«Рынок услуг, связанных с организацией похорон не ограничен специализированной службой по вопросам похоронного дела» - подтвердил Арбитражный суд РБ

Сфера деятельности: Контроль органов власти

В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление ООО «НОВИ» на действия Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан (далее – Администрация), выразившиеся в осуществлении действий, приводящих к ограничению конкуренции на рынке организации похорон и связанных с ними услуг на территории городского округа город Стерлитамак.

Как следует из заявления, Администрация передала территорию общественного кладбища в г. Стерлитамаке в ведение созданной Администрацией специализированной службы по вопросам похоронного дела – МБУ «Комбинат специализированного обслуживания населения», тем самым наделяя его административно-властными полномочиями, что фактически не позволяет другим хозяйствующим субъектам свободно заниматься предпринимательской деятельностью на рынке ритуальных услуг.

Приказом Башкортостанского УФАС России от 14.01.2013 №4 в отношении Администрации городского округа город Стерлитамак по результатам рассмотрения поступившего в антимонопольный орган обращения возбуждено дело №А-04/15-13 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон №135-ФЗ).

В ходе рассмотрения данного дела Башкортостанским УФАС России установлено, что с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация городского округа осуществляет содержание мест захоронения на территории муниципального образования и организацию ритуальных услуг на подведомственной территории. При этом решение вопросов  местного  значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего  субъекта,  в  том  числе  и  обладающего статусом специализированной службы, законом не предусмотрена. При этом к  полномочиям  органов  местного  самоуправления относится не только выделение земельного участка под кладбище, но также и отдельного  участка  на  территории  общественного  кладбища. Органы местного самоуправления определяют и порядок деятельности общественных кладбищ.

В рамках установленных полномочий Администрацией создано муниципальное бюджетное учреждение  «Комбинат специализированного обслуживания населения» (далее – МБУ «КСОН» г. Стерлитамак), являющейся специализированной службой по вопросам похоронного дела. Целью данного бюджетного учреждения является организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

При этом МБУ «КСОН» г. Стерлитамак, помимо оказания гарантированного перечня услуг по погребению, осуществляет и коммерческую деятельность с целью получения прибыли, в части предоставления услуг, связанных с обслуживанием похорон, сверх гарантированного перечня.

Тем самым, данное бюджетное учреждение является хозяйствующим субъектом в понятии, установленном в статье 4 Закона №135-ФЗ, и осуществляет свою деятельность на рынке организации похорон и оказания, связанных с ними услуг, на территории городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан.

Однако Башкортостанским УФАС России установлено, что свои функции, в том числе по выделению земельных участков для захоронения Администрация не оказывает, их выполнение осуществляет МБУ «КСОН» г. Стерлитамак. Для чего лица, взявшие на себя обязанности осуществления погребения умершего (физические, юридические лица) обращаются именно в это учреждение. Вместе с тем, Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлено, что лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, предоставлено  право выбора организации, осуществляющей услуги по погребению.  Погребение умершего может осуществляться не только специализированными  службами  по вопросам похоронного  дела, но и иными лицами, взявшими на  себя обязанность осуществить погребение умершего, в том числе, хозяйствующими субъектами.

Данная ситуация приводит к тому, что МБУ «КСОН» г. Стерлитамак получает возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия оказания услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг на территории городского округа город Стерлитамак. То есть данному предприятию созданы преимущественные условия осуществления деятельности на товарном рынке по сравнению с иными хозяйствующими субъектами.

Это противоречит положениям частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции и создает реальную угрозу ограничения конкуренции на данном рынке, поскольку деятельность иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по погребению умерших, ставится в зависимость от волеизъявления МБУ «КСОН» г. Стерлитамак, состоящего с ними в конкурентных отношениях.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 28.10.2013 Администрация городского округа город Стерлитамак признана нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Администрации городского округа город Стерлитамак выдано предписание не осуществлять действия по передаче функций органа местного самоуправления по выделению земельных участков для захоронения; ведению журнала учета захоронений; ведению контроля осуществления захоронений муниципальному бюджетному учреждению, находящемуся на одном товарном рынке с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг и осуществлять данные функции в соответствии с действующим законодательством.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Администрация городского округа город Стерлитамак обратилась в суд. Однако Арбитражный суд Республики Башкортостан в решении от 03.04.2014 по делу №А07-838/2014 указал на правомерность решения антимонопольного органа и в удовлетворении заявленных требований Администрации отказал.