Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Республики Башкортостан за 2009-2011 гг.

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Республики Башкортостан за 2009-2011 гг.

 

I. Общие положения.

Анализ рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 №220, во исполнение приказа ФАС России от 07.02.2011 № 66 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы», а также Приказа ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66».

Анализ проводился в целях оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов.

Для проведения исследования использовалась информация, полученная от:

         -  Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству;

- Инспекции государственного строительного надзора Республики Башкортостан;

- ГАУ Управления государственной экспертизы Республики Башкортостан;

- органов местного самоуправления Республики Башкортостан;

- хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также на рынке услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов на территории Республики Башкортостан.

 

II. Временной интервал исследования.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России (исх. №АК/15211 от 22.04.2011г.), Планом работы ФАС России, а также  Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66» (исх. № АЦ/11418 от 13.04.2012) временным интервалом анализа рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, тоннелей, мостов, путепроводов является 2009-2011 гг.

 

III. Продуктовые границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России в целях проведения данного анализа продуктовыми  границами рассматриваемых рынков будут являться услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также их составных частей тоннелей, мостов и путепроводов.

Деятельность в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) 029-2007 относится к классу 45 «Строительство»  группе 45.21 «Производство общестроительных работ», подгруппе 45.21.2 «Производство общестроительных   работ  по  строительству   мостов,  надземных  автомобильных  дорог, тоннелей и          подземных дорог».

В соответствии с  Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и автомобильной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах), регулирующим отношения, возникающие в связи с осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно указанному федеральному закону искусственными дорожными сооружениями являются сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона, в том числе,  мосты,  путепроводы и тоннели.

Таким образом, мосты,  путепроводы и тоннели являются составными частями автомобильных дорог.

В соответствии с понятиями, используемыми в Градостроительном кодексе и Законе об автомобильных дорогах:

автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения);

строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

реконструкция - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

капитальный ремонт - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

В соответствии с Законом об автомобильных дорогах услугой по реконструкции  автомобильной дороги является выполнение комплекса работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии со статьей 740 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог выполняются на основании договора строительного подряда.

Согласно статье 763 ГК РФ в случае, если указанные работы предназначены для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, они осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

 При проведении рассматриваемого анализа состояния конкурентной среды необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу своими силами, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Особенность данного анализа заключается в том, что осуществляется расчет долей субподрядчиков и генеральных подрядчиков, выполнивших работы самостоятельно.

В целях проведения данного анализа рассматриваются услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, которые в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 № 454-ст, относятся к коду 45.21.2 «Производство общестроительных работ по строительству мостов, надземных автомобильных дорог, тоннелей и подземных дорог»  группировки 45 «Строительство».

Основная часть работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляется посредством проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О  размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов).

Анализ государственных, муниципальных контрактов, заключенных на выполнение работ в сфере дорожного строительства в Республике Башкортостан, показал, что предметом контракта является конкретный вид работ - строительство, реконструкция или капитальный ремонт конкретного объекта - участка автомобильной дороги с указанием названия дороги и начального и конечного километра участка, либо искусственного сооружения с указанием его наименования и местонахождения.

В связи с вышеизложенным продуктовые границы рынка определены как услуги по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, и услуги по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов, включая деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов и связанную с этими видами деятельности деятельность по проектированию тоннелей, мостов и путепроводов.

 

IV. Определение географических границ товарных рынков.

В соответствии с методическими указаниями ФАС России (исх. №АК/15211 от 22.04.2011г.), Планом работы ФАС России, а также  Приказом ФАС России от 11.03.2012 № 135 «О внесении изменений в приказ ФАС России от 07.02.2011 № 66» (исх. № АЦ/11418 от 13.04.2012), а также в целях проведения настоящего исследования географические границы рынков услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов определены административными границами субъектов Российской Федерации, в соответствии с этим географические границы данного исследования не выходят за пределы Республики Башкортостан.

В соответствии со статьей 5 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

  1. автомобильные дороги федерального значения;
  2. автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения;
  3. автомобильные дороги местного значения;
  4. частные дороги.

Башкортостанским УФАС России проводится анализ рынков услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и отдельно их составных частей – тоннелей, мостов и путепроводов федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.

 

 

V. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов.

 

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынках услуг по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов включаются генеральные подрядчики, осуществляющие оказание услуг по выполнению вышеуказанных работ.

Сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на рынках услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог представлены в таблице №1 Приложения, а сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих деятельность на рынке услуг по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов представлены в таблице №2 Приложения.

В соответствии с полученной информацией, на территории Республики Башкортостан деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог осуществляли в 2009 году … хозяйствующих субъекта, в 2010 году … хозяйствующих субъекта, в 2011 году … хозяйствующих субъекта.  Всего за 2009-2011 годы … хозяйствующих субъектов (см. таблицу).

 

Деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности.

Деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов осуществляли в 2009 году 7 хозяйствующих субъектов, в 2010 году 9 хозяйствующих субъектов, в 2011 году 12 хозяйствующих субъектов. Всего за 2009-2011 годы 15 хозяйствующих субъектов (см. таблицу).

 

 

Хозяйствующие субъекты

объемы за 2009-2011г. в рублях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Расчет объема товарных рынков и долей хозяйствующих субъектов на рынках.

Расчет общего объема произведенных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, а также тоннелей, мостов и путепроводов (объем продаж) на территории Республики Башкортостан за 2009-2011гг. и долей хозяйствующих субъектов на указанных рынках осуществлялся на основании суммарной стоимости выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам.

Суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог (таблица №1 Приложения) за период 2009-2011гг. на территории Республики Башкортостан составила ….. руб.

Наиболее крупным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог по заключенным государственным и муниципальным контрактам на территории Республики Башкортостан за период  2009-2011гг. является …… , доля составила ….%, далее …. доля составила …%, ….  доля составила …%.

 

 

Хозяйствующие субъекты

доля % (S)

 

Суммарная стоимость выполненных подрядных работ для государственных и муниципальных нужд по заключенным государственным и муниципальным контрактам на рынке по строительству, реконструкции, капитальному ремонту тоннелей, мостов и путепроводов  (таблица №2 Приложения) за период 2009-2011гг. на территории Республики Башкортостан составила 1217160332 руб.

Наиболее крупным генеральным подрядчиком, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт тоннелей, мостов и путепроводов по заключенным государственным и муниципальным контрактам на территории Республики Башкортостан за период 2009-2011гг. является: ЗАО "Уралмостострой"  доля которого составляет 30,07%, далее ООО "Мостстрой-Искра" доля которого составляет 25,74%, далее ОАО ХК Экогидрострой РБ доля которого составляет 9,12%.

 

 

Хозяйствующие субъекты

доля % (S)

 

 

VII. Определение барьеров входа на товарные рынки.

1.       Административные ограничения.

1)             Необходимость получения:

- разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, тоннелей, мостов и путепроводов

-           лицензии на выполнение работ по строительству автомобильных дорог (до 01.01.2010г.)/свидетельства о допуске саморегулируемой организации (после 01.01.2010г.);

- условия конкурсного отбора поставщиков товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог, тоннелей, мостов и путепроводов федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Таким образом, отбор организаций-исполнителей услуг осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Некоторые участники рынка отмечают нарушения организаторами торгов при составлении документации о торгах, оценке заявок, что приводит затягиванию на достаточно долгое время процедуры заключения контракта, и, в конечном итоге, приводит к уменьшению сроков ведения работ; увеличению времени отвлечения средств на обеспечение заявки.

Кроме того, участники рынка отмечают завышенные требования и неодинаковый подход к хозяйствующим субъектам, действующим на изучаемых рынках при прохождении государственной экспертизы, осуществлении строительного надзора.

2)         Экономические ограничения.

а)         необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений (в том числе для приобретения строительной техники) при длительных сроках окупаемости этих вложений;

б)         ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;

в)         крупная сумма требуемого задатка, отсутствие аванса.

 

VIII. Определение уровня концентрации товарных рынков, оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Для определения уровня концентрации рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и рынка строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей, путепроводов необходимо определить коэффициент рыночной концентрации (CR3) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI).

Особенность данного анализа заключается в том, что согласно методическим рекомендациям осуществлялся расчет долей подрядчиков, выполнивших работы по заключенным государственным и муниципальным контрактам отдельно по каждому рынку.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог  уровень концентрации (CR3) в 2009 – 2011 гг. составил ….%. Индекс рыночной концентрации HHI в 2009 – 2011 гг. составил …., таким образом согласно п. 7.2 Порядка при рынок следует считать рынком умеренной концентрации.

На рынке строительства, реконструкции, капитального ремонта мостов, тоннелей и путепроводов уровень концентрации CR3 в 2009 – 2011 гг. составил ….%. Индекс рыночной концентрации HHI в 2009 – 2011 гг. составил ……, таким образом рынок следует считать рынком умеренной концентрации.

В качестве преодолимости барьеров входа на рынки строительства, реконструкции, капитального ремонта дорог, тоннелей, мостов и путепроводов участники рынка указали следующие: «при заключении Государственных контрактов для обеспечения исполнения контракта не искать банковские гарантии и поручителей, а внести изменения в законодательство и использовать в качестве поручителя СРО».

 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и  а рынок строительства, реконструкции, капитального ремонта тоннелей, мостов и путепроводов является рынком умеренной концентрации.

По результатам исследования рынков строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, тоннелей, мостов и путепроводов на территории Республики Башкортостан в 2009-2011 гг., которое проводилось по дорогам федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, было установлено, что частных автомобильных дорог на территории Республики Башкортостан нет.

По мнению участников рынка переход от лицензирования к институту саморегулирования является важным и необходимым шагом для развития в области строительства, но приводит к дополнительным расходам, что увеличивает себестоимость выполняемых работ.