• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет по результатам анализа рынка кадастровых и землеустроительных работ

  1. Общие положения

 

Настоящий анализ выполнен отделом антимонопольного контроля товарных рынков Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан.   

Анализ рынка оказания кадастровых и землеустроительных работ проведен на основании Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок),  методикой, утвержденной приказом ФАС России от 29.08.2018 №1232/18 (Приложение №19).

Согласно подпункту «а» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018 (далее — Перечень поручений) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо было разработать ключевые показатели развития конкуренции на основании материалов, подготовленных рабочей группой Государственного совета Российской Федерации, по согласованию с ФАС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики в соответствующей отрасли (сфере) экономики.

 В конце августа ФАС России утвердила методики расчета сорока одного (41) показателя. Регионам, в свою очередь, необходимо выбрать не менее 33-х показателей и направить сформированные и обоснованные перечни в ФАС России. По итогам свода предложений всех субъектов РФ будут инициированы изменения в Стандарт развития конкуренции, утверждаемый Правительством РФ.

По результатам совещаний Министерством экономического развития РБ и профильными министерствами и ведомствами сформирован перечень ключевых показателей развития конкуренции в Республике Башкортостан на предстоящий трехлетний период.

С целью принятия окончательного решения о включении показателя по объему выручки частных организаций на рынке выполнения кадастровых и землеустроительных работ решено проанализировать указанный рынок силами УФАС по РБ.

Согласно методике ФАС России, ключевой показатель развития конкуренции на рынке кадастровых и землеустроительных работ в субъектах Российской Федерации (приложение №19 к методике ФАС России) должен составлять не менее 80% присутствия организаций частной формы собственности на данном рынке.

При обсуждении данного показателя на республиканском уровне принято решение заменить данный показатель на следующий: объем выручки частных организаций на рынке не менее 80%.

Таким образом, целью исследования рынка кадастровых и землеустроительных работ является установление количества частных организаций на рынке и определение их доли на рынке по объему выручки.

В соответствии с требованиями Порядка, анализ рынка  кадастровых и землеустроительных работ исследован по следующим позициям:

  1. Временной интервал исследования товарного рынка;
  2. Продуктовые границы товарного рынка;
  3. Географические границы товарного рынка;
  4. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке;
  5. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке;
  6. Определение уровня концентрации товарного рынка;
  7. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке.

 

При анализе и оценке рынка кадастровых и землеустроительных работ в качестве исходной информации использовались сведения, представленные органами местного самоуправления, СРО (ассоциации и гильдии кадастровых инженеров) и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

 

Исследование рынка кадастровых и землеустроительных работ проводится за период с 01.01.2015 по 31.11.2018 (отдельно по каждому году).

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

 

Кадастровые работы (кадастровая деятельность) - это выполнение уполномоченным лицом (кадастровым инженером) работ в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), в отношении недвижимого имущества, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе.

Принимая во внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 1  Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, кадастровые работы выполняются в отношении всех перечисленных объектов недвижимости.

Согласно п. 4.2. ст. 1 Федерального закона «О кадастровой деятельности» от 30.12.2015 № 452-ФЗ в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

Землеустроительные работы  – это работы по установлению на местности границ муниципальных и административно-территориальных образований, а также границ любых земельных участков, с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

 В соответствии со ст.1 Федерального закона «О землеустройстве» от 18.06.2001 № 78-ФЗ - землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное землеустройство).

Таким образом, продуктовыми границами являются кадастровые и землеустроительные работы.

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014
№ 14-ст, кадастровым и землеустроительным работам присвоен ОКВЭД 2 код 71.12.7-Кадастровая деятельность и код ОКВЭД 71.12.46 – Землеустройство.

 

4. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы рынка в соответствии с целями исследования определены территорией Республики Башкортостан.

 

5. Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

 

Кадастровую деятельность в соответствии с требованиями Закона о кадастре вправе осуществлять только кадастровые инженеры. При этом соответствующие услуги могут оказывать как кадастровые инженеры, действующие в качестве индивидуальных предпринимателей, так и инженеры, осуществляющие деятельность в качестве работников юридического лица (в этом случае в штате у юридического лица должно быть не менее двух кадастровых инженеров).

Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Кадастровый инженер может быть членом только одной саморегулируемой организации кадастровых инженеров (ст. 29 Закона о кадастре).

На территории Республики Башкортостан крупнейшими хозяйствующими субъектами на рынке, являются:

- ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» (450097, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Бессонова, 26а).

-  ООО «МегаБит» (452830, Республика Башкортостан,  Татышлинский район, с. Верхние Татышлы, ул. Косомольская, 1).

По форме состав хозяйствующих субъектов (продавцов) на рынке следующий: государственное бюджетное учреждение и его филиалы, муципальные бюджетные учреждения, муниципальные предприятия, частные организации: общества с ограниченной ответственностью и индивидуальные предприятия.

Перечень хозяйствующих субъектов, действующих на рынке кадастровых и землеустроительных работ, указан в приложении к настоящему аналитическому отчету (Таблица№1 в формате Excel).

Покупателями на рынке являются физические и юридические лица, которым требуется выполнение кадастровых и землеустроительных работ.

 

6. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на товарном рынке

 

Расчет объема рынка кадастровых и землеустроительных работ и долей хозяйствующих субъектов, действующих на указаном рынке, сделан на основании данных хозяйствующих субъектов о выручке за выполненные работы.

В 2015 году объем рынка составил 582 267 357,9 руб., из которых выручка частных организаций – 254 281 092,6 руб. (43,7% от общего объема рынка);

в 2016 году – 556 769 516,4 руб., где выручка частных организаций – 301 222 372,4 руб. (54,1% от общего объема рынка);

в 2017 году – 491 377 683,2 руб., где выручка частных организаций – 323 165 231 руб. (65,8 % от общего объема выручки);

в 2018 году (период: январь-октябрь) – 305 304 545,5 руб., где выручка частных организаций – 198 740 070,7 руб. (65,1 % от общего объема выручки).

 

Доли хозяйствующих субъектов, действующих на рынке кадастровых и землеустроительных работ, определены по итогам каждого временного интервала и указаны в приложении к настоящему аналитическому отчету (Таблица№1 в формате Excel).

 

7. Уровень концентрации товарного рынка

 

Определение уровня концентрации рынка кадастровых и землеустроительных работ, а также определение барьеров входа на товарный рынок осуществлен в соответствии с разделом VII и VIII Порядка.

Для определения уровня концентрации рынка кадастровых и землеустроительных работ был использован индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) рассчитывается как сумма квадратов долей на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий - 2000 <= HHI <= 10000;

- умеренный - 1000 <= HHI < 2000;

- низкий – HHI < 1000.

Уровень концентрации товарного рынка определен на основании индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) (за каждый год рассматриваемого периода).

В 2015 году изучаемый рынок являлся высококонцентрированным со значением индекса  HHI =2063,6.

В 2016 году индекс концентрации товарного рынка (HHI) составил 1450,2
- умереноконцентрированый рынок.

В 2017 году рассматриваемый рынок также относился к умереноконцентрированному – HHI =1201,2.

В 2018 году рынок отнесен к низкоконцентрированному со значением HHI = 970,5.

 

  1. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

 

Согласно пункту 2.4. методики ФАС (приложение №19), в случае, если после проведения анализа рынка, доля участия организаций частной формы собственности составляет более 20%, рынок может считаться развитым.

По данным исследования в 2015 году из 100 организаций на рынке, 80 - частных (80%); в 2016 году из 123 организаций, частных – 100 (81,3%);
в 2017 году из 142 организаций, частных – 120 (84,5%); в 2018 году из 146 организаций, частных – 121 (82,8%).

Таким образом, исследуемый рынок относится к развитому рынку.

Доля частных организаций составляет 82% от общего числа хозяйствующих субъектов (149 организаций).

В 2015 году отмечается высокий уровень концентрации товарного рынка. Основным игроком с долей более 44% является ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация». Таким образом, в 2015 году конкуренция на данном рынке была недостаточна развита.

В 2016-2017 гг. согласно рассчитанным данным, рынок становится умеренно концентрированным. Доля ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» снижается до 34% в 2016 году и до 20% в 2017 году. На этом фоне резко растет доля ООО «Мегабит» - 13% в 2016 году и 26% в 2017 году. Также увеличивается доля других организаций: ООО «Тохограф» с 2% в 2015 году до 4,6% в 2017 году; ООО «Служба кадастровых инженеров» с 3,5% до 4,9% и др.

Таким образом, в 2016-2017 гг. рынок является умеренно конкурентным.

В 2018 году (период: январь-октябрь) отмечается низкий уровень концентрации товарного рынка. Два крупнейших субъекта на рынке: ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» и ООО «Мегабит» (доля каждого 20% от общего объема выручки). Заметно увеличилась доля иных хозяйствующих субъектов, что говорит о более развитой конкуренции на рынке. В данный период рынок можно характеризовать как рынок с развитой конкуренцией.

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов.

Таким образом, в 2018 году хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, не имеется.

 

9. Выводы по результатам анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках

   

1. Кадастровую деятельность вправе осуществлять только кадастровые инженеры, которые в обязательном порядке должны быть членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

2. Исходя из анализа информации, представленной хозяйствующими субъектами по запросу антимонопольного органа, объем рынка кадастровых и землеустроительных работ на территории Республики Башкортостан составил:

- 2015 год – 92123 шт., выручка – 582 267 357,9 руб.;

- 2016 год – 68881 шт., выручка – 556 769 516,4 руб.;

- 2017 год – 56592 шт., выручка – 491 377 683,2 руб.; 

- 2018 год – 41943 шт., выручка – 305 304 545,5 руб.

Таким образом, в период: 2015- 2018 гг. наблюдается ежегодное снижение общих показателей по количеству выполненных работ и по объему выручки.

3. Уровень конкуренции на рынке кадастровых и землеустроительных работ на территории Республики Башкортостан характеризуется как:

- в 2015 году – высококонцентрированный - с недостаточно развитой конкуренцией;

- в 2016 году – умереноконцентрированный - с умеренным уровнем конкуренции;

- в 2017 году – умереноконцентрированный - с умеренным уровнем конкуренции;

- в 2018 году - низкоконцентрованный - с развитым уровнем конкуренции.

Таким образом, наблюдается развитие конкурентной среды на рынке кадастровых и землеустроительных работ.

4. Доля выручки на рынке частных организаций к общему объему составила: в 2015 году - 43,7%; в 2016 году - 54,1%; в 2017 году - 65,8%; в 2018 году 65,1%. Таким образом, у частных организаций наблюдатся положительная динамика роста на рынке.

В то же время запланированный показатель «объем выручки частных организаций на рынке не менее 80%» пока не является достижимым: в муниципальных районах и городах

5. По итогам анализа рынка, крупнейшими хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке, являются: ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» с долей равной в 2015 году – 44%, в 2016 году – 34%, в 2017 году – 20,5%, в 2018 году – 21%; ООО «МегаБит» с долей равной в 2015 году – 6,9%, в 2016 году
-  12,8%, в 2017 году – 26,5%, в 2018 году - 21,6%.

6. По результатам анализа рынка можно сделать вывод, что планируемый показатель – «80% объем выручки частных организаций от общего объема выручки», в настоящее время не достижим.

27.11.2018