Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 году в Республике Башкортостан

Анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в 2016 году в Республике Башкортостан

 

1. Общие положения

Цель исследования – оценка состояния конкурентной среды на рынках услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, положения хозяйствующих субъектов на данных рынках, выявления барьеров входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на развитие конкуренции на рассматриваемом рынке, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства

Основанием для проведения данного анализа является план работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2017-2018, утвержденном Приказом ФАС России №1718/16 от 05.12.2016.

Методическую основу данного исследования составил Порядок проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее – Порядок), утвержденный Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении порядка проведения состояния конкуренции на товарном рынке».

В качестве источников информации использовались данные, полученные от  федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Временной интервал исследования товарного рынка определен с учетом цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации.

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временной период исследования рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является - 2016 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

 

Предварительное определение товара

Законом об отходах твердые коммунальные отходы определены как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

При этом сбор отходов представляет собой прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах.

В Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности услуги по сбору, обработке и удалению отходов, услуги по утилизации отходов объединены в 38 классе. В зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов объединены в группы: 38.11 – для сбора неопасных отходов и 38.12 – для сбору опасных отходов. Далее внутри группы в зависимости от видов отходов и возможности повторного их использования услуги по сбору отходов подразделяются на подгруппы, виды и категории (например, 38.11.1 – услуги по сбору неопасных отходов, пригодных для повторного использования и д.р.).

Услуги по транспортированию отходов в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности поименованы как «перевозка специальными транспортными средствами отходов и отбросов» и включены в прочие услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом (вид 49.41.19).

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности деятельность по сбору отходов отнесена к 38 классу услуг, куда входит сбор, обработка и утилизация отходов, обработка вторичного сырья.

В данном классе в зависимости от опасности отходов услуги по сбору отходов подразделяются на группы: группа 38.11 включает услуги по сбору неопасных отходов, группа 38.12 – услуги по сбору опасных отходов. Также указанные группы включают услуги по перевозке неопасных и опасных отходов соответственно.

Таким образом, согласно указанным классификаторам можно определить услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов как самостоятельный вид услуг по обращению с отходов, формирующий рассматриваемый рынок.

При этом необходимо отметить, что данные услуги находятся в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости и предоставляют собой неразрывную технологическую цепочку.

Таким образом, продуктовые границы определены услугами по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

 

Выявление свойств товара, определяющих выбор покупателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Также согласно Правилам предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО) коммунальные отходы объединены в группу 7 30 000 00 00 0 Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению, куда включены отходы из жилищ, отходы от уборки территории городских и сельских поселений, прочие твердые коммунальные отходы.

Поскольку Законом об отходах и ФККО установлен единый подход к понятию «твердые коммунальные отходы», а Стандартом и Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов предусмотрено понятие «твердые бытовые отходы», схожее с понятием «твердые коммунальные отходы», в рамках проведения анализа понятия «твердые бытовые отходы» и «твердые коммунальные отходы» приняты за равнозначные.

В соответствии с Законом об отходах сбор и транспортирование отходов является одним из этапов обращения с отходами.

В соответствии со Стандартом:

технологический цикл отходов (ТЦО) - последовательность технологических процессов ликвидации конкретных отходов;

этапы технологического цикла отходов - последовательность процессов и операций менеджмента в технологическом цикле отходов в период времени от их появления в хозяйственной деятельности, на стадиях жизненного цикла продукции и/или в быту избавления от них путем утилизации и/или захоронение, уничтожение.

Появление отходов имеет место в технологических и эксплуатационных процессах, а также в период ликвидации объектов, снятых с эксплуатации по истечении срока службы или по другим причинам, с образованием соответствующих отходов различных классов опасности.

Сбор отходов должен проводиться на территории их владельца или на другой санкционированной территории.

Транспортирование отходов должно производиться специальными транспортными средствами.

Транспортирование отходов связано с перемещением отходов между местами образования, сбора, накопления, хранения, утилизации, захоронения.

Этап транспортирования может быть связан с трансграничной перевозкой паспортизованных отходов из района, находящегося под национальной юрисдикцией одного государства, в район (или через район), находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, при условии, что такая перевозка затрагивает интересы не менее двух государств.

Также необходимо учитывать, что сбор и транспортирование отходов I – IV класса опасности осуществляется на основании лицензии, выданной в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности, тогда как сбор и транспортирование отходов V класса опасности производится без лицензии.

Соответственно, в рамках проведения анализа рынка предполагается оценка деятельности всех участников рынка сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов независимо от наличия либо отсутствия лицензий.

Кроме того, отношения по поводу обращения с отходами могут быть предметом различных договорных конструкций. Предмет договора с учетом ТЦО может включать следующие действия в отношении отходов: услуги по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению, переработке. В договоры могут быть включены как отдельные действия в отношении отходов, так и ряд последовательных действий по этапам движения отходов от производителя к хозяйствующему субъекту, который их размещает (использует). Сбор и транспортирование, обезвреживание, размещение (использование) выступают последовательными стадиями в технологической цепочке услуг по обращению с отходами. При этом в рамках проводимого анализа рассматриваются лишь услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Также необходимо учесть, что цена услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в значительной степени является для потенциального потребителя определяющим фактором при принятии решения о приобретении товара (услуги) и заключения договоров с продавцами услуг.

 

Определение взаимозаменяемых товаров

Согласно пункту 3.7 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке определение взаимозаменяемых товаров в соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Учитывая характер оказываемых услуг, а также необходимость наличия лицензии на осуществление услуг по сбору и транспортированию твердых бытовых отходов I-IV класса опасности, услуги, способные заменить сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, не выявлены.

 

4. Географические границы товарного рынка

В соответствии с пунктом 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке географические границы товарного рынка - это границы территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами.

При определении географических границ рынка следует учитывать характер рынка, при котором хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (продавец услуг), может предлагать свои услуги, а покупатели, в свою очередь, вправе заключать договор на оказание услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов с любым таким хозяйствующим субъектом (продавцом услуги).

Учитывая такую специфику, географические границы рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов следует считать местными (локальными). В рамках проведения данного анализа географическими границами рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов приняты административные границы городов с населением более 100 тысяч жителей и административных центров субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Башкортостан в 4 городах численность населения более 100 тысяч жителей: г. Уфа, г. Стерлитамак, г. Салават, г. Октябрьский.

Городской округ город Уфа является одним из крупнейших городов Российской Федерации с населением более миллиона человек и по вновь вводимому жилью входит в число передовиков. Территория рынка определяется так же, как и товарная группа: по принципу признания покупателями равной доступности товаров. Если покупатели считают товар, продаваемый в одном регионе заменителем товара, продаваемого в другом регионе, тогда эти регионы можно рассматривать, как один и тот же географический рынок данного товара. Население города Уфы по состоянию на 1 января 2015 года составляет 1 115 885 человек.

Городской округ город Стерлитамак второй по численности населения город Республики Башкортостан. Расположен в 130 км. от Уфы на территории площадью 109 кв. км. Стерлитамак является крупным промышленным, культурным и научным центром. Его мощный промышленный потенциал составляют предприятия химии, нефтехимии, машиностроения и стройиндустрии. Население города Стерлитамак по состоянию на 1 января 2015 года составляет 278 678 человек.

Городской округ город Салават – крупнейший центр по нефтехимии и нефтепереработке, занимающий третье место по величине в Республике Башкортостан. Город расположен на реке Белой в 150 километрах к югу от Уфы на территории площадью 106,2 кв. км. Население города Салавата по состоянию на 1 января 2015 года составляет 155 655 человек.

Городской округ город Октябрьский – это сложившийся город с развитой инфраструктурой и многоотраслевой экономикой, признанный одним из самых благоустроенных городов Башкортостана и Российской Федерации. Расположен в зоне Приуралья, в 188 км от столицы Республики Башкортостан, в 25 км от железнодорожной станции Туймазы на линии Ульяновск – Уфа. Город имеет выход на автодорогу федерального значения (М-5) Самара – Уфа – Челябинск. Численность населения – 112 478 человек.

В связи с этим рассматриваемые географические границы данного рынка будут заключены в административных границах городских округов городов Уфа, Стерлитамак, Салават, Октябрьский.

Сводная таблица хозяйствующих субъектов, оказывающих услугу по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в разрезе муниципальных образований, согласно географическим границам исследуемого рынка, на территории которого осуществляется услуга, отражена в Приложении №1.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV классов опасности.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках, включаются хозяйствующие субъекты, постоянно предоставляющие услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в географических границах муниципальных образований субъекта Российской Федерации в пределах определенного временного интервала и имеющих лицензию на деятельность по сбору и транспортированию отходов I - IV класса опасности, а также хозяйствующие субъекты, осуществляющие сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов V класса опасности.

Также необходимо отметить, что указанные хозяйствующие субъекты могут осуществлять несколько или же весь спектр услуг от сбора и транспортирования до захоронения. В связи с чем необходимо определять состав хозяйствующих субъектов в разрезе осуществляемых ими услуг.

Покупателями товара (услуги) являются физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы.

Конкретный перечень хозяйствующих субъектов, предоставляющих анализируемые услуги, определяется в результате анализа следующих материалов:

1) информации из реестра лицензий, представленных территориальным органом Росприроднадзора;

2) информации из регионального кадастра отходов производства и потребления соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.5.2 Порядка, количество выявленных хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, является достаточным, если выполняется любое (хотя бы одно) из следующих условий:

- выявленных хозяйствующих субъектов достаточно, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также для установления влияния любого из них на состояние конкуренции;

- количество выявленных хозяйствующих субъектов основано на всей доступной информации и не может быть расширено за счет информации о хозяйствующих субъектах, которой обладают покупатели и продавцы на рассматриваемом товарном рынке.

По данным Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан, являющегося республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль и надзор, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления, в Республике Башкортостан насчитывается 117 хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Управлением направлены запросы всем хозяйствующим субъектам. На основании представленных данных были установлены сведения о стоимости услуг и выручке хозяйствующего субъекта от оказания услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в разрезе муниципальных образований, согласно географическим границам исследуемого рынка, и отражены в приложении №2.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке.

Расчет общего объема рассматриваемого рынка, определенного в продуктовых и географических границах, и долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществляется на основании объема товара.

Количественной характеристикой объема рынка услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (Vm) является общий объем по сбору и транспортированию отходов в натуральных показателях (тыс. куб. м и тоннах) и стоимостных показателях (цена услуги).

Доля хозяйствующего субъекта в натуральном выражении - исполнителя на рассматриваемых товарных рынках (Di) определяется как отношение объема услуг по сбору и транспортированию отходов хозяйствующим субъектом к общему объему услуг по сбору и транспортированию отходов (Di = Vi / Vm).

Результаты расчета долей хозяйствующих субъектов в натуральном выражении и в стоимостном выражении в общем объеме товара определенного в соответствующих продуктовых и географических границах приведены в Приложении №3.

Согласно проведенному расчету крупнейшую долю на рынке услуг по сбору и транспортированию отходов занимают следующие хозяйствующие субъекты:

- на территории городского округа город Уфа в 2016 году, выделяется организация - МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» с долей хозяйствующего субъекта в натуральном выражении 94,95%, в стоимостном выражении - 92,30%;

- на территории городского округа город Стерлитамак осуществляет свою деятельность ООО "СпецАвтоТранспорт" с долей хозяйствующего субъекта в натуральном выражении 99,86%, в стоимостном выражении - 99,96%;

- ООО "СпецАвтоХозяйство" с долей хозяйствующего субъекта в натуральном выражении 99,99%, в стоимостном выражении - 99,98%;

- ООО «Спецэкотранс», доля которого по городскому округу города Октябрьский в 2016. составила 100%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Определение уровня концентрации товарных рынков осуществляется в соответствии с требованиями Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке».

В рамках данного анализа при определении уровня концентрации анализируемого рынка будет использован коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Определение уровня концентрации товарного рынка - рынка услуг по услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов по каждому муниципальному образованию с населением более 100 тысяч человек и административному центру Республики Башкортостан в 2016г.

В географических границах городского округа город Уфа коэффициент рыночной концентрации (CR1) в 2016 составил 94,95%; индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (HHI) равно = 9015. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуг по сбору и транспортированию отходов в географических границах городского округа город Уфа относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

В географических границах городского округа город Стерлитамак коэффициент рыночной концентрации (CR1) в 2016 составил 99,86%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (НШ) равно = 9972,02. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуг по сбору и транспортированию отходов в географических границах городского округа город Стерлитамак относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

В географических границах городского округа город Салават коэффициент рыночной концентрации (CR1) в 2016 составил 99,99%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (НШ) равно = 9998,02. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуг по сбору и транспортированию отходов в географических границах городского округа город Салават относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

В географических границах городского округа город Октябрьский единственными поставщиками услуг являются ООО «Спецэкотранс» доля которого на рынке услуг по сбору и транспортированию отходов по итогам 2016г. составила 100%. При этом коэффициент рыночной концентрации (CR1) в 2016 году составил 100%, а НН1= 10000. Показатели рыночной концентрации позволяют сделать вывод о том, что рынок услуг по сбору и транспортированию отходов в географических границах городского округа город Октябрьский относится к I типу рынка и является высококонцентрированным.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

Проводится анализ существующих в каждом из муниципальных районов и городских округов барьеров входа на рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе:

а) административные ограничения (условия лицензирования отдельных видов деятельности; экологические ограничения и т.д.);

б) экономические ограничения (необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке и т.д.);

в) наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок.

Административные ограничения: в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» предъявлены требования к хозяйствующим субъектам по обращению с отходами, а именно требования к обращению с опасными отходами; требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; требования к транспортированию опасных отходов. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по обращению с опасными отходами. В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» под понятием сбор отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; под транспортированием отходов понимается деятельность по перемещению отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

В зависимости от степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека отходы подразделяются на 5 классов опасности, в соответствии с Критериями, утвержденными приказом Минприроды РФ от 4 декабря 2014г. №536. ТКО, в том числе являющиеся предметом настоящего анализа, могут относиться к отходам I-IV класса опасности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. №1062, обращение с отходами I-IV класса опасности требует получения лицензии. Обязательному лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Экономическим барьером является значительный размер первоначального капитала для создания предприятия, предоставляющего услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, большие сроки окупаемости капитальных вложений для покупки специального оборудования, позволяющего осуществлять выгрузку отходов из контейнеров и его транспортировку к местам размещения и утилизации.

С учетом требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, осуществляющим услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, круг участников данного процесса ограничен.

Учитывая специфику экономической нецелесообразности транспортировки ТБО для захоронения или переработки на дальние расстояния, рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов является закрытым для межрегиональной торговли.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Рынок услуг по сбору, вывозу и уничтожению ТБО в большинстве исследуемых городов относится к рынку с неразвитой конкуренцией. Большинство предприятий осуществляющих деятельность на данном рынке в своих географических границах рынка, занимают доминирующее положение и обладают рыночным потенциалом.

Барьеры вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов связаны в основном с капитальными вложениями по закупке транспортных средств, а также административными и экологическими ограничениями.

Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению ТБО, проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в крупнейших городах Республики Башкортостан – город Уфа, город Стерлитамак, город Салават на рынке преобладает один хозяйствующий субъект. В городе Октябрьский на рынке действует только один частный оператор. На основании этого можно сделать вывод, что конкуренция между хозяйствующими субъектами – участниками рынка не развита.

 

 

Начальник отдела естественных

монополий и финансовых рынков