-конференция по вопросам итогов деятельности управления в 2008 году.

В соответствии с возложенными полномочиями по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан в 2008 году возбуждено и рассмотрено 1413 дел (в 2007 году - 738 дел) по признакам нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, о размещении заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, дел об административных правонарушениях.


При осуществлении контроля экономической концентрации на товарных и финансовых рынках рассмотрено 2240 ходатайств и уведомлений. В Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по состоянию на 01.01.2009, включено 169 хозяйствующих субъектов Проведен анализ состояния конкурентной среды на 20 товарных рынках, рассмотрено более 650 обращений граждан, управление участвовало в более чем 200 заседаниях судов различных инстанций.
В 2008 году возбуждено и рассмотрено 421 дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства. По инициативе управления возбуждено 67 процентов дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства, остальные дела возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений.


Нарушение антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления остается распространенным видом нарушения – 49% возбужденных дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. В отраслевом разрезе по прежнему преобладают дела по фактам нарушений при проведении операций с недвижимым имуществом (включая вопросы предоставления земельных участков).


Одной из наиболее значимых новаций Федерального закона "О защите конкуренции" является определение понятия государственной помощи и регламентация порядка предоставления государственной помощи. В 2008 году рассмотрено 344 ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной помощи на цели развития культуры, производства сельскохозяйственной продукции, социального обслуживания населения. В 222 случаях приняты решения об удовлетворении ходатайств о предоставлении государственной и муниципальной помощи.


Злоупотребление доминирующим положением остается одним из распространенных нарушений антимонопольного законодательства – возбуждено и рассмотрено 33 дела.

Среди выявленных фактов злоупотребления доминирующим положением наиболее характерные нарушения: навязывание невыгодных условий договора (45% возбужденных дел по фактам злоупотребления доминирующим положением), необоснованное сокращение или прекращение производства товара, нарушение порядка ценообразования.


Реформа жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики, установление новых правовых взаимоотношений между субъектами соответствующих рынков явилось причиной сохранения высокой доли нарушений в электроэнергетике в объеме всех дел по фактам злоупотребления доминирующим положением (доля нарушений в электроэнергетике составила 57%).


Выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий государственных органов и хозяйствующих субъектов – одно из приоритетных направлений деятельности антимонопольного органа. В 2008 году возбуждено и рассмотрено 6 дел по выявленным фактам запрещенных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов и 80 дел – по выявленным фактам согласованных действий государственных органов, выданы предписания об устранении нарушений.
При осуществлении государственного контроля за соблюдением установленных законодательством особенностей отбора финансовых организаций выявлено 41 нарушение, выданы предписания о прекращении нарушения законодательства.


В рамках осуществления полномочий по контрою за соблюдением антимонопольных требований к торгам в 2008 году возбуждено и рассмотрено 15 дел, Нарушения выразились в необоснованном ограничении доступа к участию в торгах.


Федеральный закон "О защите конкуренции" в 2008 году дополнен статьей 17.1, которой установлены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества - заключение договоров только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров. В 2008 году по фактам нарушения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества возбуждено и рассмотрено 13 дел.


Результаты работы по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции показывают, что основная форма недобросовестной конкуренции - введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества и количества товара или его изготовителей. В 2008 году возбуждено и рассмотрено 11 дел по фактам недобросовестной конкуренции.


При осуществлении государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе в 2008 году возбуждено и рассмотрено 225 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в результате рассмотрения дел выдано 97 предписаний о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы пива, алкогольной продукции, медицинских услуг, несоблюдения общих требований при рекламе финансовых услуг.


В 2007 году образован и действует Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России. Состав Экспертного Совета сформирован из представителей государственных органов, научных и учебных организаций, конфессий, специалистов в отдельных областях знаний. В 2008 году на заседаниях Совета обсуждены вопросы использования образов полуобнаженных женщин и мужчин в рекламе различных товаров; использования в рекламе компьютерной и бытовой техники всемирно известных произведений искусства в качестве средства привлечения внимания к объектам бытовой техники, при этом в картины внесены дополнения в виде изображения различных предметов бытовой техники и размещены ценники.


В связи с проводимыми реформами в сферах деятельности естественных монополий и значительными изменениями законодательства, регулирующих отношения в этих сферах создан Экспертный Совет по естественным монополиям при Башкортостанском УФАС России. Основной целью Совета является обеспечение эффективного взаимодействия антимонопольного органа с иными федеральными органами исполнительной власти, республиканскими органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами по вопросам равного доступа к товарам и услугам, производимым субъектами естественных монополий. В 2008 году состоялось 2 заседания Совета, на которых обсуждены вопросы завершения первого этапа реформирования энергетики; состояния розничного рынка электроэнергии в республике; задачи антимонопольного органа по антимонопольному контролю и особые виды контроля, осуществляемые антимонопольным органом.


В 2008 году возбуждено и рассмотрено 417 дел об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях, из них 138 дел – за нарушение законодательства о размещении заказов, 181 дело – за нарушение законодательства о рекламе, 14 дел – за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках, 53 дела – за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, 9 дела – за нарушение порядка ценообразования. Общая сумма наложенного штрафа составила более 118 млн. рублей.


В соответствии с возложенными полномочиями по осуществлению контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд Башкортостанским УФАС России в 2008 году рассмотрена 301 жалоба на действия (бездействия) заказчика, конкурсной комиссии, специализированной организации, что в 2 раза больше, чем в 2007 году. Поступило 34 материала на согласование о размещении заказов у единственного поставщика, 32 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрено 349 дел по нарушениям Закона о размещении заказов.


Согласно плану мероприятий по контролю за выполнением требований статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в 2008 году проведены 132 камеральные проверки деятельности хозяйствующих субъектов, совмещающих куплю – продажу электроэнергии с деятельностью по передаче электрической энергии по своим сетям, на предмет принятия решений об их принудительной реорганизации.


В результате проверок было установлено:
73 хозяйствующих субъекта отказались от деятельности по купле-продаже электроэнергии в пользу гарантирующего поставщика;
54 хозяйствующих субъекта формально соблюдают запрет на совмещение видов деятельности в электроэнергетике - объемы электрической энергии, ежемесячно передаваемые этими хозяйствующими субъектами по принадлежащим им электрическим сетям другим лицам, не превышают объемы ежемесячного собственного потребления электрической энергии при этом поставщиками плата за транспортировку электрической энергии не взимается. Таким образом, на эти хозяйствующие субъекты, не распространяются требования статьи 6 Закона №36-ФЗ;
в отношении 5 хозяйствующих субъектов возбуждены дела по статье 6 закона №36-ФЗ. При этом, одному из них: выдано решение о принудительной реорганизации. По двум - дело отложено, так как у хозяйствующих субъектов имеется по одному субабоненту, которые сами изъявили желание перейти на прямые расчеты за потребленную электрическую энергию к гарантирующему поставщику, три прекратили нарушение статьи 6 закона в ходе рассмотрения дел.


Два хозяйствующих субъекта исполнили решения о разделении путем реорганизации. В связи с чем, в 2008 году иски о принудительной реорганизации хозяйствующих субъектов, совмещающих виды деятельности в электроэнергетике, Башкортостанским УФАС России не подавались.


Вопиющим фактом недобросовестной конкуренции является навязывание невыгодных условий по оплате за коммунальные услуги при этом основным аргументом давления на потребителя услуг является угроза отключения энергоустановок субъектов малого бизнеса от электроэнергии. В качестве аргумента "вразумления" выступает рубильник. Подобные факты имеются в городе Уфе, Нефтекамске и относятся они к отношениям собственников имеющих долевую собственность – торговые комплексы, деловые центры.


Не соблюдение запретов, установленных законодательством в части совмещения транспортировки и купли-продажи электрической энергии также порождают нарушения антимонопольного законодательства, которые приводят к нарушению прав малых предприятий. При этом пресловутый "рубильник" также аргументом в споре за бизнес, землю, помещения.


Антимонопольному органу в своей работе по контролю соблюдения субъектами естественных монополий антимонопольного законодательства довольно часто приходится сталкиваться с фактами подобных действий. К примеру, крупная фирма в борьбе за земельный участок, прилегающий к ее территории готова сознательно нарушить, и нарушила запреты установленные законом о защите конкуренции. Неправомерно отключила потребителю электроэнергию, который имеет договор на электроснабжение с гарантирующим поставщиком. В обоснование своих действий было заявлено, что оборудование, посредством которого осуществлялось электроснабжение потребителя, вышло из строя и было демонтировано. Подобные действия привели к нарушению требований закона, интересов потребителя, а также интересов гарантирующего поставщика поскольку он теряет часть доходов от реализации электроэнергии. Циничность нарушения усугубляется тем, что для достижения поставленной цели и придания законности своим действиям нарушитель вовлек в противоправные действия отдельных работников контролирующих органов. Антимонопольный орган выдал предписание об устранении допущенного нарушения, потребовал восстановить электроснабжение, но у ответчика есть право обратиться в суд и оспорить наше решение и предписание. И здесь уже основную роль будет играть время, справедливое решение суда и способность потребителя выжить в сложных для него условиях.


В рамках создания благоприятных условий для подключения к электрическим сетям субъектов малого предпринимательства считаем разработку сетевыми компаниями инвестиционные программы согласованные с органами местного самоуправления.
Башкортостанским УФАС России в рамках мониторинга за реализацией приоритетных национальных проектов проводится работа по контролю соблюдения антимонопольного законодательства и законодательства о размещении заказов.


Башкортостанское УФАС России в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье – гражданам России", по поручению Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 05.10.2006, продолжает мониторинг выделения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления земельных участков для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Практически все администрации муниципальных образований Республики Башкортостан предоставляют земельные участки по результатам проведенных аукционов. Однако при проведении аукционов допускаются процедурные нарушения, в части установления незаконно расширенного перечня документов, подаваемых для участия в аукционе, не предусмотренного Земельным Кодексом РФ, что влечет ограничение доступа к участию в торгах и является нарушением Федерального закона "О защите конкуренции". В 2008 году Башкортостанским УФАС России возбуждено 12 дел по выявленным фактам процедурных нарушений проведения земельных аукционов, нарушения подтвердились, выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.


Башкортостанским УФАС России в 2008 году проводилась значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены "круглые столы", семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд; более 183 материалов о деятельности управления вышло в печатных СМИ и Интернет, сделано более 70 выступлений на радио и телевидении.


При Башкортостанском УФАС России создан Общественно-консультативный совет. В состав Общественно-консультативного совета вошли представители: Башкортостанского УФАС России, Башкирского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, Союзов предпринимателей Салаватского, Калтасинского, г.Белебея и Белебеевского района Республики Башкортостан, Башкирской Торговой Ассоциации, Союза организаций кредитной кооперации Республики Башкортостан, Совета Башкортостанского регионального отделения «ДЕЛОВАЯ РОССИЯ», Ассоциации предпринимателей г.Стерлитамака Республики Башкортостан, Ассоциации организаций предпринимательства Республики Башкортостан, Союза работодателей Республики Башкортостан.


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2008 года № 510 "О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба назначена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.


Для реализации новых полномочий в антимонопольной службе создано новое подразделение - управление контроля иностранных инвестиций, первоочередная задача нового управления - в кратчайшие сроки создать необходимые механизмы по контролю соблюдения законодательства об иностранных инвестициях на всей территории России.


В 2008 году ФАС России впервые в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" представил Правительству РФ ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации.


Опыт применения антимонопольного законодательства в Российской Федерации, реализация экономических и правовых реформ, активные процессы перелива капитала, обострение конкурентной борьбы на фоне процессов глобализации ставят новые задачи перед антимонопольными органами.


Среди приоритетов работы ФАС России названы:
усиление работы по контролю за антиконкурентными действиями органов власти;
разработка нового, современного и эффективного закона о естественных монополиях;
активизация расследования картелей совместно с правоохранительными органами.


В 2008 году продолжилось формирование практики применения Федерального закона "О защите конкуренции", Федерального закона "О рекламе", Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".


11 января 2009 года Правительство Российской Федерации в установленном порядке внесло в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", в связи с принятием Федерального закона "О защите конкуренции", разработанные Федеральной антимонопольной службой Положения, предлагаемые законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. Подержанные Правительством Российской Федерации предложения ФАС России по изменению Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части применения к государственным и муниципальным служащим мер административной ответственности в виде дисквалификации, а также установление ответственности должностных лиц органов государственной и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства нашли отражения в законопроектах.


Нашла поддержку инициатива повышения пороговых значений активов организаций или их оборота для целей осуществления контроля экономической концентрации. При этом предварительное согласование потребуется в случае, если суммарная стоимость активов приобретателя превышает 7 млрд. руб. или оборот такого лица превышает 10 млрд. руб. Это существенно снизит административное воздействие на многие компании малого и среднего бизнеса. Исключается необходимость предварительного согласования в рамках контроля экономической концентрации сделок по приобретению земельных участков, зданий, строений, объектов незавершенного строительства.


Также уточнены положения статьи 11 Закона о защите конкуренции в части ее применения к "вертикальным" соглашениям хозяйствующих субъектов.


Руководитель ФАС России Игорь Артемьев отметил, что "указанные предложения позволят существенно снизить административную нагрузку на средний бизнес и позволит антимонопольным органам сосредоточиться на серьезных нарушениях антимонопольного законодательства".