Обобщенные итоги рассмотрения анкет, вопросов и предложений из анкет по результатам публичных обсуждений

22 мая 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за II квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

В завершении мероприятия участникам предлагалось заполнить специальные анкеты.

Общее количество участников составило более 100 человек, заполнено 100 анкет (100% участников).

Присутствующим было предложено ответить на вопрос: «насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию» (оценка от одного до пяти баллов):

По итогам анализа анкет, в части соответствия мероприятия

- по тематической направленности  общий балл составил - 4,96 балла.

- по программе  общий балл составил – 4,9 баллов.

- по квалификации выступающих  общий балл составил – 4,95 баллов.

- по организации мероприятия  общий балл составил – 4,89 балла.

Таким образом, средняя оценка по всем показателям составила  – 4,93 (при максимуме в 5 баллов).

Анкетируемые единогласно выразили мнение о необходимости проведения подобных мероприятий.

 

Предложения по совершенствованию антимонопольному законодательства Российской Федерации:

Необходимо предусмотреть в Законе "О защите конкуренции" норму о возмещении убытков, причиненных хозяйствующему субъекту нарушением антимонопольного законодательства.

Согласно части 3 статьи 37 Федерального закона "О защите конкуренции" лица, права и интересы которых нарушены в результате нарушения антимонопольного законодательства, вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд с исками, в том числе с исками о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков, включая упущенную выгоду, возмещении вреда, причиненного имуществу.

Президиумом ФАС России даны разъяснения от 11 октября 2017 года № 11 по определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства (утверждены протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 20).

Проводить подобные мероприятия по более узкой направленности (в рамках одного закона).

В рамках реализации Реформы контрольно-надзорной деятельности с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственногоконтроля (надзора) и муниципального контроля". Башкортостанским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

В информации о предстоящем мероприятии указываются, какие вопросы планируется обсудить на мероприятии более подробно. Анонс о предстоящем мероприятии и информация о проведенных публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики размещаются на сайте управления. В публичных обсуждениях могут принять участие все желающие, в анонсах указываются адреса электронной почты и факса, по которым можно направить вопросы и предложения по обсуждаемым темам. Осуществляется online-трансляция Вконтакте.

Ужесточить наказание за нарушение антимонопольного законодательства РФ.

В соответствии с действующим законодательством за нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная.

Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность (статья 178 Уголовного кодекса РФ).

Установить единые тарифы по субъекту РФ исходя из климатических условий, средней з/п населения и фактически потребленном ресурсом и т.д.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. У территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Добавить к полномочиям ФАС возможность устанавливать максимальную цену за литр топлива, которые не могут повысить нефтяные компании.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Предлагаю выработать четкие критерии признания «дробления» закупок неправомерным.

Действующим законодательством установлены все необходимые ограничения и разработаны соответствующие требования, позволяющие осуществлять закупки как конкурентным способом, так и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Мониторинг основных сфер общественной жизни (например, установка оборудования оператора связи многоквартирных домах).

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положению о территориальном антимонопольном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, данные вопросы не относятся к полномочиям антимонопольного органа.

Проведение глубокого анализа населения, кому, что нужно и предоставить желаемое населению.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" (зарегистрировано в Минюсте России 24.08.2015 № 38653), данные вопросы не относятся к полномочиям антимонопольного органа.

Более жесткое регулирование рынка нефтепродуктов и защита субъектов малого предпринимательства от доминирующих субъектов.

Более жесткие меры могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Реформа тарифного регулирования (т.е. унификация тарифного регулирования) – индексация цен (тарифов) на товары на уровне, не превышающем уровень инфляции.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. У территориального органа отсутствуют полномочия по внесению в Правительство Российской Федерации проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд.

Такой контроль осуществляется в соответствии с Законом о защите конкуренции, предусматривающий, в том числе ответственность за нарушение антимонопольных требований при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Тщательность проверок.

В соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями), территориальный антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки. Информация о планируемых проверках, результаты проверок размещается на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – планы и результаты).

Более регламентировать нормы каталога товаров, работ и услуг в ЕИС.

Управление не наделено полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Реклама в интернете.

Вопросы размещения рекламы регулируются Федеральным закономот 13.03.2006 № 38-ФЗ«О рекламе». При размещении рекламы необходимо учитывать общие требования к рекламе, а также установленные особенности отдельных способов распространения рекламы (рекламы в телепрограммах или телепередачах, в радиопрограммах или радиопередачах, рекламы, распространяемой по сетям электросвязи и др.) и специальные требования к рекламе отдельных видов товаров, к которым относятся: реклама алкогольной продукции (в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), реклама лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, методов профилактики диагностики, лечения и медицинской реабилитации, методов народной медицины; реклама финансовых услуг и финансовой деятельности, в том числе реклама, связанная с привлечением денежных средств долевого строительства; реклама ценных бумаг.

Согласно статье 2 Федерального закона "О рекламе" настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

Внесение платы в случае подачи жалобы на действия заказчика, данная мера снизить количество "искусственных" жалоб, направленных участниками размещения заказа лишь с целью срыва закупки.

Согласно Положению о территориальном антимонопольном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденному приказом ФАС России от 23.07.2015 № 649/15, установление такой платы выходит за рамки компетенции контрольного органа.

 

Вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства:

Основные тенденции в сфере антимонопольного права в 2019 году?

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

Вопросы правоприменительной практики - деятельность естественных монополий; государственные закупки; взаимоотношения между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности в конкурентных условиях (обеспечение конкуренции). Несоблюдение антимонопольного законодательства субъектами (хозяйствующими субъектами).

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

В разных районах Республики Башкортостан различные тарифы ЖКХ, в соседних районах тарифы различаются в 2-3 раза. Тарифы в РБ больше чем в Москве и Московской области. Какие пути решения этой проблемы?

Указанный вопрос не входит в компетенцию территориального органа ФАС России.

В ноябре 2018 года было подписано соглашение между нефтяными компаниями, МинЭнерго и ФАС о стабилизации цен на топливо. Данное соглашение не соблюдается, в итоге продолжается рост цен на топливо. Какие пути решения будет принимать ФАС?

У нас нет информации, что соглашение не исполнялось. Срок действия соглашения был установлен до 31.03.2019. Соглашение предусматривало повышение цен на автомобильное топливо в пределах, установленных фиксированных Правительством Российской Федерации. В Республике Башкортостан оно строго выполнялось всеми участниками рынка, как на оптовом, так и на розничном рынках реализации автомобильного топлива.

Злоупотребление заказчиком по 44-ФЗ, выраженное в «дроблении» закупок, т.е заключение контрактов на сумму менее 100 т.р. (400 т.р.) с одним поставщиком. А если 2 поставщика и заказчик их меняет, но в целом заключаются контракты только с двумя поставщиками?

Целями регулирования Закона о контрактной системе являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Необходимо отметить, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Проведение конкурентных процедур определения (поставщика, подрядчика, исполнителя) является способом осуществления закупки, обеспечивающим открытость и прозрачность выбора контрагента для заключения государственного (муниципального) контракта, широкий доступ неопределенного круга лиц - участников соответствующего рынка к получению права на заключение контракта на заранее определенных условиях, равных для всех участников закупки, направленная на исключение принятия субъективных решений и создания необоснованных преимуществ отдельным исполнителям.

Проводятся ли мероприятия по выявлению нарушений Федерального закона "О защите конкуренции"?

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

На сайте Башкортостанского УФАС России размещается информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях (в разделе главное - об управлении – отчетность), информация о планируемых проверках, результаты проверок (в разделе главное - об управлении – планы и результаты). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

Какие профилактические проводятся мероприятия, чтобы снизить нарушения? Какая роль антимонопольной службы в профилактических мероприятиях?

Для развития конкуренции в России большое значение приобретает работа антимонопольного органа по адвокатированию конкуренции. Адвокатирование конкуренции осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Башкортостанским УФАС России проводится значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания, семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении. Ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

15 ноября 2018 года проведена международная научно-практическая конференция "Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития". В 2018 году проведены семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России и круглый стол по актуальным проблемам применения и развития антимонопольного законодательства, взгляд регулятора иэкспертов с участием представителя ФАС России и членов Ассоциации антимонопольных экспертов. Проведен семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России (4 апреля 2019 года).

Ежегодно проводятся экскурсии, встречи со студентами, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов образовательных учреждений; конкурсы рисунков по рекламе для учащихся младших классов образовательных учреждений; практические занятия с учащимися старших классов в виде деловой игры "Модельный процесс, посвященный рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства" и "школьный" Экспертный Совет по рекламе; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"; "Веселые старты - за честную конкуренцию" среди воспитанников старшего дошкольного возраста образовательных учреждений; классные часы по рекламе и конкуренции для учащихся образовательных учреждений.

В Уфе проблема с общественным транспортом, на государственных автобусах одна цена, у частников - другая, вопрос поступали ли жалобы в ФАС и если да, то какое решение было принято?

Обращения по вопросам становления цен на проезд на пассажирском транспорте в Управление не поступали.

Регулирование вопроса рисков зачисления в перечень недобросовестных поставщиков вследствие непредвиденных обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень случаев, при которых информация подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

При этом положения пункта 3 статьи 401 ГК РФ, а также разъяснения, изложенные в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, определяют, что обстоятельства непреодолимой силы это чрезвычайное и непредовратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.

В силу части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (на этапе заключения контракта) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Таким образом, если лицо, в отношении которого в адрес контрольного органа в сфере закупок направлена информация о рассмотрении вопроса включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае отсутствия обстоятельств, определенных вышеуказанными положениями гражданского законодательства, Закона о контрактной системе, информация о таком лице подлежит включению в соответствующий реестр.

Полнота регламентации и разграничения антимонопольного законодательства в РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, антимонопольное законодательство не основывается на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

Ответственность ЭП за не проверку организации и связанных с ней лиц на наличие сведений о них в РНП.

В соответствии с нормами действующего законодательства такая ответственность возложена на членов аукционной комиссии и Заказчика.

Основные виды нарушений при осуществлении рекламы.

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения).Основные виды нарушений Федерального закона "О рекламе": распространение ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

В соответствии с какими нормативными правовыми документами осуществляется государственный надзор?

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Функции и полномочия антимонопольного органа регламентированы, в частности, Федеральным законом "О защите конкуренции", Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 (с изменениями и дополнениями), Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями).

Почему было допущено создание Регионального оператора по переработке бытовых отходов? Это ведь осуществление монополии по новой сфере оказания услуг. Какова позиция ФАС РФ относительно правомерности таких действий и принятия соответствующих действий и принятия соответствующих законов?

Территориальный орган ФАС России не наделен полномочиями по даче разъяснения позиции ФАС России

Монополистические действия (бездействия) ПАО «Башинформсвязь» в отношении меня (физического лица/потребителя), незаконное ограничение доступа к кабельному интернету и начисление платы за не потребленный Интернет. Обоснованнуюжалобу подали сего 22.05.2019. Предупредить! Привлечь к административной ответственности, т.е наказать.

Заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений подлежит направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.