Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала, во время проведения мероприятия, а также в анкетах публичных обсуждений Башкортостанского УФАС России 22 мая 2019 года

Основные тенденции в сфере антимонопольного права в 2019 году?

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

Вопросы правоприменительной практики - деятельность естественных монополий; государственные закупки; взаимоотношения между государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности в конкурентных условиях (обеспечение конкуренции). Несоблюдение антимонопольного законодательства субъектами (хозяйствующими субъектами).

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

В разных районах Республики Башкортостан различные тарифы ЖКХ, в соседних районах тарифы различаются в 2-3 раза. Тарифы в РБ больше чем в Москве и Московской области. Какие пути решения этой проблемы?

Указанный вопрос не входит в компетенцию территориального органа ФАС России.

В ноябре 2018 года было подписано соглашение между нефтяными компаниями, МинЭнерго и ФАС о стабилизации цен на топливо. Данное соглашение не соблюдается, в итоге продолжается рост цен на топливо. Какие пути решения будет принимать ФАС?

У нас нет информации, что соглашение не исполнялось. Срок действия соглашения был установлен до 31.03.2019. Соглашение предусматривало повышение цен на автомобильное топливо в пределах, установленных фиксированных Правительством Российской Федерации. В Республике Башкортостан оно строго выполнялось всеми участниками рынка, как на оптовом, так и на розничном рынках реализации автомобильного топлива.

Злоупотребление заказчиком по 44-ФЗ, выраженное в «дроблении» закупок, т.е заключение контрактов на сумму менее 100 т.р. (400 т.р.) с одним поставщиком. А если 2 поставщика и заказчик их меняет, но в целом заключаются контракты только с двумя поставщиками?

Целями регулирования Закона о контрактной системе являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Необходимо отметить, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого способа закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Проведение конкурентных процедур определения (поставщика, подрядчика, исполнителя) является способом осуществления закупки, обеспечивающим открытость и прозрачность выбора контрагента для заключения государственного (муниципального) контракта, широкий доступ неопределенного круга лиц - участников соответствующего рынка к получению права на заключение контракта на заранее определенных условиях, равных для всех участников закупки, направленная на исключение принятия субъективных решений и создания необоснованных преимуществ отдельным исполнителям.

Проводятся ли мероприятия по выявлению нарушений Федерального закона "О защите конкуренции"?

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

На сайте Башкортостанского УФАС России размещается информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях (в разделе главное - об управлении – отчетность), информация о планируемых проверках, результаты проверок (в разделе главное - об управлении – планы и результаты). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

Какие профилактические проводятся мероприятия, чтобы снизить нарушения? Какая роль антимонопольной службы в профилактических мероприятиях?

Для развития конкуренции в России большое значение приобретает работа антимонопольного органа по адвокатированию конкуренции. Адвокатирование конкуренции осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Башкортостанским УФАС России проводится значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания, семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении. Ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

15 ноября 2018 года проведена международная научно-практическая конференция "Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития". В 2018 году проведены семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России и круглый стол по актуальным проблемам применения и развития антимонопольного законодательства, взгляд регулятора иэкспертов с участием представителя ФАС России и членов Ассоциации антимонопольных экспертов. Проведен семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России (4 апреля 2019 года).

Ежегодно проводятся экскурсии, встречи со студентами, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов образовательных учреждений; конкурсы рисунков по рекламе для учащихся младших классов образовательных учреждений; практические занятия с учащимися старших классов в виде деловой игры "Модельный процесс, посвященный рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства" и "школьный" Экспертный Совет по рекламе; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"; "Веселые старты - за честную конкуренцию" среди воспитанников старшего дошкольного возраста образовательных учреждений; классные часы по рекламе и конкуренции для учащихся образовательных учреждений.

В Уфе проблема с общественным транспортом, на государственных автобусах одна цена, у частников - другая, вопрос поступали ли жалобы в ФАС и если да, то какое решение было принято?

Обращения по вопросам становления цен на проезд на пассажирском транспорте в Управление не поступали.

Регулирование вопроса рисков зачисления в перечень недобросовестных поставщиков вследствие непредвиденных обстоятельств.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе определен исчерпывающий перечень случаев, при которых информация подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен. Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

При этом положения пункта 3 статьи 401 ГК РФ, а также разъяснения, изложенные в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, определяют, что обстоятельства непреодолимой силы это чрезвычайное и непредовратимое при данных условиях обстоятельство, сделавшее невозможным исполнение обязательства.

В силу части 16 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (на этапе заключения контракта) в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.

Таким образом, если лицо, в отношении которого в адрес контрольного органа в сфере закупок направлена информация о рассмотрении вопроса включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае отсутствия обстоятельств, определенных вышеуказанными положениями гражданского законодательства, Закона о контрактной системе, информация о таком лице подлежит включению в соответствующий реестр.

Полнота регламентации и разграничения антимонопольного законодательства в РФ.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, антимонопольное законодательство не основывается на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

Ответственность ЭП за не проверку организации и связанных с ней лиц на наличие сведений о них в РНП.

В соответствии с нормами действующего законодательства такая ответственность возложена на членов аукционной комиссии и Заказчика.

Основные виды нарушений при осуществлении рекламы.

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность). Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения).Основные виды нарушений Федерального закона "О рекламе": распространение ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

В соответствии с какими нормативными правовыми документами осуществляется государственный надзор?

Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Функции и полномочия антимонопольного органа регламентированы, в частности, Федеральным законом "О защите конкуренции", Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 (с изменениями и дополнениями), Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями).

Почему было допущено создание Регионального оператора по переработке бытовых отходов? Это ведь осуществление монополии по новой сфере оказания услуг. Какова позиция ФАС РФ относительно правомерности таких действий и принятия соответствующих действий и принятия соответствующих законов?

Территориальный орган ФАС России не наделен полномочиями по даче разъяснения позиции ФАС России

Монополистические действия (бездействия) ПАО «Башинформсвязь» в отношении меня (физического лица/потребителя), незаконное ограничение доступа к кабельному интернету и начисление платы за не потребленный Интернет. Обоснованнуюжалобу подали сего 22.05.2019. Предупредить! Привлечь к административной ответственности, т.е наказать.

Заявление гражданина об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений подлежит направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Как только начинается реклама по телевизору, громкость звука резко возрастает, бьёт по ушам. Неужели таким изощренным способом, рекламируя что-то, рекламщики, думают проявить интерес? Можно ли обратиться с такой проблемой в ФАС?

Вы можете обратиться в Башкортостанское УФАС России по вопросу превышения уровня громкости звука рекламы на телеканале. В случае поступления в антимонопольный орган обращения, в котором указывается на превышение уровня громкости рекламы над уровнем громкости прерываемой ею теле-, радиопрограммой, такое обращение является поводом для осуществления записи телепрограммы или радиопрограммы сотрудником антимонопольного органа для дальнейшего измерения уровней громкости рекламы и передачи.

В ФАС России имеется единственный на данный момент аппаратно-программный комплекс, предназначенный для измерения соотношения уровней громкости рекламы и теле-, радиопрограмм.

Соответственно, записи теле-, радиопрограмм, сделанные территориальными органами ФАС России передаются в ФАС России для последующего измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм.

В законе о рекламе нет точного определения, по которым можно определить пристойные и непристойные образы в рекламе, каким образом принимается решение о наличии нарушения в этой части?

Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Согласно Положению о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы территориальный орган имеет право создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) в установленной сфере деятельности. При Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан создан Экспертный Совет по применению законодательства о рекламе.

В целях более углубленного изучения мнения потребителей по факту распространения той или иной рекламы, она выносится на рассмотрение Экспертного Совета. На заседаниях Экспертного совета о рекламе дается оценка рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

На заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе при Башкортостанском УФАС России дается оценка этичности рекламы с учетом восприятия информации, которое характерно для жителей конкретного субъекта Российской Федерации.

Экспертный совет является совещательным органом при Башкортостанском УФАС России, его решения носят рекомендательный характер. При рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, с учетом мнения членов Экспертного Совета, Комиссия Башкортостанского УФАС выносит решение о наличии признаков нарушения части 6, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".

Каков порядок передачи в аренду одновременно здания и земельного участка, на котором расположено данное здание, находящихся в муниципальной (государственной) собственности? Земельным кодексом РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Согласно условиям ФЗ от 26.07.2006 г. № 135 «О защите конкуренции» имущество, находящееся в муниципальной (государственной) собственности может передавать в аренду только по результатам торгов. При этом земельный участок, согласно требованиям Земельного кодекса РФ (ст 36.9 Кодекса), также может передавать в аренду только по результатам торгов, проводимых в форме аукциона. На основании изложенного возникает вопрос: каким образом возможно соблюдение принципа единства земельного участка и прочно связанных с ним объектов, при условии соблюдения антимонопольного законодательства?

Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев установленных федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Таким образом, по результатам торгов одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок

Ситуация аналогичная вышеназванной, только на одном земельном участке расположено два здания, которые не могут быть выставлены на аукцион единым лотом. Каким образом собственник может предоставить земельный участок в аренду при условии, если по двум зданиям будет два разных победителя?

Согласно ч.2 ст.39.11 ЗК РФ запрещается объединение двух и более земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в один лот аукциона, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Перечень запретов, перечисленных в части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции не является исчерпывающим. Для квалификации действий по организации и проведению торгов, как нарушающих требования антимонопольного законодательства, необходимы установление и оценка последствий с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в каждом конкретном случае.

Включение в состав лота технологически и функционально несвязанных объектов недвижимости, расположенных на разных земельных участках может укрупнить лот, цену договора и размер задатка, что в свою очередь может привести к ограничению числа потенциальных участников аукциона, к устранению, недопущению, ограничению конкуренции на рынке недвижимого имущества в и является нарушением положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Если же такие объекты недвижимости расположены на неделимом земельном участке, включение их в один лот не приведет к ограничению конкуренции.

Согласно п. 121 Приказа ФАС России № 67 от 10.02.2010 г. "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездною пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса", к заявка на участие в аукционе должна содержать полученную не ранее чем за шее и» месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения на официальном сайте торгов извещения о проведении аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей иди нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей).

Исходя из положений пунктов 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" выписка из ЕГРЮЛ в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, равнозначна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носителе, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа.

На основании изложенного возникает вопрос: приравнивается ли распечатанная на бумажном носителе электронная выписка из ЕГРЮЛ, подписанная квалифицированной электронной подписью, к выписке, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью налогового органа, при условии проведения живых, а не электронных торгов?

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи), информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Закона об электронной подписи если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью).

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде выписки из соответствующего государственного реестра.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов установлены Приказом Минфина России от 15.01.2015 N 5н "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (далее - Регламент).

В соответствии с пунктами 103, 104 Регламента предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием Интернет-сервиса осуществляется в виде выписки о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе - заявителе (о самом себе) в форме электронного документа. Доступ к Интернет-сервису осуществляется при наличии у индивидуального предпринимателя, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, действующего сертификата ключа проверки электронной подписи (СКПЭП) (сертификат CryptoPro), выданного удостоверяющими центрами, аккредитованными в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Согласно п. 108 Регламента предоставление выписки с использованием Интернет-сервиса в электронном виде осуществляется путем предоставления заявителю ссылки для скачивания выписки, упомянутой в пункте 107 настоящего Административного регламента. Выписка предоставляется заявителю непосредственно при переходе по указанной ссылке.

Таким образом, в соответствии с положениями ч. 1, 3 ст. 6 Закона об электронной подписи сформированная в установленном законом порядке посредством электронного сервиса Федеральной налоговой службы (https://egrul.nalog.ru/) выписка из ЕГРЮЛ равнозначна документу на бумажном носителе (равносильна выписке из ЕГРЮЛ на бумажном носите, подписанной собственноручной подписью должностного лица налогового органа и заверенной печатью). Таким образом, такая выписка из ЕГРЮЛ может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством РФ.