• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала, во время проведения мероприятия, а также в анкетах публичных обсуждений Башкортостанского УФАС России 21 ноября 2018 года

1.Правоприменительная практика, возникающая при включении в Реестр недобросовестных поставщиков?

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Чаще всего при решении вопроса о включении информации в соответствующий реестр Управление исследует действия организации, в отношении которой направлена информация для рассмотрения вопроса о включении, направленные на надлежащее исполнение требований Закона о контрактной системе (в случае уклонения ч.13 ст.83.2, ч.5 ст.96 Закона о контрактной системе), имелись ли у организации обстоятельства непреодолимой силы, свидетельствующие о невозможности выполнить требования части 13 статьи 83.2, части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.

В связи с чем, правоприменительная практика складывается таким образом, что если организация представит доказательства совершения всех необходимых мер, направленных на подписание проекта контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта, а также доказательства наступления обстоятельств непреодолимой силы, информация в отношении данной организации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включается. В случае отсутствия таких доказательств информация подлежит включению в реестр.

При решении вопроса о включении информации, направленной по результатам принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, исследованию подлежит недобросовестное поведение организации при исполнении своих обязательств по контракту, а именно причины несвоевременного исполнения (поставки, выполнения работ, услуг), действия, направленные на разрешение сложившейся ситуации, процедура одностороннего расторжения контракта.

В случае, если в действиях организации отсутствуют признаки недобросовестного отношения (подведения), информация включению в реестр не подлежит, и наоборот.

2.Правоприменительная практика по вопросу установления статуса дилера/изготовителя?

Установление Заказчиком в документации требования о соответствии статусу «Производитель» какова позиция УФАС по вопросу рассмотрения данного требования в качестве ограничителя конкуренции (фильтра при рассмотрении заявок)?

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Таким образом, установление подобных требований является недопустимым.

3.Изменения в законодательство о закупках (44-ФЗ) от 01.07.2018 в части привлечения экспертов и экспертных организации при приемке товаров, работ услуг, если контракт заключен по результатам несостоявшиеся процедур (электронных). В законе содержится общее определение для экспертных организаций, нет уточнений. Также не имеются формы результатов экспертиз, значит ли это, что может оформляться в свободной форме? Сплошь и рядом проводятся закупки и признаются несостоявшимися. В итоге может получиться так, что стоимость услуги (экспертизы) превышает стоимость закупаемого товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 15 статьи 3 Закона о контрактной системе эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Положениями части 2 статьи 41 Закона о контрактной системе определен перечень лиц, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы.

Таким образом, экспертом, экспертной организацией может быть любое физическое или юридическое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла, за исключением лиц, указанных в части 2 статьи 41 Закона о контрактной системе.

Как правило, результаты проведенной экспертизы оформляются заключением эксперта либо экспертной организацией (статья 86 ГПК РФ, статья 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации").

4.В случае, если приказ ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» не распространяется на порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды земельных участков, необходима ли обязательная аудио или видеофиксация проведения аукционе, ст. 39.11, ст. 39.12 Земельного кодекса РФ это не предусмотрено.

Нет не обязательно, Земельным кодексом это не предусмотрено. Однако никто не запрещает вести аудиозапись или видеозапись, как участникам аукциона, так и организатору торгов.

5.Постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами" отличается практика ФАС России и судебная практика. Как ориентироваться?

Правоприменительная практика норм Постановления Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года № 925 при рассмотрении жалоб в рамках ст. 18.1 Закона «О защите конкуренции», в Управлении отсутствует.

6.Осуществление закупки в соответствии с 223-ФЗ, 44-ФЗ, постановлением № 615 как заказчика, так и участника. Ответственность за не предоставление или несвоевременное предоставление ответа на запрос о разъяснении условий документации по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Порядок привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 №615 (далее – Порядок, Постановление №615).

Порядок устанавливает двухэтапный отбор порядных организаций для проведения капитального ремонта многоквартирных домов:

1) Проведение предварительного отбора и включение по результатам такого отбора организаций в Реестр квалифицированных подрядных организаций.

Проведение предварительного отбора осуществляется Органом по ведению реестра квалифицированных подрядных организаций. В Республике Башкортостан Органом по ведению реестра определено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан.

2) Проведение непосредственно самого аукциона.

В аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов могут участвовать только организации, прошедшие предварительный отбор и включенные Реестр квалифицированных подрядных организаций.

Аукцион проводится специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, коим является Региональный оператор. В Республике Башкортостан – это НОФ «Региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Башкортостан» (далее – НОФ «Региональный оператор» РБ).

В соответствии с частями 4, 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений документации о таком аукционе (при этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса) заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В случае несвоевременного предоставления разъяснения положений документации выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

В случае не предоставления в установленные сроки такого разъяснения содержатся признаки состава административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.30 КоАП РФ.

В случае несвоевременного предоставления разъяснения положений документации Организатором торгов, выявленное нарушение содержит признаки административного правонарушения ст. 7.32.3 КоАП РФ.

7.Взаимодействие при выявлении преступлений.

В случае выявления признаков коррупционной составляющей, предоставления недостоверной информации соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.

8.Порядок обжалования действий операторов электронных площадок?

В  соответствии с п.5.3.9 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» Федеральная антимонопольная служба осуществляет полномочия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие), в том числе оператора электронной площадки.

При этом у территориального органа ФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалоб (обращений) на действия (бездействия) оператора электронной площадки, что следует из приказа ФАС России от 23.07.2015 № 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы».

Таким образом, жалобы (обращения) с признаками нарушения оператором электронной площадки требований действующего законодательства необходимо направлять в центральный аппарат ФАС России: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3, E-mail: delo@fas.gov.ru.

Порядок подачи жалоб (обращений) определен главой 6 Закона о контрактной системе.

9.В случае размещения торгов на право установки рекламной конструкции, если рекламная конструкция уже установлена на участке территории, на которой планируется установка в соответствии с заключаемым по результатам торгов договором, должен ли орган местного самоуправления, уполномоченный на проведение торгов, демонтировать вышеуказанную рекламную конструкцию до проведения торгов?

Согласно части 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон  о рекламе) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 5.6 статьи 19 Закона о рекламе аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Согласно части 10 статьи 19 Закона о рекламе установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Таким образом, Администрация должна демонтировать рекламные конструкции, размещенные без разрешения органа местного самоуправления и рекламные конструкции, сроки, аренды которых истекли.

Согласно вашему вопросу, непонятно при каких обстоятельствах проводятся торги, следовательно, однозначного ответа на вопрос «должна ли Администрация демонтировать рекламные конструкции» дать невозможно.

10.Правоприменительная практика в части технологичного присоединения к электрическим и тепловым сетям.

Правоприменительная практика в части технологического присоединения к электрическим и тепловым сетям размещается на официальном сайте ФАС России.

11.Неурегулированность законодательства об охране (закупках услуг охраны)

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Положениями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрены единые требования к участникам закупки, которые заказчик обязан установить при осуществлении закупки. Кроме того, положениями части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе регламентирован перечень информации и документов, которые должны быть представлены участником закупки в составе второй части заявки.

Исходя из изложенного следует, что документация о закупке должна содержать в себе требования, соответствующие действующему законодательству и другим федеральным законам.

12.Неправомерность цен и тарифов на услуги охраны приводящие к нарушению Законов и формирование коррупционных монопольных противозаконных структур, не позволяющих создать законоположительного цивилизованного рынка в негосударственной сфере безопасности.

Неурегулированность закупочных и реальных цен на государственные услуги

В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе полномочия по проведению проверочных мероприятий в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта возложены на органы государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, данные вопросы не являются сферой контроля Башкортостанского УФАС России.

13.Демпинг при проведении гос. закупок, который приводит к необоснованному снижению цены контракта и невозможность выплачивать МРОТ и налоги?

В случае проведения электронного аукциона, запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги.

Контракт в таких случаях заключается на условиях, предусмотренных извещением и документации о закупке по цене, предложенной участником закупки и заявкой участника.

Также положениями Закона о контрактной системе предусмотрены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, предусматривающие определение победителя, предложившего лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, которыми могут быть: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

14.Имеет ли право ФАС проводить внеплановую проверку?

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме выездных и документарных проверок.

Основания для проведения внеплановых проверок указаны в части 4 статьи 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции".

15.Обладают ли муниципальные предприятия правом продажи имущества без проведения каких-либо аукционов или конкурсов?

Продажа осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

16.В каких случаях антимонопольный орган применяет такой вид административного наказания как предупреждение?

В соответствии с частью 3 статьи 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно статье 4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

17.За что могут привлечь администрацию? Как это предотвратить на начальной стадии? Какие действия предпринимать и как действовать? Какие действия будут считаться ущемлением конкуренции?

В соответствии с действующим законодательством, орган местного самоуправления (Администрацию, должностных лиц) можно привлечь к административной, уголовной ответственности за нарушение, в том числе антимонопольногозаконодательства.

Предотвратить нарушения органом местного самоуправления антимонопольного законодательства можно путем предупреждения или предостережения от нарушений действующего законодательства.

Органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков), установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке, предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, создание дискриминационных условий, установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг, дача хозяйствующим субъектам указаний о приобретении товара и т.п. действий или бездействий.

18.Необходимость, условия проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по заявлению заинтересованного лица на земельном участке, который находится в государственной собственности, муниципальной собственности или государственная собственность на который не разграничена, и уже переданном в аренду иным лицам

Необходимость получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и проведение аукциона (конкурса) по рекламным конструкциям (стелы, пилоны, флагштоки, флаги, стойки), содержащим название торгового центра, названия расположенных в торговом центре магазинов, товарные знаки, название автосалона, товарные знаки реализуемых автомобилей, размещенные на территории, прилегающей к торговому центру, автосалону, принимая во внимание письмо ФАС России от 27.12.2017 № АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама"

Обязательства органа местного самоуправления проводить торги на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по заявлениюзаинтересованного лица, отсутствуют.

Условия проведения торгов установлены в Федеральном законе от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».

19.Можно ли в рекламе печатать отзывы от людей, которым, якобы, помог тот или иной препарат для здоровья, или помог вырастить хороший урожай?

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама не должна содержать не соответствующие действительности сведения о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами (пункт 10 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе").

Если речь идет о рекламе лекарственных средств, то реклама лекарственных средств не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (пункт 2 части 1 статьи 24 ФЗ "О рекламе").

20.Можно ли публиковать рекламу от микрофинансовых организаций (или потребительских кооперативов) и копии каких документов от них нужно получить? Что обязательно должно быть указано в рекламе? (условия, проценты и т.д.). Какие документы они должны предоставить?

Реклама финансовых услуг должна соответствовать требованиям Федерального закона "О рекламе", как общим требованиям к рекламе (статья 5), так и установленным законом требованиям, предъявляемым к рекламе отдельных видов товаров (статья 28).

Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной, недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности установлены статьей 28 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий (часть 2 статьи 28 ФЗ "О рекламе").

Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 ФЗ "О рекламе").

21.У нас в городе появилась реклама безалкогольного пива, со значком, что продукция не содержит алкоголь. Подскажите, является ли это нарушением статьи 21 ФЗ "О рекламе"?

Статья 21 Федерального закона "О рекламе" устанавливает требования к рекламе алкогольной продукции. Установлены отдельные требования к содержанию рекламы такой продукции и запреты на распространение рекламы такой продукции с помощью отдельных средств распространения рекламы (средства наружной рекламы, теле-, радиопрограммы, периодические печатные издания и др.).

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

Таким образом, к алкогольной продукции относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

Согласно части 4 статьи 2 ФЗ "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.

Учитывая изложенное, если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Федерального закона "О рекламе".

На совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по недобросовестной конкуренции, состоявшемся 19.11.2015, представителями Союза российских пивоваров (некоммерческая организация, объединяющая производителей пивоваренной продукции Российской Федерации) был представлен знак безалкогольной продукции (пиктограмма), размещение которого в рекламе безалкогольного пива должно служить указанием на то, что рекламируемый напиток не содержит алкоголя, то есть не является алкогольной продукцией, а также способствовать формированию у потребителей ассоциации такой пиктограммы с безалкогольной продукцией.

22.Какие существуют основные методы борьбы с интересующим конкурентом?

Добросовестные методы, не противоречащие действующему законодательству, в том числе Федеральному закону "О защите конкуренции" (ст.ст. 14.1-14.8).

23.Какие существуют административные последствия совершения действий по недобросовестной конкуренции?

Согласно статье 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.