Обобщенные итоги рассмотрения анкет, вопросов и предложений из анкет по результатам публичных обсуждений

04 декабря 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за III квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

В завершении мероприятия участникам предлагалось заполнить специальные анкеты.

Общее количество участников составило более 50 человек, заполнено 54 анкеты (100% участников).

Присутствующим было предложено ответить на вопрос: «насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию» (оценка от одного до пяти баллов):

По итогам анализа анкет, в части соответствия мероприятия

- по тематической направленности  общий балл составил - 4,9 балла.

- по программе  общий балл составил – 4,9 баллов.

- по квалификации выступающих  общий балл составил – 4,85 баллов.

- по организации мероприятия  общий балл составил – 4,98 балла.

Таким образом, средняя оценка по всем показателям составила  – 4,90 (при максимуме в 5 баллов).

Анкетируемые единогласно выразили мнение о необходимости проведения подобных мероприятий.

 

При позиционировании для всех контрагентов одинаковых цен по договорам, 100% предоплаты на условиях самовывоза, будет ли нарушением антимонопольного законодательства предоставление отсрочки платежа либо утверждение специальной цены предприятиям с большим объемом выборки?

Исходя из поставленного вопроса, то это гражданско-правовые отношения. Условия одинаковы для всех и не являются дискриминационными.

В случае поставки продовольственных товаров вопросы, связанные со способом определения цены товара, согласовываются сторонами договора по их усмотрению, но с соблюдением антимонопольных правил, установленных статьей 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 

Ответственность заказчиков по муниципальным и государственным контрактам.

Антимонопольный орган, в рамках своей  компетенции привлекает к административной ответственности заказчиков за нарушения Закона о контрактной системе по ст.ст. 7.30, 7.31, 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Отсутствие реестра недобросовестных заказчиков.

Антимонопольная служба России выступила с инициативой по внесению изменений в функционал Единой информационной системы, в том числе по формированию новых реестров.

 

Отсутствие доступного банка практик по государственному надзору в сфере антимонопольного законодательства.

База решений антимонопольных органов размещена на сайте ФАС России. Доступ к базе решений возможен также через сайт Башкортостанского УФАС России (в разделе главное – решения).

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность).

Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

 

Правомерно ли установления дополнительных баллов в конкурсной документации при проведении конкурса муниципалитетом для хозяйствующих субъектов, являющихся производителем продукции (если хозяйствующий субъект - производитель - 3 балла, если хозяйствующий субъект - не производитель - 0 баллов). Конкурс на размещение нестационарного торгового объекта в сезон (01 мая - 01 ноября).

Поставленные вопросы могут быть рассмотрены Комиссией антимонопольного органа в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", исходя из конкретных обстоятельств дела.

 

Правомерно ли бездействие администрации в том случае, если с победителем конкурса заключен договор, и он осуществляет свою деятельность, но при этом второй предприниматель (проигравший в конкурсе), осуществляет аналогичную деятельность рядом с победителем конкурса без договора с администрацией, но с устного согласия администрации, при этом при обращении по данному факту ссылается на ФЗ «О персональных данных» и невозможность их раскрыть в связи с отсутствием согласия, и как следствие, невозможности отвечать на обращение.

В соответствии со статьей 3 Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Таким образом, предприниматель (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) не является субъектом персональных данных, более того, в случае если лицо участвует в публичной процедуре торгов, то сведения о нем содержатся на официальных интернет ресурсах (местах) проведения таких торгов.

Кроме того, государственные и муниципальные органы в соответствии с нормами действующего законодательства удовлетворяют свои потребности в товарах, работах, услугах путем осуществления обязательных процедур торгов, кроме того, проведения торгов и заключение соответствующих договоров (контрактов) по ним является обязательным (за исключениями случаев установленных такими федеральными законами). Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности и оказание услуг, выполнение работ, поставка товара, аренда государственного/муниципального имущества, без заключения договоров, в соответствии с установленными Федеральным законодательством процедур, является неправомерным.

 

Если направить уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке по e-mail, будет ли это считаться надлежащим уведомлением? Можно ли начать отсчитывать 10 дней после того, как письмо по e-mail отправилось?

Согласно части 12 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

 

Если рассмотрение жалобы было остановлено, и она была возвращена, возможно ли подача новой жалобы по этому же делу с новыми подтверждениями нарушений закона?

Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, специализированной электронной площадке, но не позднее чем через пять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов. Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронной процедуре, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в электронной процедуре. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок осуществляется только в судебном порядке.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

Если жалоба, поданная в порядке статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции", была возвращена по основаниям части 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции или из-за отсутствия подписи заявителя, то после устранения допущенных ошибок, жалоба может быть подана в антимонопольный орган с учетом сроков, установленных частью 4, частью 5 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

 

Взаимодействует ли антимонопольная службы с другими органами (налоговая служба, полиция)? Каким образом ФАС взаимодействует с другими органами государственной власти в сфере антимонопольного законодательства?

Взаимодействие осуществляется в рамках полномочий, предусмотренных Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 (с изменениями и дополнениями, зарегистрированным в Минюсте России 24.08.2015 № 38653).

 

Как проходит процедура электронных торгов?

Проведение электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

Как часто антимонопольным органом проводятся проверки соблюдения антимонопольного законодательства?

Информация о планах проверок органов власти, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и о результатах проверок размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – планы и результаты).

 

Необходимо ли демонтировать рекламную конструкцию, если срок действия разрешения истек, если документы уже поданы в МФЦ на выдачу нового разрешения на эту же рекламную конструкцию?

При отсутствии нового договора, заключенного в установленном порядке, и разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на месте, на котором размещалась рекламная конструкция на основании ранее заключенного договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, такая рекламная конструкция должна быть демонтирована, в том числе в порядке, предусмотренном частями 10, 21, 21.1, 21.2, 21.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

 

Прошу пояснить, в каких случаях возможно получить в аренду помещение для занятия коммерческой деятельностью, не проходя процедуру торгов?

Основания заключения договора аренды помещения без проведения торгов предусмотрены п.п. 1–16 части 1, частью 3.1, частью 3.2, частью 9 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».

 

В рамках пункта 11 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (44-ФЗ) у заказчика (закупка у подразделений УИС) как с единственным поставщиком появляется возможность обойти конкурентные процедуры отбора поставщиков (заказчики с УИС заключают договоры на субподряд с «левыми» фирмами). Необходимо включить в пункт 11 обязанность лично осуществлять работы, услуги (это в основном по стройке).

ФАС  России выступила с инициативой по внесению изменений в указанной части.

 

Каким образом размещать информацию об исполнении контракта: по мере поступления акта об исполнении, затем платежный документ или достаточно отразить информацию об исполнении контракта единовременно (ПП+акт)? Обязательно ли размещать документы о приемке (пункт 13 статьи 103 44-ФЗ) каждый раз при подписании данного документа?

В течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.

 

Предложения:

Создание единого банка прецедентов в сфере соблюдения антимонопольного законодательства. Консолидирование единообразной практики применения антимонопольного законодательства.

База решений антимонопольных органов создана и размещена на сайте ФАС России. Доступ к базе решений возможен также через сайт Башкортостанского УФАС России (в разделе главное – решения).

 

Усиление взаимодействия между контролирующими органами и прокуратурой.

Взаимодействие осуществляется в рамках соглашения о порядке взаимодействия прокуратуры Республики Башкортостан и Башкортостанского УФАС России.

Взаимодействие осуществляется, в частности, путем обмена информацией о фактах нарушения антимонопольного законодательства, законодательства в сфере размещения заказов; обмена методическими рекомендациями; проведения совместных проверок; участия в работе межведомственных комиссий.