Обобщенные итоги рассмотрения анкет по результатам публичных обсуждений

20 марта 2019 года состоялись публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан за 2018 года и I квартал 2019 года в сфере контроля антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

В завершении мероприятия участникам предлагалось заполнить специальные анкеты.

Общее количество участников составило более 142 человек, заполнено 142 анкет (100% участников).

Присутствующим было предложено ответить на вопрос: «насколько проведенное мероприятие соответствует Вашему ожиданию» (оценка от одного до пяти баллов):

По итогам анализа анкет, в части соответствия мероприятия

- по тематической направленности  общий балл составил - 4,83 балла.

- по программе  общий балл составил – 4,78 баллов.

- по квалификации выступающих  общий балл составил – 4,9 баллов.

- по организации мероприятия  общий балл составил – 4,75 балла.

Таким образом, средняя оценка по всем показателям составила  – 4,81 (при максимуме в 5 баллов).

Анкетируемые единогласно выразили мнение о необходимости проведения подобных мероприятий.

 

Предложения по совершенствованию антимонопольному законодательства Российской Федерации:

 

Ввести мониторинг ценового, тарифного регулирования, их дифференциации по регионам, последствий применения. Проверка банков

Мониторинг тарифного регулирования не входит в полномочия территориального органа ФАС России.

Проведение встреч с гражданами

В рамках реализации Реформы контрольно-надзорной деятельности с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля". Башкортостанским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

Анонс о предстоящем мероприятии и информация о проведенных публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики размещаются на сайте управления. В публичных обсуждениях могут принять участие все желающие, в анонсах указываются адреса электронной почты и факса, по которым можно направить вопросы и предложения по обсуждаемым темам. Осуществляется online-трансляция Вконтакте.

Внести изменения в законодательство РФ, предусматривающие объединение процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, дел об административных правонарушениях в единую общую процедуру.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствует право законодательной инициативы.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за различные административные правонарушения, а не только за нарушение антимонопольного законодательства. С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики. Периодически вносятся изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного нецелесообразно объединение процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства дел об административных правонарушениях в единую общую процедуру.

Составление нормативных актов (пояснительных записок), разъясняющих сущности принятых актов в антимонопольной сфере.

Согласно Положению о Федеральной антимонопольной службе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 331 (с изменениями и дополнениями), Федеральная антимонопольная служба имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы. Соответствующие письма ФАС России по вопросам, отнесенным к компетенции Службы, размещаются на официальном сайте ФАС России, в справочно-информационных системах Консультант+ и Гарант.

По мероприятию – публичных слушаний. Думаю, стоит разграничивать мероприятия по участникам. У студентов и представителей государственных органов и юридических лиц разные позиций на определенные вопросы и разный круг интересов. Соответствующие векторы беседы/слушаний будет различным.

В рамках реализации Реформы контрольно-надзорной деятельности с 01.01.2017 вступили в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ, которым были внесены существенные изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного  контроля (надзора) и муниципального контроля". Башкортостанским УФАС России ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

Анонс о предстоящем мероприятии и информация о проведенных публичных обсуждениях результатов правоприменительной практики размещаются на сайте управления. В публичных обсуждениях могут принять участие все желающие, в анонсах указываются адреса электронной почты и факса, по которым можно направить вопросы и предложения по обсуждаемым темам. Осуществляется online-трансляция Вконтакте.

Либерализация антимонопольного законодательства. Полный контроль и регулирование цен на бензин и диз. топливо

Данный вопрос не входит в полномочия территориального органа ФАС России.

Скорее, мое предложение относится не к законодательству, а к улучшению прозрачности и лучшему понимаю деятельности ФАС. Проводить не только публичные слушания отчета Башкортостанского УФАС, но и 1 раз в год проводить собрание/встречи, хотя бы, со студентами экономических дисциплин университетов Уфы, выполняя образовательную функцию, рассказывая о деятельности, системе ФАС, возможно, используя модульный метод (через симулирование).

Поиск новых методов профилактики в области нарушений антимонопольного законодательства посредством правового воспитания (повышение юридической грамотности населения).

Для развития конкуренции в России большое значение приобретает работа антимонопольного органа по адвокатированию конкуренции. Адвокатирование конкуренции осуществляется антимонопольным органом в целях создания конкурентных условий для экономической деятельности не с использованием правоприменительных механизмов, а в основном на основе взаимодействия с другими государственными ведомствами и за счет повышения информированности общественности о пользе конкуренции.

Башкортостанским УФАС России проводится значительная работа по адвокатированию конкуренции: проведены пресс-конференции, "круглые столы", рабочие совещания, семинары по вопросам практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; вышли материалы о деятельности управления в печатных СМИ и Интернет, сделаны выступления на радио и телевидении. Ежеквартально проводятся публичные обсуждения результатов правоприменительной практики.

15 ноября 2018 года проведена международная научно-практическая конференция "Современная конкуренция: состояние, проблемы и тренды развития". В 2018 году проведены семинар по актуальным вопросам применения антимонопольного законодательства и развития конкуренции с участием представителя ФАС России и члена Общественного совета при ФАС России и круглый стол по актуальным проблемам применения и развития антимонопольного законодательства, взгляд регулятора и  экспертов с участием представителя ФАС России и членов Ассоциации антимонопольных экспертов.

Ежегодно проводятся экскурсии, встречи со студентами, "Дни открытых дверей" для студентов различных высших учебных заведений республики и учащихся старших классов образовательных учреждений; конкурсы рисунков по рекламе для учащихся младших классов образовательных учреждений; практические занятия с учащимися старших классов в виде деловой игры "Модельный процесс, посвященный рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе и антимонопольного законодательства" и "школьный" Экспертный Совет по рекламе; мастер-классы для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Реклама и связи с общественностью"; "Веселые старты - за честную конкуренцию" среди воспитанников старшего дошкольного возраста образовательных учреждений; классные часы по рекламе и конкуренции для учащихся образовательных учреждений.

 

Вопросы правоприменительной практики, возникающие при осуществлении государственного надзора за соблюдением антимонопольного законодательства:

 

В какие именно СМИ осуществляется информирование граждан об антимонопольной деятельности? Почему объявления, противоречащие антимонопольному законодательству, публикуются в газетах?

Информация о возбужденных и рассмотренных делах, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность), ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения), информация о деятельности управления размещается на сайте (в разделе главное - новости). Информация о деятельности Башкортостанское УФАС России размещается в различных средствах массовой информации (в разделе главное – УФАС в СМИ).    

По выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства, в том числе и в газетах, в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; направляются предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства; возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

В области строительства (реконструкции) объектов кап. строительства в сфере электроэнергетики (закупки по ФЗ № 223). Ваши рекомендации Заказчикам?

Подготовка рекомендаций в области строительства (реконструкции) объектов капитального строительства в сфере энергетики (закупки по 223-ФЗ) в полномочия территориального органа федеральной антимонопольной службы не входит.

Проблемы мониторинга недобросовестной конкуренции в действиях хозяйствующих субъектов.

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.

Антимонопольный орган рассматривает действия хозяйствующих субъектов, связанные с недобросовестной конкуренцией в ходе рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов и поступившей информации в соответствии с Законом о конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации и при необходимости запрашивает соответствующую информацию для установления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Проблемы разрешения административных барьеров при допуске субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере государственных и муниципальных закупок.

Для дачи полного ответа, необходима дополнительная информация, в части конкретизации проблем с которыми вы сталкиваетесь и озвучивания, что именно вы считаете административными барьерами.

Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Куда мне нужно обратиться в случае обнаружения факта нарушения антимонопольного законодательства?

В случае обнаружения факта нарушения антимонопольного законодательства Вам нужно обратиться в Федеральную антимонопольную службу или в ее территориальные органы. Адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан: 450008, г.Уфа, ул. Пушкина, дом 95, e-mail: to02@fas.gov.ru.

Возможно ли скинуть доклад по рекламе на электронный адрес для подробного изучения?

Информация по итогам деятельности за год, о возбужденных и рассмотренных делах по нарушениям законодательства о рекламе, делах об административных правонарушениях размещена на сайте Башкортостанского УФАС России (в разделе главное - об управлении – отчетность).

Ежеквартально размещается информация к публичным обсуждениям правоприменительной практики (в разделе главное - публичные обсуждения). 

По каким признакам узнать недобросовестного поставщика?

Информация о недобросовестных поставщиках размещена в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru/epz/dishonestsupplier/quicksearch/search.html

В реестр недобросовестных поставщиков включается следующая информация:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц.

2) наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;

3) даты проведения электронного аукциона, подведения итогов открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонился от заключения контракта, дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта, дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;

4) объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;

5) идентификационный код закупки;

6) основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта;

7) дата внесения указанной информации в реестр недобросовестных поставщиков.

Используя  фильтры поисковика можно проверить любого контрагента.

Вправе ли заказчик включить в проект контракта на поставку запчастей требование о предоставлении вместе с товаром документов, подтверждающих законность введения товара в гражданский оборот на территории РФ правообладателя товарного знака (например, дилерский договор, соглашение и т.д.)? В целях исключения поставки контрафактной продукции.

Закон о контрактной системе предусматривает возможность установления заказчиком требования к участникам закупки только в  соответствие с требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Вправе ли Заказчик отказаться от заключения контракта, если на этапе заключения контракта выявилось, что Поставщик представил недостоверную информацию о соответствии поставляемого товара установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к поставляемому товару, что позволило ему стать победителем определения поставщика? Нормативно-правовое основание для такого отказа? Как должен быть оформлен данный отказ (Решение единой комиссии по закупкам или решение Заказчика)?

Согласно части .6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.

Полномочия как заказчика так и комиссии закреплены в части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Где указано, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

Кроме того, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:

1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (Согласно ч.15 ст.95 Закона о контрактной системе)

Рынок автомобильных компонентов в настоящее время наводнен контрафактными деталями, Заказчики систематически сталкиваются с фактами поставки поддельных деталей, которые внешне сложно отличить от оригинальных деталей. Согласно рекомендациям автопроизводителей, единственным эффективным средством защиты от поставки контрафактной продукции является ее приобретение по официальным каналам. В этой связи,

Вправе ли Заказчик включить в контракт на поставку компонентов транспортных средств, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей требование о предоставлении вместе с товаром документов, подтверждающих законность введения товара в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем товарного знака?

Вправе ли Заказчик включить в такой контракт требование о предоставлении вместе с товаром декларации поставщика, подтверждающей, что компоненты, поставляемые в качестве сменных (запасных) частей, поступают со склада, находящегося под контролем изготовителя транспортного средства, с приложением подтверждающих документов: (договор поставки, накладные, счета-фактуры и т.д.) в цепочке реализаторов продвижения товара от официального представительства на территории РФ? Требование о наличии официального представительства на территории РФ? Требование о предоставлении вместе с товаром сертификатов, подтверждающих соответствие изготовителя товаров стандартам менеджмента качества IATF 16949 и ISO 901:2015?

Закон о контрактной системе предусматривает возможность установления заказчиком требования к участникам закупки только в  соответствие с требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Эквилентами оригинальных деталей изготовителя автомобиля являются детали предприятий-поставщиков на сборочное производство, которые поставляются на рынок также и под их собственными брендами. Вправе ли Заказчик в описании закупки компонентов транспортных средств, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей с указанием на товарный знак изготовителя автомобиля и номера детали по каталогу (ОЕМ), дополнительно указать также и товарный знак номер детали по каталогу предприятия-поставщика на сборочное производство? Например:

 

  •  

Наименование товара

  •  

Сведения об автомобиле, используемом Заказчиком, для взаимодействия с которым, закупаются сменные компоненты (товары), совместимость которых с данным автомобилем подтверждаются технической документацией изготовителя автомобиля

  1.  

Свеча зажигания Denso SK20R11

  1.  
  • R-300 (2005 г.в.) VIN JTJHF31IU802006134, двигатель 2995

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе,  допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Каким образом совершенствуется антимонопольное законодательство в Республике Башкортостан?

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан является территориальным органом Федеральной антимонопольной службы. Башкортостанское УФАС России действует на основании Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23 июля 2015 года № 649/15 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с данным Положением у территориального органа отсутствует право законодательной инициативы.

Согласно статье 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации  основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона "О защите конкуренции" настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Таким образом, антимонопольное законодательство не основывается на нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

С момента принятия Федерального закона "О защите конкуренции" приняты четыре антимонопольных пакетов законов, предусматривающих внесение изменений в антимонопольное законодательство, в настоящее время ФАС России подготовлен проект "пятого антимонопольного пакета" законов, который должен усовершенствовать антимонопольное регулирование в условиях цифровой экономики.

В 2014-2015 годах к ФАС России перешли полномочий в сфере регулирования тарифов и гособоронзаказа, что привело к синергии полномочий антимонопольного ведомства.

Как разрешаются ситуации с узаконением вывесок магазинов розничной продажи на территории г.Уфа, в случае если названия одинаковые (т.е. использование одинакового наименования разными юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями)?

Вопросы узаконения вывесок магазинов розничной продажи на территории г.Уфа относится к компетенции администрации г.Уфа. В случае, если название магазина одновременно зарегистрировано в установленном порядке как средство индивидуализации юридического лица, и иной хозяйствующий субъект использует данное обозначение без разрешения правообладателя, необходимо обратиться в антимонопольный орган с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.

Какими приемами, способами и методами осуществляется контроль по антимонопольному законодательству? Какие существуют способы государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства?

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" антимонопольным органом по выявленным фактам нарушения антимонопольного законодательства выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; направляются предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства; возбуждаются и рассматриваются дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдаются  хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

В целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (статья 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции").

Согласно статье 39 Федерального закона "О защите конкуренции" основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является:

1) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления материалов, указывающих на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

2) заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства;

3) обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства;

4) сообщение средства массовой информации, указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства;

5) результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами.