Отчет Башкортостанского УФАС России по анализу и состоянию конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива за 2007 год.

Сфера деятельности: Электроэнергетика

Отчет Башкортостанского УФАС России по анализу и состоянию конкурентной среды на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива за 2007 год.

12.03.2009

Анализ состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива за 2007г. составлен в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Продуктовые границы товарного оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива.

По классификации Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) нефтепродукты относятся к подклассу 02 5000 (Нефтепродукты. Альтернативные виды топлива).
Автобензины, согласно классификатору ОКП входят в подгруппу продукции "Бензины" (код ОКП – 025110) и относятся к одному виду продукции – "Бензины автомобильные" (код ОКП – 025112), деление которого на марки классификатором ОКП не предусмотрено.
Топливо дизельное, согласно указанному классификатору, представляет собой одноименную подгруппу продукции (код ОКП – 025130), которая подразделяется на следующие виды продукции:
- "Топливо дизельное летнее" ( код ОКП – 02531);
- "Топливо дизельное зимнее" (код ОКП – 025132);
- "Топливо дизельное специальное" (код ОКП – 025133);
- "Топливо дизельное прочее" (код ОКП – 025139)
Исходя из вышеизложенного, продуктовые товарные границы, рассматриваемого розничного рынка нефтепродуктов по виду реализуемых нефтепродуктов, которые не являются взаимозаменяемыми по своему функциональному назначению и потребительским свойствам, определены товарными группами: Автобензины (ОКП 025112) и Дизтопливо (ОКП 025130).
Исходя из дифференциации по функциональному назначению, применению, качественным и технических характеристикам в целях исследования розничной реализации нефтепродуктов в Республике Башкортостан определены следующие товары:
Группы товаров
Подгруппа ОЧ Товары
(спецификации)
Автомобильные
бензины
(ОКП 025110) низкооктановые не менее 76 по ММ,
не менее 80 по ИМ 1. АИ–76 (АИ–80)
высокооктановые 82,5–88
по ММ,
91–98 по ИМ 2. АИ–92 (АИ–91, АИ– 93)
3. АИ–95 (АИ–96)
4. АИ–98
Дизтопливо
(ОКП 025130) 5. ДТ (летнее, зимнее, арктическое)

Автомобильные бензины
 

Бензины предназначены для применения в поршневых двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением (от искры). В зависимости от назначения их разделяют на автомобильные и авиационные. Несмотря на различия в условиях применения автомобильные и авиационные бензины характеризуются в основном общими показателями качества, определяющими их физико-химические и эксплуатационные свойства.


Современные автомобильные и авиационные бензины должны удовлетворять ряду требований, обеспечивающих экономичную и надежную работу двигателя, и требованиям эксплуатации: иметь хорошую испаряемость, позволяющую получить однородную топливовоздушную смесь оптимального состава при любых температурах; иметь групповой углеводородный состав, обеспечивающий устойчивый, бездетонационный процесс сгорания на всех режимах работы двигателя; не изменять своего состава и свойств при длительном хранении и не оказывать вредного влияния на детали топливной системы, резервуары, резинотехнические изделия и др. В последние годы экологические свойства топлива выдвигаются на первый план.


Основную массу автомобильных бензинов в России вырабатывают по ГОСТ 2084-77 и ГОСТ Р51105-97 и ТУ 38.001165-97. В зависимости от октанового числа ГОСТ 2084-77 предусматривает четыре марки автобензинов: АИ-76 (АИ-80), АИ-92 (АИ-91, АИ-93), АИ-95 и АИ-98. Для первых двух марок цифры указывают октановые числа, определяемые по моторному методу, для последних - по исследовательскому.


Дизельные топлива


Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях.


В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами. По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.


Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок:
• Л - летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0°С;
• З - зимнее, применяемое при температурах до -20°С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь заст < -35°С и п < -25°С), или зимнее, применяемое при температурах до -30°С, тогда топливо должно иметь заст < -45°С и п <-35°С);
• А - арктическое, температура применения которого до -50°С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %.


Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с температурой застывания 0°С без нормирования температуры помутнения. В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35).


Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости. В качестве товара заменителя может быть рассмотрено газобаллонное топливо: сжатый и сжиженный природные газы, которые включены в отдельную товарную группу – код 02 7100 7 «Газ горючий природный и поставляемый в магистральные газопроводы, газ искусственный, конденсат газовый, гелий», но в настоящее время оно не может рассматриваться как заменитель нефтяных топлив из-за необходимости вложения денежных средств в переоборудование автомобилей для работы на газе и отсутствия развитой сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.


В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельности розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива относится к разделу G «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и классифицируется как «розничная торговля моторным топливом» - код 50.5.

Географические границы товарного оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.


На основании методических рекомендаций по проведению исследования состояния конкуренции на розничном рынке бензина автомобильного и дизельного топлива, одобренным Методическим Советом ФАС России географические границы исследуемого данного рынка определены в административных границах Республики Башкортостан. Географические границы очень обширны.

Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива.

Основными хозяйствующими субъектами по оптовой реализации бензина автомобильного и дизельного топлива являются:
ОАО «Башкирнефтепродукт», юр. адрес: 450051, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Чекмагушевская, 1А.;
ООО «Лукойл-Уралнефтепродукт», юр. адрес: 450001, Республика Башкортостан г. Уфа, ул. Проспект Октября, 1;
ООО «АТЭК», юр. адрес: 450005, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 107;
ООО «Проминвест», юр. адрес: 450064, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мира, 61;
ООО «Селена-Нефтехим», юр. адрес: 450064, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Мира д.14;
ООО «Финтрейд», юр. адрес: 450075, Республика Башкортостан, г. Уфа, пр. Октября, 119;
ООО «Элевант Процессинг», юр. адрес: 450112, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Калинина, д. 13;
ООО «Аквамак Процессинг», юр. адрес: 450064, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Мира, д. 14, оф. 319;
ООО «Башрегион», юр. адрес: 450112, Республика Башкортостанг. Уфа, ул. Калинина, 13;
ООО «НК Нафта-Уфа», юр. адрес: 450044, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Новочеркаская, 16.
Покупателями продукции являются юридические лица. Как для розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива на АЗС, так и для нужд собственного потребления. Также покупателями нефтепродуктов являются не резиденты Российской Федерации. Бензин автомобильный и дизельное топливо уходит в ближнее зарубежье в страны восточной и западной Европы.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива.

На рынке по оптовой реализации нефтепродуктов Республики Башкортостан осуществляют хозяйственную деятельность 10 хозяйствующих субъектов. Наибольшую долю в реализации занимает ООО «НК Нафта-Уфа» доля его 51,38 %. Крупными продавцами также являются ООО «Аквамак Процессинг» доля реализации 12,21 % и ООО «АТЭК» доля его реализации составляет 8,27 %.

Уровень концентрации товарного рынка оптового рынка бензина автомобильного и дизельного топлива.

На территории Республики Башкортостан реализацией бензина автомобильного и дизельного топлива занимаются 10 хозяйствующих субъектов. Из них наиболее крупными хозяйствующими субъектами являются ООО «НК Нафта-Уфа», ООО «Аквамак Процессинг», ООО «АТЭК», доли которых на рынке по итогам 2007г. 51,38 %, 12,21%, 8,27 %. При этом, коэффициент рыночной концентрации (СR3) в 2007г. составил 71,85 %, а HHI= 3013,904. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что оптовый рынок бензина автомобильного бензина и дизельного топлива Республики Башкортостан относиться к I типу рынков и является высококонцентрированным.

Оценка состояние конкурентной среды на товарном рынке оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива.


Нефтеперерабатывающий комплекс Республики Башкортостан является крупнейшим не только в Российской Федерации, но и в Европе. По уровню технической оснащенности он на протяжении многих лет удерживает лидирующие позиции среди других регионов. Гибкость и уникальность технологических схем позволяют принимать и перерабатывать сырье самого различного качества: от газового конденсата до тяжелого высокосернистой нефти. Так на территории Республики Башкортостан действуют такие нефтеперерабатывающие заводы как ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфимский НПЗ», ОАО «Новойл» и ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» Эти заводы выпускают нефтепродукты конкурентоспособную продукцию, которая широко представлена как на внутреннем, так и на внешнем розничном рынке. С 2007 г. на внутренний рынок нефтепродуктов поставляются автомобильные бензины и дизельное топливо по стандарту качества ЕВРО – 4 (автомобильные бензины: Регулятор – 92, Премиум – 95, Супер – 98, дизельное топливо экологически чистое с содержанием серы 0,035 и менее).
В 2007г. в условиях высоких цен на углеводородные сырье и продолжающегося их роста чрезвычайно обострилась проблема загрузки мощностей по первичной переработки нефти. В целях сохранения объемов сырья, поставляемого на переработку по «давальческой» схеме, по которой полностью работает Уфимская группа заводов, эти предприятия пошли на снижение величины платы за «процессинг».


На рынке по оптовой реализации нефтепродуктов Республики Башкортостан осуществляют хозяйственную деятельность 10 хозяйствующих субъектов. Наибольшую долю в реализации занимает ООО «НК Нафта-Уфа» доля его 51,38 %. Крупными продавцами также являются ООО «Аквамак Процессинг» доля реализации 12,21 % и ООО «АТЭК» доля его реализации составляет 8,27 %.


Оптовый рынок бензина автомобильного бензина и дизельного топлива Республики Башкортостан относиться к I типу рынков и является высококонцентрированным.