Анализ состояния конкуренции на рынке широкополосного доступа к сети Интернет в Республике Башкортостан

Башкортостанским УФАС России на основании Порядка проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном приказом ФАС России №220 от 28.04.2010 (далее - Порядок) проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг предоставления широкополосного доступа (далее – ШПД) к сети Интернет в 2014-2015 годах в Республике Башкортостан.

Исследование состояния конкурентной среды на рынке услуг ШПД к сети Интернет проводился по следующим параметрам товарного рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал исследования товарного рынка.

3. Продуктовые границы товарного рынка: «услуги доступа к сети Интернет».

4. Географические границы товарного рынка.

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7 - 9. Определение уровня рыночной концентрации, определение барьеров входа на рынок, оценка состояния конкуренции на рынке услуг ШПД к сети Интернет.

10. Выводы и предложения по включению операторов связи в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

 

1. Общие положения

Целью проведения Анализа является установление доминирующего положения операторов связи, предоставляющих широкополосный доступ к сети Интернет, осуществляющих деятельность на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, с последующим их включением в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

В качестве исходной информации для анализа состояния конкуренции на рынке услуг ШПД к сети Интернет могут использоваться:

- данные официальной статистической информации;

- сведения Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан;

- сведения, полученные от физических и юридических лиц, в том числе сведения, представляемые покупателем (покупателями) данного товара, в том числе в результате их выборочного опроса, а также сведения, представляемые продавцами данного товара;

- данные собственных исследований антимонопольного органа;

- данные ранее проведенных антимонопольными органами исследований состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке;

- данные иных источников, предусмотренных приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

 

2. Временной интервал исследования товарного рынка

Учитывая, что исследование ограничивается изучением характеристик рынка ШПД к сети Интернет, которые сложились до момента проведения исследования, Анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования рынка ШПД к сети Интернет является период с 01.09.2014 по 01.09.2015 год.

 

3. Продуктовые границы товарного рынка

При установлении продуктовых границ товарного рынка антимонопольный орган руководствуется следующими основными понятиями и положениями.

Товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Взаимозаменяемые товары – товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении, в том числе при потреблении в производственных целях (статья 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии с п. 3.1. Порядка, процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

- предварительное определение товара;

- выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;

- определение взаимозаменяемых товаров.

Услуги предоставления доступа к сети Интернет выделяются в отдельный рынок на основании функционального назначения товара – получения доступа к сети Интернет с целью использования ресурсов сети Интернет, документальной электросвязи, иных сервисов.

Для целей настоящего анализа не рассматриваются услуги предоставления доступа к сети передачи данных с целью получения услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония).

Услуги предоставления доступа к сети Интернет относятся к услугам связи в соответствии со статей 2 Федерального закона от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи».

На основании постановления Правительства РФ от 18.02.2005 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» доступ к сети Интернет относится к телематическим услугам связи.

Оказание телематических услуг связи операторами связи осуществляется на основании соответствующих лицензий, выдаваемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, на осуществление деятельности в области оказания телематических услуг связи.

В соответствии с п. 3.6. Порядка проведения анализа, выявления товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаров в одну классификационную группу.

Основными свойствами товара, определяющими выбор данной категории покупателей, являются стоимостные и качественные показатели услуги.

Стоимостные показатели: стоимость организации доступа к сети; плата за пользование ресурсами.

Качественные показатели: скорость, предоставление дополнительных сервисов, распространенность.

Для установления взаимозаменяемости видов технологий подключения использовалась информация, полученная из Интернета, а также от хозяйствующих субъектов (провайдеров).

Услуги предоставления доступа к сети Интернет по качественным и техническим характеристикам, значимым с точки зрения потребителя, характеризуются способом соединения по сети передачи данных:

- коммутируемый доступ,

- широкополосный доступ.

Коммутируемый доступ – сервис, позволяющий компьютеру используя модем и телефонную сеть общего пользования, подключаться к другому компьютеру (серверу доступа) для инициализации сеанса передачи данных, т.е. для доступа в сеть Интернет. Телефонная связь через модем не требует никакой дополнительной инфраструктуры, кроме телефонной сети. Поскольку телефонные пункты доступны во всем мире, такое подключение остается полезным для большинства сельских или отдаленных районов, где получение иного доступа к сети «Интернет» невозможно из-за отсутствия необходимой инфраструктуры в связи с малой численности населения; в таких случаях подключение к сети с помощью модема по обычной коммутируемой телефонной линии связи является доступным выбором.

Широкополосный доступ к сети Интернет может быть организован проводным или беспроводным способами. Проводные способы доступа являются фиксированными, то есть выход в Интернет пользователем осуществляется с определенного, специально оборудованного рабочего места. В случае беспроводного способа доступа пользователь может выходить в сеть, находясь в организованной оператором связи зоне доступа, а также, в случае предоставления услуги операторами мобильной связи, перемещаться внутри этой зоны. Примерами не фиксированного широкополосного доступа могут являться сети операторов сотовой связи (GPRS, EDGE, UMTS, LTE и др.). Наиболее распространенными технологиями проводного широкополосного доступа являются DSL, Ethernet и др.

Доступ по телефонной линии – это не постоянная или временная связь, потому что по желанию пользователя или оператора рано или поздно будет разорвана. У модемных подключений максимальная теоретическая скорость составляет 56 кбит/сек (при использовании протоколов V.90 или V.92), хотя на практике скорость редко превышает 40-45 кбит/сек, а в подавляющем большинстве случаев держится на уровне не более 30 кбит/сек. Также у телефонного соединения через модем обычно высокое время задержки, которое доходит до 400 миллисекунд или более и которое дает онлайн-игры и видео конференцсвязь крайне затруднительными или же полностью невозможными.

Если коммутируемый доступ имеет ограничение по скорости передачи данных порядка 56 кбит/c, то широкополосные технологии обеспечивают во много раз большую скорость обмена данными: по технологии DSL скорость составляет в среднем 512-1024 Кбит/с, по технологии Ethernet - до 100 Мбит/с и выше, по технологиям мобильной связи с использованием стандарта передачи данных GPRS, EDGE - до 115 кбит/с, а со стандартом передачи данных LTE до 100 Мбит/с и выше.

Таким образом, потребительские свойства услуги доступа к сети Интернет по данным способам соединения различны, поскольку, используя широкополосный доступ к сети Интернет, пользователь имеет большие возможности получения информации. Кроме того, оплата доступа к сети Интернет c использованием широкополосного доступа, в большинстве своем, представлена операторами связи безлимитными тарифами, дающими пользователю непрерывное подключение к Интернету (без необходимости установления коммутируемого соединения), в то время как технология Dial-Up основана на времени соединения, что не позволяет сравнить цены данных услуг.

Большинство операторов связи уже отказались от технологии Dial-Up, ввиду неконкурентоспособности по сравнению с широкополосным доступом к сети Интернет.

В связи с вышеизложенным, коммутируемый и широкополосный доступ в рамках данного исследования не могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых товаров.

Рассматривая услуги предоставления широкополосного доступа к сети Интернет по стоимостным показателям, стоит учесть, что услуги доступа, предоставляемые операторами мобильной связи в анализируемом периоде, представлены тарифными планами стоимостью от трехсот до семисот рублей в месяц, не предусматривающими ограничение скорости скачивания данных, но имеющие «квоты» на объем скачиваемых данных.

Вместе с этим, несмотря на ограничение объема трафика, устанавливаемое оператором связи, предлагаемые операторами услуги позволяют потребителю использовать Интернет для просмотра почты и обмена файлами, общению в социальных сетях и онлайн-мессенджерах, загрузке и просмотре фотографий, прослушивании музыки, для покупок в интернет-магазинах, поиска информации в Сети, а также в ряде случаев просмотра фильмов онлайн, что удовлетворяет потребности большинства пользователей услуг.

Стоимость услуг доступа, предоставляемые операторами фиксированной связи варьируются от трехсот до шестисот рублей в месяц без ограничения траффика, но с ограничениями по скорости Интернет соединения: в среднем - от 30 до 100 Мбит/с.

С точки зрения потребителя, услуга предоставления доступа к сети Интернет, помимо платы за пользование ресурсом (эксплуатационные затраты), характеризуется затратами при установке и подключении соответствующего оборудования для организации доступа к сети передачи данных (затраты при приобретении).

Для выхода в сеть Интернет, в случае использования услуг фиксированного и мобильного широкополосного доступа, пользователям необходим компьютер и сетевое оборудование (сетевой адаптер – для подключения по технологии Ethernet, ADSL-, 3G/4G-, CDMA- модем - для подключения по соответствующим технологиям. Стоимость оборудования в названных случаях составляет порядка 800-1500 рублей.

Стоит отметить организацию беспроводного широкополосного доступа к сети Интернет с использованием спутниковой связи. Спутниковая передача данных позволяет получить качественную, бесперебойную связь в зоне действия луча спутника-ретранслятора, позволяет достичь больших скоростей передачи и отправки данных.

Спутниковая связь через приемо-передающая спутниковая антенна не требует никакой наземной инфраструктуры. Для осуществления выхода в сеть необходимо только открытое пространство в направлении спутника, что также является полезным в сельских или отдаленных районов, в случае отсутствия доступа к сети «Интернет» из-за отсутствия необходимой инфраструктуры.

Вместе этим, тариф на безлимитный спутниковый интернет составляет порядка 3000 рублей в месяц, что значительно превышает стоимость рассматриваемых безлимитных тарифов операторов связи, предоставляющих услуги фиксированного и мобильного широкополосного доступа к сети Интернет.

Для целей организации доступа к сети Интернет по данной технологии также необходимы приемо-передающая спутниковая антенна, а также спутниковый маршрутизатор, общая стоимость которых может составлять от 20 000 рублей, что также сравнимо выше стоимости оборудования для организации доступа к сети передачи данных, используя проводные сети либо сети мобильной связи.

На основании изложенного, в рамках данного исследования можно сделать вывод, что услуги широкополосного доступа к сети Интернет в зависимости от используемой технологий фиксированной или беспроводной (за исключением спутникового соединения) связи с точки зрения потребительской ценности товара по стоимостным и качественным параметрам могут быть рассмотрены в качестве взаимозаменяемых товаров.

 

4. Географические границы товарного рынка

Анализ проводится в географических границах субъекта Российской Федерации. В данном случае географическими границами рынка ШПД к сети Интернет является РБ.

 

5. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Состав покупателей – совокупность «конечных» пользователей, использующих услугу доступа к сети Интернет для собственных (личных или служебных) целей.

Продавцами на данном рынке являются юридические лица – операторы связи, владеющие лицензией на право предоставления телематических услуг связи.

По данным, представленным Управления Роскомнадзора по Республике Башкортостан, на территории республики могут оказывать услуги 36 хозяйствующих субъектов:

ПАО «Вымпел-Коммуникации», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ПАО «МегаФон», ОАО «Сотовая Связь Башкортостана», ООО "Луч", ООО "Информационнокоммуникационный центр "Экспресс", ООО "Уфателеком", ООО "Системы Телекоммуникаций и Связи", ООО "Телекоммуникационные системы", ООО "Белка-Net", ООО "Информационные коммуникации", ООО "Инженерный Центр "Асиорс", ООО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл", ООО "АРГО", ОАО "БЭТО", ООО "Телеконтур", ИП Селезнев Константин Валерьевич, ООО “Диапазон”, ООО "Башнефть-Информ", ООО "РТКомм-Волга-Урал", ООО "Многопрофильное предприятие средств связи и телекоммуникаций", ОАО "Спутниковые телекоммуникации Башкортостана", ООО "ТВ-Маяк", ПАО "Башинформсвязь", ООО "Фирма "БИС", ООО "Башкирские распределительные электрические сети", АО "Смартс - Уфа"', ООО "БашТелекомСервис", ООО "РИК", ООО инженернокоммерческая фирма "Интерком", ООО "Телекомпания Фиалка", ООО "Зеленая Точка Уфа", АО "Уфанет", ОАО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл", ООО "МП ССТ".

Запросы направлены всем. Обобщая полученные ответы, установлено, что за исследуемый период поставщиками услуг в продуктовых границах исследуемого рынка являются: ПАО «Вымпел-Коммуникации», ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ПАО «МегаФон», ОАО «Сотовая Связь Башкортостана», ООО "Информационнокоммуникационный центр "Экспресс", ООО "Системы Телекоммуникаций и Связи", ООО "Телекоммуникационные системы", ООО "Белка-Net", ООО "Информационные коммуникации", ООО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл", ОАО "БЭТО", ООО "Телеконтур", ООО "Башнефть-Информ", ООО "РТКомм-Волга-Урал", ООО "ТВ-Маяк", ПАО "Башинформсвязь", ООО "Башкирские распределительные электрические сети", ООО "Телекомпания Фиалка", ООО "Зеленая Точка Уфа",АО "Уфанет", ОАО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл", ООО "МП ССТ", ООО "Фирма "БИС".

Таким образом, вышеуказанные хозяйствующие субъекты будут являться участниками рынка

На основании представленных данных хозяйствующих субъектов был проведен анализ.

 

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на товарном рынке

Согласно п. 6.1. Порядка проведения анализа, основным показателем для расчета объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке является объем продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке. Иные показатели используются в тех случаях, когда из-за отраслевых особенностей они позволяют более точно охарактеризовать положение хозяйствующих субъектов на рассматриваемом товарном рынке с точки зрения конкуренции.

Указанные выше показатели могут использоваться в натуральном или стоимостном выражении, а также в условных расчетных единицах, обеспечивающих сопоставимость данных по различным товарам из группы взаимозаменяемых товаров, сопоставимость данных по различным продавцам и приобретателям.

Учитывая, что в большинстве случаев, оператор связи не ведет учет объемов принятой/отправленной информации в натуральном (Мбайт.) выражении, расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке учитывается по объему продаж (поставок) на рассматриваемом товарном рынке в стоимостном выражении (руб.).

Объем рынка ШПД к сети Интернет определяется как сумма объемов продаж данного товара хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

В таблице приведен результат расчета долей объемов продаж (поставок) на рынке услуг ШПД к сети Интернет по каждому предприятию в общем объеме реализации всей продукции на территории Республики Башкортостан, исходя из стоимостных показателей (руб.).

 

Оператор связи

Выручка

Доля, %

ПАО «Вымпел-Коммуникации»

<…>

12,25

ПАО «Мобильные ТелеСистемы»

<…>

19,35

ПАО «МегаФон»

<…>

17,81

ОАО «Сотовая Связь Башкортостана»

<…>

7,45

ООО "Информационнокоммуникационный центр "Экспресс"

<…>

0,03

ООО "Системы Телекоммуникаций и Связи"

<…>

0,02

ООО "Телекоммуникационные системы"

<…>

0,30

ООО "Белка-Net"

<…>

0,05

ООО "Информационные коммуникации"

<…>

0,01

ООО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл"

<…>

0,01

ОАО "БЭТО"

<…>

0,01

ООО "Телеконтур"

<…>

0,15

ООО "Башнефть-Информ"

<…>

0,15

ООО "РТКомм-Волга-Урал"

<…>

0,27

ООО "ТВ-Маяк"

<…>

0,02

ПАО "Башинформсвязь"

<…>

27,88

ООО "Башкирские распределительные электрические сети"

<…>

0,03

ООО "Телекомпания Фиалка"

<…>

0,04

ООО "Зеленая Точка Уфа"

<…>

0,17

АО "Уфанет"

<…>

13,75

ОАО "Монтажнотехнологическое управление "Кристалл"

<…>

0,17

ООО "МП ССТ"

<…>

0,06

ООО "Фирма "БИС"

<…>

0,01

Итого:

<…>

100

 

 

Согласно проведенному расчету наибольшую долю на исследуемом рынке занимает ПАО "Башинформсвязь". Доля этого предприятия по продаже услуг ШПД к сети Интернет на территории РБ за анализируемый период составила 27,88%.

 

7. Определение уровня концентрации товарного рынка.

Уровень концентрации товарного рынка определен на основании индекса рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана.

 За анализируемый период коэффициент рыночной концентрации (CR5) составил 65,04%, а индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) равно 1864,40.

 Показатель рыночной концентрации позволяет сделать вывод о том, что розничной рынок ШПД к сети Интернет относится к 1 типу рынков и является умеренно - концентрированным.

 

8. Барьеры входа на товарный рынок

Административные барьеры.

Услуги связи являются лицензируемым видом деятельности, основным барьером является процедура получения лицензии.

В сегментах рынка, доступ в которых организуется с использованием технологий беспроводного доступа, в качестве барьеров отмечаются длительные сроки получения разрешений на использование радиочастот (в том числе для базовых и радиорелейных линий).

Во всех сегментах в качестве административных барьеров на местном уровне выявлены процедуры по согласованию размещения средств связи на земельных участках, на (в) зданиях, сооружениях; получение разрешительных документов на строительство линейно-кабельных сооружений. Сложности возникают при согласовании размещения средств связи в зданиях гражданского назначения с собственниками зданий, в том числе жилого фонда: собственники помещений предъявляют необоснованные требования по ремонту, кругу обслуживания, или отказывают в размещении средств связи.

Экономические барьеры.

Отмечается высокий уровень первоначальных затрат, как при создании собственной сети связи, так и с использованием сети связи другого оператора.

 

9. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Розничный рынок ШПД к сети Интернет на территории Республики Башкортостан относится к умеренно - концентрированным.

 Развитие рынка ШПД к сети Интернет связано со значительными временными и финансовыми затратами, что снижает возможности потенциальных участников рынка ШПД к сети Интернет на территории Республики Башкортостан. В связи с чем, Управление считает об отсутствии перспектив изменения конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

 

10. Вывод

Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает тридцать пять процентов, за исключением указанных в частях 3 и 6 настоящей статьи случаев.

Частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);

2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;

3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Таким образом, по итогам анализа рынка можно выделить крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, которые являются: ПАО "Башинформсвязь" с долей равной 27,88%, ПАО «Мобильные ТелеСистемы» с долей равной 19,35%, ПАО «МегаФон» с долей равной 17,81%, а также АО "Уфанет" и ПАО «Вымпел-Коммуникации», имеющие доли 13,75% и 12,25%.

Соответственно по результатам проведенного анализа рынка широкополосного доступа к сети Интернет в Республике Башкортостан можно сделать вывод о том, что данные хозяйствующие субъекты оказывают влияние на общие условия оказания услуг широкополосного доступа к сети Интернет.

 

 

Начальник отдела естественных

монополий и финансовых рынков                                                           <…>