Отчет Башкортостанского УФАС России по анализу и состоянию конкурентной среды на рынке глиняного (керамического) кирпича за 2007 год.

Сфера деятельности: ЖКХ и строительство

Отчет Башкортостанского УФАС России по анализу и состоянию конкурентной среды на рынке глиняного (керамического) кирпича за 2007 год.

11.01.2009

Анализ состояния конкуренции на рынке кирпича глиняного (керамического) за 2007г. составлен в соответствии с приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 «Об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

Продуктовые границы товарного рынка глиняного (керамического) кирпича.

Продуктовыми границами исследуемого рынка является рынок кирпича глиняного (керамического) (далее - кирпича), по следующему сегменту:
- кирпич глиняный (керамический).


Сырьем для производства кирпичной продукции является глина, вода, отощитель – шлака.
Кирпич наиболее востребован в индивидуальном и массовом строительстве.


Данный товар применяться в разных сферах строительства: при закладке фундамента, возведение несущих стен и межкомнатных перегородок, в печах и каминах (кроме тех мест, где происходит непосредственное соприкосновение с огнем), для облицовки зданий и их внутренней отделки. При этом он устойчив к различным внешним негативным воздействием, что доказано испытаниями и временем. Он прочен, износостоек, морозостоек, влагоустойчив, хорошо удерживает тепло. Кирпич «дышащий материал» - обеспечивает благоприятный климат.


Существуют различные виды марок кирпича, такие как М-100, М-125, М-150, М-200.


Качественные, технические и эксплуатационные характеристики кирпича:
• Соответствует ГОСТ 530-2007 и ТУ 5741-003-22644063-2008;
• Марка по прочности 100 и выше;
• Морозостойкость, цикл 50 и выше;
• Водопоглащение,% - 10-11;
• Пустотность,% 37-49;
• Плотность, кг/куб.м. 1150-1180;
• Теплопроводность, вт/м*гр, одинарн-0,353,утолщ.-0,349;
• Удельная радиоактивность, бк/кг-110,92;
• Средняя плотность -1,2;
• Масса :одинарного кирпича – 2,2 кг;
утолщенного кирпича-3,0 кг;
• Размер: одинарного кирпича, мм -250х120х65;
утолщенного кирпича, мм-250х120х88;
• Группа по теплотехническим характеристикам – эффективная.


Рассматривая вопрос по взаимозаменяемости глиняного (керамического) кирпича при строительстве объектов, можно отметить, что допускается замена силикатным кирпичом, но так как он имеет недостатки такого характера как, менее водостойкий, огнестойкий и морозостойкий и в условиях повышенной влажности или экстремальных температур уменьшается плотность силикатного кирпича, то его не используют для кладки фундаментов, каминов, печей и труб. В связи с чем, он реже применяется в климатический условиях Республики Башкортостан. Таким образом, силикатный кирпич при строительстве зданий, сооружений при определенных условиях является взаимозаменяемым товаром.


В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД), утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001г. № 454-ст. деятельность по производству глиняного (керамического) кирпича относится к разделу D «Обрабатывающие производства», подраздела DI «Производство прочих неметаллических минеральных продуктов» и классифицируется как «производство кирпича, черепицы и прочих строительных изделий из обожженной глины» - код 26.40.


С 01 марта 2008 года приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 сентября 2007г. № 248-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 530-2007 «Кирпич и камень керамические», взамен ГОСТ 530-95 «Кирпич и камень керамические» и ГОСТ 7484-78 «Кирпич и камень лицевые» в качестве национального стандарта Российской Федерации. Согласно новому стандарту марка по прочности изделий для пустотелого кирпича должна быть не ниже М 100 (по ранее действовавшему - не ниже М75). Присутствие известковых включений в добываемой глине и технологический процесс изготовления кирпича не позволяют избежать отколов на изделиях не более 1,0 кв.см, предусмотренного новым стандартом, поэтому специалистами предприятия проделана большая работа для разработки, согласования и регистрации в РЦС «Башстройсертификация» г. Уфы технических условий ТУ 5741-003-22644-003-2008 «Кирпич и изделия фигурные керамические, пустотелые». Технические условия введены в действие с 1 марта 2008 года, при производстве продукции, которыми предусматривается отклонение от ГОСТ 530-2007 по общей площади отколов не более 3,0 кв.см.


В ходе проведенного анализа установлено, что все действующие кирпичные заводы, имеют собственные карьеры месторождений, где и берут глину для производства собственной продукции. Используемая глина богата железом. Эта особенность придает кирпичу насыщенный красный цвет и особую прочность.


Таким образом, продуктовые границы анализируемого рынка определены как деятельность по производству и реализации глиняного (керамического) кирпича.

Географические границы товарного рынка глиняного (керамического) кирпича.

Географические границы товарного рынка определяют территорию, на которой покупатель имеет экономическую и технологическую возможность приобрести, а продавец реализовать рассматриваемый товар.


На основании методических рекомендаций по проведению обзора рынка глиняного (керамического) кирпича, одобренным Методическим Советом ФАС России от 31.03.2008г. географические границы исследуемого рынка кирпича определены в административных границах Республики Башкортостан.

Состав хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке глиняного (керамического) кирпича.

Хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по производству кирпича, являются кирпичные заводы, сельскохозяйственные предприятия, имеющие цеха по производству кирпича.


На территории республики расположены 30 кирпичных заводов, которые производят и реализуют глиняный (керамический) кирпич.


Основными производителями являться ООО «Башкирский кирпич», ООО «Мелеузовский кирпичный завод», ОАО «Керамика».


Поставщиками сырья являются сами заводы, которые добывают глину на своих карьерах месторождениях. Как правило, эти месторождения расположены в близи заводов, что снижает расходы на транспортировку.


Продавцами на данном рынке являются кирпичные заводы.


Покупателями являются строительные организации, занимающиеся строительством зданий промышленного назначения, непромышленного назначения (банки, офисы, торговые центры), жилых домов, зданий, школ, больниц, детских домов, а также и физические лица, использующие кирпич в своих личных целях.

Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке глиняного (керамического) кирпича.

Согласно данным, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, общий объем рынка производства кирпича за 2007г. по республике увеличилось на 0,6 % условного кирпича, по сравнению 2006г.

Согласно данным, представленным территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан, общий объем реализации кирпича за 2007г. по республике уменьшилось на 4,04 % условного кирпича, по сравнению 2006г. Реализацией кирпичной продукцией в анализируемый период по республике занимались, в основном, сами кирпичные заводы.


По результатам анализа было выявлено, что на рынке кирпича наибольшую долю занимает ООО «Башкирский кирпич», который в общем объеме реализации 16,84 %, за ним следует ООО «Мелеузовский кирпичный завод», этот хозяйствующий субъект занимает 11,58 %, на третьем месте расположилось ОАО «Керамика», у которого на республиканском рынке производства кирпича доля составляет 10,20 %. Данные хозяйствующие субъекты осуществляют свою деятельность в географических границах Республики Башкортостан.


Анализ уровня рентабельности показал, что на республиканском рынке производства кирпича существуют, как рентабельные, так и убыточные заводы по производству кирпича. Доля рентабельных заводов составляет 73,3 %, а убыточных 13,3 %.


Уровень концентрации товарного рынка глиняного (керамического) кирпича.

На территории Республики Башкортостан производством кирпича занимаются 30 кирпичных заводов, производящие различные марки кирпича. Из них наиболее крупными производителями кирпичной продукции являются 3 хозяйствующих субъекта (ООО «Башкирский кирпич», ООО «Мелеузовский кирпичный завод», ОАО «Керамика»), доли которых на рынке по итогам 2007г. находятся от 9,15 % до 15,85 %. При этом коэффициент рыночной концентрации (СR3) в 2007г. составил 36,11 %, а HHI=790,90. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок производства кирпича Республики Башкортостан относиться к III типу рынков и является низкоконцентрированным.


Барьеры входа на товарный рынок глиняного (керамического) кирпича.

При анализе рынка производства кирпича выявлены следующие барьеры входы в товарный рынок:
Одним из административных барьеров при производстве кирпича является процесс получения лицензии на пользование недрами, которую выдает Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. Для производства кирпича, чтобы минимизировать издержки, необходимо иметь собственные карьеры-месторождения по разработке основного сырья – глины.

Оценка состояние конкурентной среды на товарном рынке.

В ходе проведенного исследования на рынке кирпича за 2007г. по республике установлено следующие.


Повышенным спросом пользуются средние марки кирпича, такие как М-125, М-150, которые по цене и качеству, является самым оптимальным предложением.


Объемы производства кирпича увеличиваются, что объясняет активно растущий спрос на него как со стороны предприятий так и со стороны индивидуальных застройщиков, а, именно, сельское население Республики Башкортостан с каждым годом все больше применяют при строительстве домов глиняный (керамический) кирпич. Для удовлетворения этого спроса многие кирпичные заводы Республики Башкортостан проводят модернизацию технологического оборудования. На этом фоне создалась ситуация, когда конкуренция на рынке кирпича стала очень острой. Поэтому, если ранее такой инструмент воздействия как лоббирование практически не имел значения, то сейчас он используется всеми основными игроками рынка. Каждый завод имеет теперь свой бренд, и свои методы продвижения кирпича на рынок. Если попытаться позиционировать заводы на рынке Республики Башкортостан по степени их влияния, то, безусловно, первое место принадлежит ООО «Башкирский кирпич» (доля на рынке составляет 15,85 %). В отношении других заводов Республики Башкортостан, таких как ООО «Мелеузовский кирпичный завод» (доля на рынке составляет 11,11 %), ОАО «Керамика» (доля на рынке составляет 9,15 %), то их объемы производства, и реализации не мешает им влиять на республиканском рынке кирпича.


Анализ уровня цен показал, что в течение 2007 г. наблюдается тенденция роста средневзвешенной цены руб./тыс. шт. во всем производителям кирпича. Так, темп роста к началу года составил от 8,23% до 90,63 %. Данное повышение средневзвешенной цены обусловлено тем, что проводилась модернизация технологической линии производства кирпича, рост цен на энергоносители, ремонт промышленных зданий кирпичных заводов и др. В целом по республике зафиксирован уровень средневзвешенных цен от 3631 до 6907 руб./тыс. шт.


В основном кирпичные заводы Республики Башкортостан поставляют свою продукцию в пределах республики. Вместе с тем, в последние годы увеличиваются поставки на значительные расстояния. Так, кирпичные заводы являются поставщиками кирпичной продукции и в другие области России такие как Челябинская обл., Оренбургская обл.. и др. Связано это с несколькими основными факторами: во-первых, кризисом перепроизводства, который заставляет заводы активно искать новые рынки сбыта; во-вторых, республика является своеобразным промежуточным пунктом на пути к еще более перспективному Челябинскому рынку, поэтому завоевание здесь позиций имеет важное стратегическое значение.


Среди маркетинговых ходов, предпринимаемых различными заводами, можно отметить очень продуманную политику кирпичных завода, которые осознанно отказались от практики дилерства. Тем самым продукция на прямую попадает от производителя к покупателю, что сказывается на ценах. Заводы сами поставляют свою продукцию потребителю, то есть предприятии пошли на определенные транспортные издержки, чтобы завоевать клиентов в Республики Башкортостан.


В результате проведенного анализа рынка кирпича выявлено, что основным факторами, влияющие на конкурентную среду являются:
- развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья, что существенно подстегивает молодых семей в сельской местности;
- достаточно высокие темпы строительства многоэтажного строительства в крупных городах республики, в таких как г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Нефтекамск.

Выводы

Проведенный анализ рынка глиняного (керамического) кирпича показывает, что:
1. Продуктовыми границами исследуемого рынка является деятельности по производству кирпича.
2. Продавцами и производителями данном рынке являются кирпичные заводы, а покупателями – строительные организации, а также и физические лица Республики Башкортостан.
3. Географическими границами рынка производства кирпича определены в административных границах Республики Башкортостан.
4. Количественные показатели, характеризующие структуру анализируемого рынка, позволяют сделать вывод о том, что в Республике Башкортостан низкоконцентрированный тип рынка.
5. Основным препятствием входа в рынок является проблематичное получение квот на карьер – месторождений.