Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городах Республики Башкортостан с численностью более 100 тыс. человек за 2010 год

Анализ состояния конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городах Республики Башкортостан с численностью более 100 тыс. человек за 2010 год

 

  1. Введение

 

Настоящий анализ состояния конкуренции на рынке управления многоквартирными домами проведен в соответствии с пунктом 2 Перечня товарных рынков для ежегодного исследования территориальными органами ФАС России, утвержденного приказом ФАС России 07.09.2010 № 551 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкурентной среды на товарных рынках на 2011-2012 годы», а также в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом».

Цель обзора состоит в оценке состояния конкуренции на рынке оказания услуг по управлению многоквартирными домами в городах Республики Башкортостан с численностью более 100 тыс. человек, выявление барьеров входа на рынок управления многоквартирными домами.

Методика обзора определена в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

При проведении данного анализа была использована информация, полученная от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа, Администрации городского округа город Стерлитамак, Администрация городского округа город Салават, Администрации городского округ город Октябрьский, Администрации городского округа город Нефтекамск, хозяйствующих субъектов.

 

II. Временной интервал исследования рынка

 

Временной интервал исследования состояния конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в городах задан периодом с 1 января 2010 года по 31 декабря 2010 года. Данный период  установлен Планом работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2011-2012 годы и соответствует пункту 3 Постановления.

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение продуктовых границ - это процедура выявления товаров (работ, услуг), не имеющих заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке. Согласно статье 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товаром является объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Продуктовые границы товарного рынка определяются исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Состав указанных услуг регламентирован статьей 162 Жилищного кодекса Российской федерации  (далее – Жилищный кодекс):

- выполнение работ и услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества;

- предоставление коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирного дома и пользующимся помещениями в этом доме лицам;

- осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности на основе заключаемого договора управления многоквартирным домом.

При этом в соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства в качестве товара, среди прочих, выступают услуги по управлению многоквартирными домами. Общероссийским классификатором  услуг населению наименование указанных услуг определено как «услуги по управлению многоквартирным домом» (код 041131).

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст деятельность по предоставлению услуг управления многоквартирным домом, относится к разделу K «ОПЕРАЦИИ С НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ, АРЕНДА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ» и классифицируется как «управление эксплуатацией жилого фонда» - код ОКВЭД 70.32.1.

В российском законодательстве отношения, связанные с управлением, использованием и эксплуатацией жилищного фонда, регламентируются жилищным правом, которое носит комплексный характер, так как сочетает в себе административные и гражданско-правовые нормы и институты.

В сфере правового регулирования общественных отношений по поводу управления, использования и эксплуатации жилищного фонда возникает комплекс социальных связей. Данная совокупность носит однородный характер, так как охватывает вид общественных отношений, связанных с управлением, использованием и эксплуатацией жилищного фонда РФ.

Таким образом, перечень и объем обязательных работ и услуг, требующихся для обеспечения содержания многоквартирного дома в надлежащем состоянии, будет зависеть от уровня благоустройства, конструктивных и технических параметров многоквартирного дома.

Учитывая, что указанные характеристики многоквартирных домов различны и не обеспечивают сопоставимость предоставляемых услуг в натуральном или стоимостном выражении, наиболее точно охарактеризовать положение (долю) хозяйствующих субъектов на рынке услуг по управлению многоквартирными домами позволяет площадь жилищного фонда, находящегося в управлении.

Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность оказания услуг управления многоквартирным домом.

 

3. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.

Определение географических границ товарного рынка в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О защите конкуренции» также основывается на экономической, технической возможности покупателя приобрести товар в определенных границах и отсутствия возможности его приобретения за их пределами.

Теоретически, услуги по управлению могут оказываться в отношении любых многоквартирных домов, находящихся на любой территории муниципального образования, собственники жилых помещений которых на общем собрании выбрали способ управления – управление управляющей организацией, которая в соответствии с договором управления будет оказывать данные услуги.

Однако для осуществления деятельности на рассматриваемых товарных рынках хозяйствующий субъект должен обладать возможностью оперативного контактирования с потребителями услуг в целях осуществления контроля за состоянием жилищного фонда, а также соблюдения графика периодичности выполнения обязательных работ, перечень которых утвержден действующим законодательством (постановление Правительства РФ от 06.02.2006 №75).

Указанная возможность присутствует у организаций, имеющих ресурсы в непосредственной близости от месторасположения объектов управления.

Кроме того, в установленных законодательством случаях выбор управляющей организации осуществляется на конкурсной основе органами местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен соответствующий многоквартирный дом.

На территории Республики Башкортостан в 5 городах численность населения более 100 тысяч жителей: г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, г. Октябрьский, г. Нефтекамск.   

Городской округ город Уфа является одним из крупнейших городов Российской Федерации с населением более миллиона человек и по вновь вводимому жилью входит в число передовиков. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данного товара.

Городской округ город Стерлитамак второй по численности населения город Республики Башкортостан. Расположен в 130 км. от Уфы на территории площадью 109 кв. км. Стерлитамак является крупным промышленным, культурным и научным центром. Его мощный промышленный потенциал составляют предприятия химии, нефтехимии, машиностроения и стройиндустрии.

Городской округ город Салават – крупнейший центр по нефтехимии и нефтепереработке, занимающий третье место по величине в Республике Башкортостан. Город расположен на реке Белой в 150 километрах к югу от Уфы на территории площадью 106,2 кв. км. Население города Салавата по состоянию на 1 января 2008 года составляет 156 тысяч человек.

Городской округ город Октябрьский – это сложившийся город с развитой инфраструктурой и многоотраслевой экономикой, признанный одним из самых благоустроенных городов Башкортостана и Российской Федерации. Расположен в зоне Приуралья, в 188 км от столицы Республики Башкортостан, в 25 км от железнодорожной станции Туймазы на линии Ульяновск – Уфа. Город имеет выход на автодорогу федерального значения (М-5) Самара – Уфа – Челябинск. Численность населения - 107 тысяч человек.

Городской округ город Нефтекамск расположен на северо-западе республики, в 220 км от Уфы, вблизи многоводной реки Камы. По численности населения и производству промышленной продукции Нефтекамск – четвертый город Республики Башкортостан после Уфы, Стерлитамака и Салавата. Город занимает территорию 147,25 кв.км, Архитектурный облик города Нефтекамска характеризуется компактной планировочной структурой: жилые кварталы с включением в планировочную структуру единой системы озеленения и прилегающих лесопарков, рациональной сети транспортных магистралей, улиц и проспектов. В городе проживают около 130 тысяч жителей.

В связи с этим рассматриваемые географические границы данного рынка будут заключены в административных границах городских округов городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск.   

                    

                     4. Состав продавцов и покупателей

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом товарном рынке в данном обзоре включены хозяйствующие субъекты, оказывавшие услуги по управлению многоквартирными домами (код ОКВЭД – 70.32.1) на территории городских округов городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск в 2010 году.

Потребителями на рынке услуг по управлению многоквартирными домами является население, проживающее в многоквартирных домах и пользующееся коммунальными услугами и услугами, касающимися обслуживания жилищного фонда.

 Управление – это всегда деятельность, процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома – с момента его постройки и до момента сноса. По объекту управления выделяют формы управления многоквартирным домом:

управление жилищным фондом – это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица;

управление общим имуществом в доме – осуществляется собственниками помещений в доме, либо лицом, привлеченным собственниками.

Субъект управления – лицо, группа лиц, специально созданный орган или общество в целом, которые воздействуют на управляемый объект в целях обеспечения его функционирования и движения к заданной цели.

Субъект управления:

осуществляет управленческую и организационную работу;

принимает решения;

обеспечивает достижение поставленных целей.

При управлении многоквартирным домом, субъектом управления являются собственники помещений в многоквартирном доме (первичный субъект), или лица, привлеченные ими для управления домом (опосредованный субъект). В некоторых случаях субъектом управления многоквартирным домом могут быть органы местного самоуправления (в случае, если собственники сами не выбирают способ управления домом, за них управляющую компанию выбирают органы местного самоуправления, п. 4 ст. 161 ЖК РФ).

Таким образом, управление многоквартирным жилым домом – это согласованная деятельность собственников помещений в многоквартирном доме, или лиц, привлеченных ими, направленная на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования общим имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами являются специализированные организации, которые обеспечивают благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам. 

Потребители услуг – собственники и наниматели помещений в многоквартирных домах.

Поставщики услуг – управляющие организации - юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по управлению многоквартирными домами.

На территории городского округа город Уфа представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

 

1

Открытое акционерное общество "УЖХ Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

2

Открытое акционерное общество "УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

3

Открытое акционерное общество "УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

4

Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

5

Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

6

Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

7

Открытое акционерное общество "УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"

8

Общество с ограниченной ответственностью "Сипайловский"

9

Общество с ограниченной ответственностью "СервисСтрой-Инвест"

10

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дом"

11

Общество с ограниченной ответственностью "Регионпрестиж"

12

Общество с ограниченной ответственностью "СтройТехноКомп"

13

Общество с ограниченной ответственностью ЖЭК "Капиталстрой"

14

Общество с ограниченной ответственностью Домоуправление "Южный"    Киров.

15

Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ"  

16

Общество с ограниченной ответственностью "Эксплуатационная компания "УправДом"

17

Общество с  ограниченной  ответственностью   "Интегралжилфонд сервис" 

18

Общество с ограниченной ответственностью "Йорт"

19

Общество с ограниченной ответственностью "Теплосервис"

20

Общество с ограниченной ответственностью "Жилстройсервис"

21

Общество с ограниченной ответственностью "Дружба"

22

Общество с ограниченной ответственностью "Жилищный комплекс 21"

23

Общество с ограниченной ответственностью "ВертикальИнвест"

24

Общество с ограниченной ответственностью "БашЖилСервис"

 

 

На территории городского округа город Стерлитамак представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

 

1

Муниципальное унитарное предприятие "Управляющая компания «Жилкомсервис»

2

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания «Трест жилищного хозяйства»

3

Общество с ограниченной ответственностью «Башжилиндустрия»

4

Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок №11»

5

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок №16»

6

Общество с ограниченной ответственностью «Универсалстройсервис»

7

Общество с ограниченной ответственностью «Партнер»

8

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Росдомсервис»

9

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стройжилсервис»

10

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Стрион»

11

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Молодежное»

12

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания «Уют»

13

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Башжилсервис»

14

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Жилищно-эксплуатационный участок №15»

15

Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис»

 

 

На территории городского округа город Салават представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

 

1

 Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомзаказчик»

2

  Общество с ограниченной ответственностью «Жилуправление 8»

3

Общество с ограниченной ответственностью «СалаватЖил-Сервис»

4

Общество с ограниченной ответственностью «Дом Сервис»

5

Общество с ограниченной ответственностью «Ремонт и Монтаж Отопительных Систем»

6

Общество с ограниченной ответственностью «Домоуправление №9»

7

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая Компания Дом Монтаж Сервис»

8

Общество с ограниченной ответственностью «Наш Дом»

9

Общество с ограниченной ответственностью «Производственное жилищно-ремонтное управление»

10

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Дом Монтаж Сервис Плюс»

11

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Управдом»

 

 

На территории городского округа город Октябрьский предоставляет услуги по управлению многоквартирными домами один хозяйствующий субъект:

 

1

ОАО "Жилуправление"

 

 

На территории городского округа город Нефтекамск представляют свои услуги по управлению многоквартирным домом следующие хозяйствующие субъекты:

 

1

ООО «УЖХ»

2

ООО «Интеграл-РемСервис»

3

ЖК 50лет БАССР

4

ООО «Благоустройство +»

5

ООО «Скиф»

6

ООО «Ремжилстрой»

7

ООО «Нефтекамскстройзаказчик»

 

 

 

5.. Количественные показатели структуры рынка

5.1 Низкоконцентрированный тип рынка

 

На территории городского округа город Уфа наиболее крупными, являются 3 хозяйствующих субъекта (Открытое акционерное общество "УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Открытое акционерное общество "УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Открытое акционерное общество "УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2010 года находятся в пределах от 9,39% до 12,82%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2010 году составил 35,04%, а НН1= 648,75. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуг управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Уфа относится к III типу рынка и является низкоконцентрированным.

 

5.2 Высококонцентрированный тип рынка

 

На территории городских округов городов Стерлитамак, Салават, Октябрьский, Нефтекамск свои услуги по управлению многоквартирным домом представляют специализированные организации.

Наиболее крупными на территории города Стерлитамак являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия", Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Трест жилищного хозяйства", Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок №11"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2010 года находятся в пределах от 3,39% до 52,82%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2010 году составил 69,29%, а НН1= 2987,81. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Стерлитамак относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

Наиболее крупными на территории города Салават являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомзаказчик", Общество с ограниченной ответственностью "СалаватЖилСервис", Общество с ограниченной ответственностью "Жилуправление 8"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2010 года находятся в пределах от 5,53% до 50,13%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2010 году составил 63,17%, а НН1= 2613,26. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Салават относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

Наиболее крупными на территории города Нефтекамск являются 3 хозяйствующих субъекта (Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищно-коммунального хозяйства", Общество с ограниченной ответственностью "Интеграл-Рем-Сервис", Общество с ограниченной ответственностью "Нефтекамскстройзакачик"), доли которых на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2010 года находятся в пределах от 2,68% до 71,37%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2010 году составил 77,20%, а НН1= 5121,25. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Нефтекамск относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

Единственным и, соответственно, самым крупным на территории города Октябрьский является 1 хозяйствующий субъект – ОАО "Жилуправление", доля которого на рынке услуг управления многоквартирным домом по итогам 2010 года составляет 83,91 %. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR3) в 2010 году составил 83,91%, а НН1=7041,03. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуги управления многоквартирным домом в географических границах городского округа город Октябрьский относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

Низкий уровень концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами зафиксирован в городе-«миллионнике». В четырех городах с численностью населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек зафиксирован высокий уровень концентрации.

Полученные данные могут свидетельствовать о существовании корреляции между численностью населения города и уровнем концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами: чем больше численность населения, тем ниже уровень концентрации товарного рынка.

6. Барьеры входа на рынок услуг по управлению многоквартирным домом в городах

 

В процессе анализа рынка, а также рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ, были выявлены барьеры на рынке управления многоквартирными домами:

Во многих городах происходит навязывание органами местного самоуправления жителям – собственникам помещений в многоквартирных домах управляющих организаций. Зачастую такие управляющие организации созданы на базе прежних МУПов, изменилась только форма собственности. Данные организации осуществляют управление многоквартирными домами, имея при этом наибольшую долю среди других участников рынка управления эксплуатацией жилого фонда. Значимым барьером для входа хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок является отсутствие информации у потребителей услуги о субъектах, функционирующих на данном рынке, затрудняет выбор способа управления многоквартирным домом.

Многочисленны случаи, когда договор управления заключен не со всеми собственниками многоквартирными домов. Согласно части 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.

Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с  каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Права и обязанности у управляющей организации и собственников помещений в многоквартирном доме возникают на основании договора управления многоквартирным домом, который должен быть заключен с каждым собственником помещений такого дома. Таким образом, договор управления многоквартирным домом вступает в силу после его подписания каждым из собственников помещений в соответствующем доме. По истечении года с момента проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, договоры управления которыми не заключены в установленном действующим законодательством порядке (то есть выбор способа управления которыми не был реализован), у органа местного самоуправления возникает обязанность провести открытые конкурсы по отбору управляющей организации для управления данными многоквартирными домами в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №75. Непроведение конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами в нарушение действующего жилищного законодательства Российской Федерации ограничивает доступ хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, на рынок оказания данных услуг, а также исключает возможность выхода на рынок оказания услуг по управлению многоквартирными домами новым хозяйствующим субъектам, что приводит к недопущению, ограничению, а также устранению конкуренции на данном товарном рынке.

Во многих муниципальных образованиях республики в нарушение Жилищного кодекса Российской Федерации продолжается практика применения управляющими организациями тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, установленных для муниципального жилья органами местного самоуправления, без учета реального объема выполняемых в каждом доме работ и предоставляемых услуг. Управляющие организации предлагают и впоследствии устанавливают собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся под их управлением, единый размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, что приводит к установлению и поддержанию тарифов на содержание и ремонт жилого помещения в городе. Управляющие организации при управлении жилым фондом несут абсолютно разные затраты, а именно: имеют различный жилой фонд, отличающийся по качественным характеристикам, осуществляют различные расходы на управление, на покупку расходных материалов, на оплату труда и другое, однако все равно был предложен единый тариф для всех домов. В случае если собственник не соглашался с тарифом, то путем угроз с листовками об отключении коммунальных услуг ему вновь «предлагали» принять рассчитанный управляющей организацией тариф. То есть тариф выбирает не собственник помещения многоквартирного дома в нарушение пункта 7 статьи 156 Жилищного кодекса РФ, а управляющая организация. Соответственно, управляющие компании знают, что собственники многоквартирных домов не выберут другую компанию, стимула работать лучше у них нет. Поэтому выбор управляющей компании не осуществляется. Такие действия управляющих организаций Башкортостанским УФАС России квалифицируются как согласованные, ограничивающие конкуренцию, на рынке управления эксплуатацией жилого фонда. Управляющим организациям были выданы предписания: при расчете тарифа на содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников помещений учитывать характеристику каждого многоквартирного дома: степень его износа, его текущее состояние, необходимый объем работ по текущему ремонту и другое. В связи с этим прекратить предлагать собственникам помещений многоквартирных домов единые тарифы на содержание и текущий ремонт жилого помещения. Во исполнение указанных предписаний часть управляющих организаций при расчете тарифа на содержание и текущий ремонт жилого помещения на 2011 год начала предлагать собственникам помещений по разным домам различные тарифы. Данные действия управляющих организаций способствуют развитию конкуренции и прозрачности при выборе тарифа собственниками. В частности, если при утверждении тарифа на 2010 год все управляющие организации предлагали жителям многоквартирных домов единые тарифы, то при утверждении тарифа на 2011 год жители знают, что тарифы по управляющим организациям отличаются, то есть у жителей появился выбор той или иной управляющей организации.

В настоящее время одним из проблемных вопросов на рынке управления многоквартирными домами является создание фиктивных ТСЖ. А именно: в многоквартирном доме создается ТСЖ, о котором мало кто слышал. ТСЖ в установленном порядке регистрируется, но многоквартирным домом не управляет, а заключает договор на управление с управляющей организаций.

Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг не всегда соответствует потребностям и ожиданиям населения. Основная причина неэффективности ЖКХ - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе, где могут и должны нормально развиваться рыночные отношения. С появлением множества организаций, желающих заниматься управлением и эксплуатацией многоквартирных домов, перед собственниками жилья и органами местного самоуправления встал вопрос о доверии и путях обеспечения гарантий сохранности жилищного фонда и финансов, выделенных на его содержание.

Также выявлено, что до сих пор не обеспечена прозрачность деятельности управляющих компаний. Протоколы собраний собственников жилья оформляются в основном формально, стандарты раскрытия информации не соблюдаются.

Распространенным также является такое нарушение антимонопольного законодательства, как сокращение или прекращение производства товаров (предоставление услуг), на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства: в сфере ЖКХ это отключение добросовестных плательщиков от ресурса, что наиболее часто встречается в рамках электро- и теплоснабжения.

Отсутствуют равные условия для участников рынка услуг по расчетному обслуживанию хозяйствующих субъектов, занимающихся управлением многоквартирными домами, не в полной мере имеется информационная  прозрачность деятельности организаций коммунального комплекса.

Из-за недостаточного уровня активности собственников жилья, невысокого уровня правовой культуры в сфере ЖКХ население недостаточно контролирует работу управляющих компаний, в том числе в целях эффективного расходования средств на текущее содержание жилищного фонда, не формирует требования к качеству услуг и цен на них. Фактически не осуществляется контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан при предоставлении жилищных и коммунальных услуг, за качеством и полнотой объема проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Не соблюдаются принципы прозрачности выбора подрядных организаций, равноправной конкуренции между подрядными организациями при привлечении подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», и  подготовке договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, заключаемых  с победителями открытых конкурсов по привлечению подрядных организаций. Привлечение подрядных организаций должно осуществляться путем проведения открытых конкурсов. Однако информации о проведении таких конкурсов в открытом доступе не имеется.

Барьером являются наличие пробелов в законодательстве, связанные с урегулированием порядка передачи вновь выбранной управляющей организации от прежней, технических и иных документов на многоквартирный дом, перечисления остатков денежных средств собственников помещений, находящихся на расчетном счете прежней управляющей организации (счетах расчетного (кассового) центра муниципального образования).

         На рынке управления муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой необходимо привлечение эффективных частных операторов к управлению коммунальной инфраструктурой. Передача муниципального и регионального имущества в аренду частным операторам должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка. В целях недопущения ограничения конкуренции  в данной сфере государством разработаны Методические рекомендации по проведению органами государственной власти и органами местного самоуправления торгов при передаче имущественных прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.  Соблюдение органами государственной власти и органами местного самоуправления данных Методических рекомендаций позволит не допустить ущемления интересов хозяйствующих субъектов, желающих получить такие права на государственное и муниципальное имущество, а также недопущения ущемления интересов потребителей услуг предприятий коммунальной инфраструктуры.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства пока еще мала доля малого предпринимательства. Для того чтобы пришел частный бизнес в ЖКХ, должны быть равные условия со стороны местного самоуправления. Сегодня уже есть примеры опыта частных компаний. Многочисленные опросы малых предприятий показывают, что они высказываются за желание объединяться в холдинги по ремонтным работам, по вывозу мусора, по обслуживанию лифтового хозяйства, по ремонтным работам инфраструктуры. Это, конечно, нужно приветствовать и помогать. Приход частного капитала оздоровит бизнес, создаст условия для добросовестной конкуренции. Иначе мы, уходя из-под колеса государственной монополии, можем попасть под колесо другой, более жесткой монополии.

 

7. Выводы

 

По итогам проведенного анализа рынка предоставления услуг по управлению многоквартирным домом сделаны следующие выводы:

1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельность по оказанию комплекса услуг по управлению многоквартирным домом.

2. Продавцами (поставщиками) на данном рынке являются специализированные организации, предоставляющие услуги по управлению многоквартирным домом, а покупателями – жилой фонд (население), административные здания, коммерческие организации (банки, торгово-развлекательные центры и др.).

3. Географические границы рынка предоставления услуг по управлению многоквартирным домом заключены в административных границах городов с населением более 100 тыс. жителей, а именно – в городских округах городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский и Нефтекамск.

4. Управление многоквартирным домом – это деятельность по управлению всеми помещениями (квартирами, комнатами), находящимися в собственности одного лица; это также всегда деятельность, процесс, растянутый во времени. Временные рамки управления конкретным многоквартирным домом зависят от жизненного цикла дома – с момента его постройки и до момента сноса.

5. При проведении настоящего обзора установлено, что в городском округе город Уфа действует 24 управляющие организации, обслуживающие 15067,60 тыс. кв. м. или 70,31% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Стерлитамак действует 15 управляющих организаций, обслуживающих 3569,90 тыс. кв. м. или 77,72% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Салават действует 11 управляющих организаций, обслуживающих 2093,10 тыс. кв. м. или 70,44% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Октябрьский действует 1 управляющая организация, обслуживающая 1351,30 тыс. кв. м. или 83,91% от общего жилищного фонда города. В городском округе город Нефтекамск действуют 7 управляющих организаций, обслуживающих 1746,60 тыс. кв. м. или 80,48% от общего жилищного фонда города.

7. При достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций велика доля жилищного фонда, управляемого этими организациями. Меньшая часть жилищного фонда обслуживается муниципальными унитарными предприятиями.

8. Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в городском округе Уфа является рынком с развитой конкуренцией.

9. Полученные данные относительно уровня концентрации рынка услуг по управлению многоквартирными домами могут свидетельствовать о существовании корреляции между численностью населения города и уровнем концентрации рынка оказания услуг по управлению многоквартирными домами: чем больше численность населения, тем ниже уровень концентрации.